Найти в Дзене
Native-Like Fluency in English

«Чем могу быть вам полезным?» — почему я считаю этот вопрос «вредным»

— Какими бы словами ты меня описал?
— За чем ты бы ко мне обратился в первую очередь?

Это самые популярные вопросы, которые задают на популярных тренингах. Люди во время и после тренингов мучают других людей вопросами из разряда «Какая я? В трех словах?»

Зачем? Разве в этих словах истина?

Люди добавляются в друзья и знаете, что они пишут в первую очередь? «Буду рад быть полезным» или «Чем могу быть вам полезным?»

Я искренне считаю этот вопрос вредным.

Да, меня спрашивали: «Что же вредного в пользе?»

Мой ответ: в насильственном ее пропихивании в пространство другого человека без спроса. И в том, что этот вопрос на уровне чувствования незнакомого человека переводится как «Вы уже посмотрели мой профиль? Готовы что-нибудь купить из того, что я умею?»

Не готова. Когда начинают про пользу, и агрессивно через «оцените уже, наконец, мою пользу», я всегда не готова продолжать беседу.

Это первая причина.

Вторая — какая польза в том, что все хотят быть «полезными»?

Т.е. все хотят понять какую социальную функцию они выполняют хорошо. Как будто на этом человек закончился. На трех словах о том, какой он хороший, добрый и ответственный фотограф, например.

Шаблонные вопросы порождают шаблонные ответы. Попросите написать человека отзыв — для него это работа. Он теряется, думает, пишет через «не очень-то и хотелось». Когда человек пишет отзыв сам, искренне, когда вы не ждали, или делает что-то — вот тут вы понимаете, чем были и есть «полезны». Но выстраивать такие отношения, когда человек сам хочет написать отзыв — это работа, и это долго. Спросить 20 человек «Чем я тебе полезен?» — проще. Просто искренних, развернутых ответов на такие вопросы почти не дают. Дают так, как спросили — три слова. И почти во всех историях, которые я слышала — слова повторяются. И жизнь того, кто спрашивал, никак не меняется после серии интервью «А какая я?».

Ответы притягиваются за уши, хочется же не обидеть, сказать приятное и отметить, какой человек профессионал. Вот и получается, люди сами напрашиваются на то, чтобы определить себя как социальную функцию и ей соответствовать — т.е. соответствовать мнениям о себе. Их же много, они не могут ошибаться.

Мне всегда хочется спросить — а что, хороший юрист не может быть внимательной мамой? Мне обязательно записываться на консультацию? Что, если я учусь у человека совсем другому?
Что, классный веб дизайнер, не может быть коллекционером антиквариата и уметь создавать атмосферу для друзей?
Что, опытный продюсер не может быть просто человеком, который меня понимает полностью?

Когда задаются вопросы в разрезе «За чем ты бы ко мне обратился в первую очередь?» почти всегда подразумевается профессиональная пригодность. И что-то одно. Потому что «в первую очередь» человек должен уметь делать что-то одно, и делать хорошо. И к нему должны «обращаться», когда это что-то вдруг понадобилось.

В этой игре вопросов и в сценарии этих тренингов нет места, например, ответу «я тебя люблю», нет места молчанию, когда и без слов все понятно, и такие вопросы в принципе задавать бессмысленно.

Есть эйфория от 20 новых ответов, умноженных на 3 слова, на неделю примерно. И потом ничего кардинально не меняется. Кроме того, что люди еще больше укореняют убеждения, что надо быть «полезным».

If you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today

#natalia tokar #native-like fluency #upskillme #наталья токарь