После безвременной кончины Царя-Освободителя Александра II от бомбы народовольца Гриневицкого 1(13) марта 1881 года,для Российской империи настало время осмотреться и "сосредоточиться",оценив итоги двух десятилетий реформ и войн,перетряхнувших Россию.Ситуация выглядела весьма неблагоприятной. Помимо внутреннего неустройства,проявившегося ,в частности,в бомбистах, у страны практически не оказалось спокойных границ. Созданная в 1871 году при благожелательном отношении России Германская империя уже в 1878 году отплатила черной неблагодарностью на Берлинском конгрессе. Кроме того Германия начала строить сильный флот,который вскоре начал представлять угрозу прежде всего для русской Балтики.
Выигранная с огромными потерями русско-турецкая война 1877-78 годов не решила ни балканской, ни турецкой проблемы. От взятия Стамбула турок спасла британская эскадра,а балканские успехи были сильно урезаны Берлинским конгрессом,где русскому императору противостоял практически единый фронт европейских держав.Даже из балканских государств не удалось создать верных союзников-Румыния гуляла сама по себе,Сербия с Болгарией занялись увлекательной игрой в "царя горы"и внутренними переворотами,только в Греции у России сохранились определенные позиции.
В Центральной Азии шла кровавая и бескомпромиссная "Большая игра" с Британской империей . Дальний же Восток был еще вне интересов отечественной буржуазии и царской власти. Огромную Аляску царь продал еще в 1867 году чуть ли не с облегчением.
Поэтому созванное для инвентаризации угроз в морских делах Особое совещание поставило целью выделить приоритетные направления по развитию российского флота. Логично приоритет был отдан Балтийскому флоту.Здесь империя располагала всего одним крупным броненосным кораблем-"Петр Великий". При этом,помимо традиционной опасности визита британского флота, учитывалась и угроза балтийских государств- немцы в 1874-1876 годах заложили серию из четырех броненосцев типа "Заксен"(7935 тонн,6-260 мм орудий),а датчане обзавелись броненосцем "Гельголанд"(5370 т.,1-305 мм и 4-260 мм).Да и шведы уже собирались обновить свой обветшавший флот.А на Балтике тогда стояла столица империи.
20 мая 1881 года была принята 20 летняя программа усиления флота,которая предусматривала постройку 16 броненосцев , 13 крейсеров,11 канлодок и 100 миноносцев для Балтийского моря.23 сентября 1881 года программу утвердил новый император Александр III.
Задачей МТК стал выбор прототипа для "броненосца Балтийского моря".В отличие от "черноморских" , балтийским броненосцам полагалось меньшее водоизмещение и более слабое вооружение-по сути речь шла о береговой обороне.Сама Россия не закладывала крупные броненосцы 14 лет,со времен "Петра Великого" и ориентироваться надо было на зарубежные образцы.В октябре 1882 года расширенное совещание МТК сформировало техническое задание на первый броненосец балтийской программы. За образец приняли британские броненосцы типа "Виктория". От них первому балтийскому броненосцу программы досталась схема расположения артиллерии,мощный таран,полный броневой пояс,достаточно высокий борт .
Первоначально проект предусматривал водоизмещение 7500 тонн,осадку в пределах 6 метров(актуально для Балтики),1-305 мм пушку в носу и 4 229 мм орудия в углах бронированного каземата.По распоряжению управляющего Морским министерством адмирала Шестакова броневой пояс был растянут на всю длину,а количество 305 мм орудий удвоено. Новые 30 калиберные орудия под него еще проектировались.Из первоначально планировавшихся семи торпедных аппаратов после размышлений оставлено пять,от двух кормовых отказались. Грушевидный барбет ради экономии веса сделали круглым.В итоге изменений водоизмещение проекта выросло до 8634 тонн. Расположение орудий должно было обеспечить "сильнейший носовой огонь",в то время основным способом боя считался таранный удар.
В мае 1883 года начался сбор материалов для строительства,24 августа 1883 года МТК окончательно утвердил спецификацию,а 17 ноября 1883 года под руководством подполковника Н.А.Субботина начались первые работы в специально построенном деревянном эллинге Нового Адмиралтейства. Строительство броненосцев тогда -экзамен для всей промышленности страны,как космические аппараты сейчас.Прокат для корпуса был заказан Путиловскому,Ижорскому и Александровскому заводам,артиллерия-Обуховскому,броня-Ижорскому ,машины и котлы-Балтийскому.Весьма дорогой тик для подкладки под броню пришлось заказывать в Англии.Там же заказали паровой привод рулевой машины. В это время отечественная промышленность еще могла обеспечить почти полную номенклатуру необходимого.
В процессе достройки МТК приняло решение отказаться от обшивки днища корабля деревом и медью-что сэкономило почти 200 тонн водоизмещения. Как чувствовали-что в теплых морях новому броненосцу не плавать.229 мм и 152 мм по сравнению с проектом установили более современные-с длиной ствола в 35 калибров. Решено также было отказаться от парусов,ограничившись двумя стальными боевыми мачтами.
