«Что имеем – не храним»
Постепенно Климкин начал восстанавливаться после травмы двуглавой мышцы бедра. Весной и летом 2004 года он выступал в шоу. Этот обычный вид деятельности для фигуристов стал для Климкина необходимостью, потому что ему нужны были деньги. По неподтвержденной информации Федерация фигурного катания России настаивала на проведении операции сразу после чемпионата мира 2004 года. Единственным вариантом, при котором Климкин мог рассчитывать на финансовую помощь, была клиника ЦИТО (Национа́льный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н. Н. Прио́рова). В ходе операции поврежденная часть ахиллова сухожилия очищалась от наростов, после чего начинался долгий (иногда больше года) и болезненный период восстановления.
Если бы операция проводилась методом артроскопии с минимальным хирургическим вмешательством, то можно было бы сократить время реабилитации и уменьшить болевые ощущения. Но этот вариант даже не обсуждался, поскольку в то время артроскопия не практиковалась в российских клиниках. Говорили, что Илья до последнего пытался избежать операции, опасаясь, что она серьезно нарушит тренировочный процесс и поставит под вопрос его карьеру.
В августе 2004 года состояние ахиллова сухожилия ухудшилось настолько, что Илья смирился с неизбежностью хирургического вмешательства.
Из-за занятости врачей ЦИТО, сложной финансовой ситуации и других медицинских факторов операция была отложена на три месяца. Илье пришлось пропустить сезон 2004/2005. Уверенности, что он сможет соревноваться, не было — такой тяжелой была травма.
«Я мог бы попробовать сделать операцию в Германии. Но тогда это было невозможным из-за позиции Федерации. Они отправляли только в ЦИТО, с которым у них, видимо, был договор. Лечение в любой другой стране было бы за мой счет. Специалистов мне тоже пришлось бы искать самому. Мне кого-нибудь бы порекомендовали, если бы хоть один врач в России мог объяснить, что же вообще надо делать.
Оглядываясь назад, я думаю, что лучше бы я сделал операцию за границей. Но это только мое предположение. Сейчас я вижу, что спортсмены постоянно обращаются в немецкие клиники. Там они быстрее восстанавливаются и приступают к тренировкам в полную силу. Я же, к сожалению, не мог ничего делать в течение 8-10 месяцев после операции в Москве. Это был один из самых сложных периодов в моей жизни».
На чемпионате мира 2004 года Елена Вайцеховская безоговорочно приняла позицию тренера и считала, что травмированный Климкин должен был исполнить произвольную программу ради национальной сборной.
В ноябре 2004 года она опубликовала статью, в которой критиковала недостаточное внимание федерации и спортивных руководителей к здоровью спортсменов. Чтобы проиллюстрировать остроту ситуации, журналист включила в статью интервью с Климкиным, и назвала этот раздел «Что имеем – не храним».
Вайцеховская полностью поменяла свое мнение и теперь называла его спортсменом, «реально способным принести стране олимпийскую медаль».
Она критиковала федерацию за то, что Климкину не предоставили должной медицинской помощи. Она объясняла это тем, что последние несколько десятилетий российские одиночники были самыми сильными в мире, и спортивные руководители не думали о том, как сохранять статус-кво и развивать новые таланты, после того как лидеры сборной уйдут из спорта.
В интервью открылось много неприятных подробностей. Например, Климкин рассказал, что долгое время никто, включая тренеров и спортивных руководителей, не верил в серьезность его травмы. Его считали симулянтом, который просто не хочет ходить на тренировки. Он признался, что несколько лет ему приходилось оплачивать лечение из своего кармана. Стоимость годового лечения значительно превышало стоимость одной операции в ЦИТО. Он не мог отказаться от участия в шоу, поскольку не был уверен, что останется в спорте, и показательные выступления оставались единственным источником заработка.
Климкин рассказал, что о нем начали заботиться, когда стало ясно, что в мужском катании в России почти никого не осталось кроме Евгения Плющенко, который купался в золотых медалях.
И хотя в речи звучала горечь разочарования в спорте, решения Климкина говорили о другом: он отказывался от чистки ахиллова сухожилия в основном чтобы не терять сезон 2004/2005.
Елена Вайцеховская, вслед за федерацией, которую она критиковала, начала действовать только после неудачных выступлений русских одиночников на Гран-при 2004 года и после осознания того факта, что на Играх в Турине Россия может реально рассчитывать всего на три золотые медали вместо четырех.
Журналист мгновенно приспособила историю Климкина для выражения своих мыслей, но по-прежнему видела в нем только инструмент для получения медалей.
