Имя Исаака Ньютона известно даже тем, кто далек от науки. С его работами связана новая эпоха в физике и математики. Он завершил дело, начатое Галилеем, создав теоретическую физику, внес огромный вклад в математику, сделал фундаментальные открытия в оптике.
И потомки, и современники признавали его авторитет, А. Эйнштейн говорил, что он своими трудами оказал глубокое и сильное влияние на мировоззрение в целом. Лагранж говорил, что он был счастливейшим из смертных, т.к. открыл законы Вселенной. Его труды очень высоко ценились, но были среди них и такие, которые многим казались пустым времяпровождением.
То, что мы не знали о Ньютоне
Исаак Ньютон считал себя глубоко верующим человеком. Но его вера была похожа на ересь, однако ученый старался об этом не распространяться, т.к. в то время за богохульство могли лишить гражданских прав и посадить в тюрьму. Например, друга Ньютона Уистона лишили профессорского звания и прогнали из Кембриджского университета.
Сам Ньютон, изучив древнееврейский язык, начал исследовать Библию по особой научной методике, используя свои знания: лингвистический анализ, астрономические расчеты, связанные с затмениями и т.п. И если другие рукописи физика были на вес золота, то эти оказались никому не нужными.
Судьба рукописей
У Исаака Ньютона не было семьи, и после его смерти его архив достался мужу его племянницы. У графа Портсмута они пролежали почти полтора века, не востребованными. Наследники пытались продать эти рукописи, но ни одно солидное учреждение после знакомства с ними не хотело их покупать (библиотека Кембриджа, Британский национальный музей). И лишь в 1936 году архив был продан с аукциона.
Одна часть досталась лорду Джону Мейнарду Кейнсу, другая – еврейскому ученому Аврааму Шалому Иегуде. Кейнс, изучив то, что ему досталось, опубликовал сенсационный материал, где рассказал, что Ньютон был мистиком теологом.
Иегуда показал свою часть Альберту Эйнштейну. Они пытались передать эти рукописи в дар Гарвардскому и Йельскому университету, но не смотря на авторитет Эйнштейна, оба учебных заведения ответили категорическим отказом. И лишь в 1951 году Иегуда решил подарить их Национальной библиотеке в Иерусалиме. Это был огромный рукописный архив, который потом оцифровали и превратили в микрофильмы.