15(27) июня 1885 года строящемуся кораблю было присвоено имя "Император Александр II",в честь предыдущего русского самодержца,известного как Царь-Освободитель , и он был зачислен в списки судов Балтийского флота .
18(30)июня 1885 года была проведена официальная церемония закладки корабля в присутствии государя-императора.
14 июля 1887 года,также в присутствии императора, броненосец сошел на воду.
Летом 1889 года недостроенный корабль укомплектовали неполным экипажем и отправили достраиваться в Кронштадт.Там,28 августа 1890 года он столкнулся со шведским пароходом "Олаф". После удара кормой о борт русского броненосца "Олаф" едва остался на плаву,а на броненосце была повреждена обшивка ,смят кормовой спонсон 47 мм орудия и утонула снесенная при столкновении крышка торпедного аппарата.
Приемную комиссию возглавил адмирал К.П. Пилкин,входил в нее и контр-адмирал С.О. Макаров. В сентябре 1890 года он прошел первые испытания машин и артиллерии.После успешных испытаний еще около года ушло на устранение недоделок ,в декабре 1891 года официально корабль считался достроенным,хотя часть работ на корабле завершили только летом 1893 года.
«Корабль вообще производит хорошее впечатление по своему благоустройству, и многие подробности заслуживают большого одобрения по тщательности выделки и обдуманности», — С. О. Макаров.
Благодаря более-менее скромной строительной перегрузке( 606 тонн),у броненосца удалось увеличить емкость угольных ям. При нормальных 967 и полных 1467 тоннах угля, "Император Александр II" мог пройти экономичным ходом до 4000 миль.
13 февраля 1892 года "Император Александр II" был переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль.
В июне 1885 года Общество Франко-русских заводов получило заказ на однотипный броненосец,получивший имя «Император Николай I» (по нему на канале уже есть две статьи). Он отличался башней главного калибра( вместо барбета у головного). Башня была разработана инженером Н. Е. Кутейниковым. В его проект в ходе постройки также вносились значительные изменения."Николай" отличался гораздо более низким качеством постройки,что привело к гораздо большему строительному перегрузу(960 тонн) и ,соответственно, меньшей емкости угольных ям и вдвое меньшей дальности плавания(до 2000 миль). «Император Николай I» был на 254 тонны тяжелее и имел меньшую осадку кормы.
«Импера́тор Алекса́ндр II» (с 22 мая 1917 года – “Заря Свободы”) Адмиралтейские верфи (Новое Адмиралтейство) ,Санкт-Петербург . Строительство начато 17 (29) ноября 1883 года. Официально заложен 18(30)июня 1885 г. Спущен на воду 14 (26) июля 1887 года.Официально достроен в декабре 1889 года. Вступил в строй в сентябре 1890 года. Введён в эксплуатацию с июня 1891 года. Разобран в 1922 году
Водоизмещение проектное 8440 тонн, фактическое 9244 тонн. Длина 99,36 /101,78 м. Ширина 20,4 м. Осадка 7,5 м( носом 7,15 м, кормой 7,85 м ).
Бронирование-Пояс по ватерлинии (сталежелезные плиты) 203- 356 мм,
казематы —76-152 мм,
палуба (железо) — 63,5 мм,
барбет — 254 мм,
рубка — 203 мм
Двигатели-2 паровые машины компаунд, 12 цилиндрических котлов,8289 л. с. .Движитель 2 винта. Скорость хода максимальная 15,27 узла . Дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом — 4440 миль, 15-уз — 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз — 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с. Экипаж 31 офицер и 585 матросов.
Вооружение-2 × 305-мм/30 орудия,4 × 229-мм/35,8 × 152-мм/35,10 × 47-мм,8 × 37-мм пятиствольных скорострельных пушек Гочкиса ,2 × 63,5-мм десантных Барановского . Минно-торпедное вооружение -5 × 381-мм торпедных аппаратов
Капитальный ремонт 1904-1905 годов. Установлены новые котлы, демонтированы боевые марсы, уменьшен рангоут. После ремонта вооружение - 1х2 305-мм, 1х1 203-мм, 10х1 152-мм, 4х1 120-мм , 4х1 47-мм орудий, 8х1 7,62-мм пулеметов.
С 1914 года использовался как учебно-артиллерийский корабль.
После 1915 года вооружение состояло из 1х2 305-мм, 6х1 203-мм, 4х1 120-мм, 1х1 75-мм и 2х1 47-мм орудий, 2х1 7,62-мм пулеметов.
«Импера́тор Алекса́ндр II» -двухтрубный броненосец с двумя боевыми мачтами и одной барбетной носовой установкой главного калибра.Корпус броненосца был разделен 10 поперечными и одной продольной водонепроницаемыми переборками,в центральной части было дополнительно двойное дно.Таран корабля выступал на два метра. Всего было три палубы-верхняя,батарейная и жилая. При спуске корабля обнаружилась строительная перегрузка по корпусу в 248 тонн от проекта.
В экипаж броненосца по штату входили 616 человек,в т.ч. 31 офицер.