К сожалению, Климкину от этих журналистких игр не было никакой пользы…
Одиночество
Новая судейская система ISU, которая была введена осенью 2004 года, должна была заменить старую шестибалльную и исключить ее ошибки. По новой системе судьи оценивают не только сложность технических элементов, но и качество и уровень их исполнения, а также компоненты: хореографию, передачу музыки, владение коньком. Цель новой системы – максимально объективное судейство и сбалансированные выступления спортсменов.
***
В середине ноября Климкин перенес операцию ахилловом сухожилии, после чего о нем мгновенно забыли. Внимание публики и федерации фигурного катания переключилось на новых молодых звезд, готовых занять его место. Однако, вскоре стало ясно, что надежную замену Климкину найти тяжело – ни один из более молодых спортсменов не достиг такого уровня, чтобы войти в десятку и тем более в тройку лучших.
Изгнание, во время которого Илья продолжал испытывать боль, длилось около года. Спортсмену пришлось все начинать с нуля. 3 месяца он не выходил на лед и какое-то время передвигался на костылях, 4 месяца восстанавливался и не тренировал прыжковые элементы. Он заново учился прыгать. В течение 10 месяцев после операции Климкин боролся с рецидивами и осложнениями. К регулярным интенсивным тренировкам он смог приступить через год, в ноябре 2005 года. Все это время он страдал от депрессии и думал над окончанием карьеры. Из-за затянувшегося восстановления Илья пропустил весь сезон 2004/2005, в том числе чемпионат мира 2005 года в его родном городе Москве.
***
Два спортсмена
Впервые за 102 года чемпионат мира вновь вернулся в Россию в марте 2005 года. Чемпионат был крайне важен, поскольку по его результатам определялось количество квот на Олимпиаду. На тот момент Климкин не существовал для российского фигурного катания. По иронии судьбы история, произошедшая с ним на чемпионате мире в Дортмунде, повторится в Москве, но уже абсолютно в другом свете.
Евгений Плющенко, мировой лидер и главная надежда России на золотую медаль Олимпийских игр, должен был обеспечить три квоты на Олимпиаду. Именно на него делалась главная ставка. Но, как и Климкин год назад в Дортмунде, Плющенко подошел к чемпионату мира с травмой. Травма паха серьезно затруднила его подготовку, начали ходить слухи, что Плющенко может сняться с турнира.
Плющенко исполнил квалификационную программу очень осторожно, но короткую программу откатать без ошибок не получилось. Тем не менее, спортсмену удалось остаться в тройке лидеров и даже сохранить шансы на «золото». Но в день произвольных прокатов боль усилилась настолько, что ему пришлось сняться. Позже врачи установили, что у Плющенко было не растяжение паха, а грыжа, которую надо было оперировать.
«Золото» чемпионата мира в Москве выиграл швейцарец Стефан Ламбьель, спортивная карьера которого стремительно пошла вверх после успешной операции на мениске левого колена, проведенной осенью 2004 года. Канадец Джеффри Баттл стал вторым, американец Эван Лайсачек – третьим. Многие спортсмены, в том числе и медалисты, откатали произвольные программы с ошибками. Российской сборной едва удалось получить две квоты на Олимпиаду 2006.
Контраст в отношении к двум русским фигуристам очевиден. Например, статья Елены Вайцеховской о снятии Плющенко называется «Неподсуден». В ней журналист пишет о Плющенко с явным восхищением и сочувствием. Если Климкин «поставил под угрозу» представительство России на чемпионате мира, то Плющенко, как мирового лидера, СМИ поддержали в его решении сняться с соревнований, даже если это значило потерю одной или двух квот на Олимпийские игры. К его далеко не идеальному прокату не отнеслись со снисхождением, ему не надо было доказывать свою боль. Плющенко сочувствовали, его смелостью восхищались.
Кроме того, сразу после чемпионата мира Плющенко была сделана дорогая операция в Германии, расходы на которую полностью компенсировала Федерация.
(http://plushwinner.ru/press/article365.htm;http://plushwinner.ru/press/article373.htm; http://www.velena.ru/translations/EP_2005.html). Спортсмен быстро восстановился перед началом следующего сезона и был готов продолжать путь к Олимпийскому золоту Турина.
Источники:
Евгений Плющенко на чемпионате мира 2005 г – собрание мини-репортажей: http://plushwinner.ru/press/article363.htm
Репортаж Елены Вайцеховской о снятии Евгения Плющенко с чемпионата мира 2005 г: http://velena.ru/skating/comp/2005/WCH2005_1803M.html
Интервью с Ильей Климкиным, перенесшим операцию на сухожилии левого голеностопа, Дарья Сребницкая, «Советский спорт», 18 ноября, 2004:
https://web.archive.org/web/20050226000047/https://www.sovsport.ru/gazeta/default.asp?id=171842
Продолжение следует..
Перевод: Дарья Сергучева
Источник: https://vk.com/@fstop2020-velichaishii-rossiiskii-figurist-kotorogo-nikogda-ne-bylo-10