Двухвальная силовая установка из двух паровых машин и 12 огнетрубных котлов ,все производства Балтийского завода, мощностью 8500 л.с. обеспечивала полную скорость хода в 14,5 узлов.На ходовых испытаниях несмотря на недобор мощности- 8289 л.с. корабль смог превысить контрактную скорость- 15,27 узлов
По ватерлинии броненосец был защищен броневыми сталежелезными(компаунд)плитами высотой 2,59 метра.Надводная часть,согласно проекта-около метра.Толщина плит на миделе была максимальной-356 мм,к оконечностям-305,254 и до 203 мм. До 203 мм утончался пояс и к нижней кромке.Крепились плиты болтами,через сквозные отверстия в борту,тиковой подкладке 254 мм и с вкручиванием в саму бронеплиту. Пояс сверху закрывала двухслойная броневая железная (жилая)палуба общей толщиной 62,5 мм.
Барбет орудийной установки закрывали 254 мм бронеплиты и бронекупол в 63,5 мм.Каземат для орудий 229 мм имел бортовую броню 76 мм и траверсы 152 мм .У боевой рубки стенки защищались 203 мм брони,а крыша 63 мм.
Установленные на батарейной палубе 152 мм и мелкокалиберные скорострельные пушки не защищались ничем,кроме усиленного до 51 мм борта.
Общий вес брони на броненосце- 2474 тонны.Для понимания-из них-пояс - 1038,6 тонн(без подкладки и болтов,это еще 230 тонн),барбет с куполом-340,7 тонн,каземат-125 тонн,рубка-62,1 тонн.
Главный калибр был представлен двумя орудиями 305 мм/30 образца 1877 года Обуховского завода. Они были установлены в двухорудийной барбетной установке в носовой части корабля.Вес установки ,тоже производства Обуховского завода,превышал 160 тонн(без орудий и брони).Наведение и заряжание обеспечивали гидравлические механизмы,при необходимости возможно было и ручное управление и заряжание.Угол возвышения допускался до 15 градусов,сектор обстрела 220 градусов.Дальность -в пределах 9100 метров. Вес каждого орудия-51,43 тонны.
Боекомплект состоял из 120 выстрелов- 72 фугасных снаряда обыкновенного чугуна, 36 бронебойных закалённого чугуна и 12 картечных.
Четыре 229 мм образца 1877 года и восемь 152 мм орудий размещались на батарейной палубе,для всех использовались станки Дуброва с возможностью возвышения до 15 ° . 229 мм размещались в индивидуальных бронированных казематах, а 152 мм в походе и при непогоде можно было убирать,закрыв орудийные порты.
229 мм пушки имели боезапас в 360 выстрелов- 244 фугасных, 100 бронебойных и 16 картечных,дальность стрельбы 8300 метров. 152 мм могли израсходовать 1280 выстрелов- 880 фугасных, 336 бронебойных и 64 картечных,дальнобойность 8600 метров.
Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму — 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз — 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия). Орудия спроектированы под дымный порох.
Для защиты от миноносцев корабль получил скорострельные пушки Гочкиса- 10 47 мм и 8-37 мм. Две 47 мм стояли в спонсонах в корме,остальные-вдоль бортов на батарейной палубе и также могли в походном положении убираться для закрытия портов.Вертикальная наводка позволялась в диапазоне от −18° до +19° ,боекомплект-16 400 снарядов.
37 мм устанавливали на боевых марсах ,с углами вертикальной наводки от −35° до +12° и боекомплектом 12 960 снарядов.
Броненосец также вооружили пятью подводными торпедными аппаратами.Две выдвижных неповоротных трубы размещались у форштевня. Они были предназначены для торпедного удара при таране.Такое размещение имело место только на «Импера́торе Алекса́ндре II» среди российских броненосцев,на остальных размещался лишь один носовой аппарат . Еще два аппарата располагались в районе барбетной установки.Выдвижная труба пятого,неповоротного аппарата проходила через ахтерштевень.
Боекомплект-торпеды Уайтхеда 381мм обр. 1889 года- вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшая скорость 24,7 узлов и дальность хода до 550 метров.
Для паровых катеров было два метательных минных аппарата и два торпедных аппарата 356 мм для торпед весом 136 кг ,скоростью 6,7 узла и дальностью до 700 метров.
Всего на борту было 14 самоходных и 6 метательных торпед.А также 36 мин заграждения ,сфероконических,для установки с минных плотиков.
В 1892 году броненосец получил противоторпедную защиту в виде сетей Буливанта с 18 бортовыми шестами.
В свою первую полномасштабную кампанию 1894 года броненосец активно участвовал в проведении учений Практической эскадры по обороне Балтики от вторжения вражеских сил.Было пройдено 1039 миль.
В июне 1895 года в составе Кильской эскадры под командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлова. (крейсер "Рюрик" и канлодка "Грозящий") участвовал в церемонии открытия Кильского канала имени кайзера Вильгельма,соединяющего Северное и Балтийское моря. Для России это было не очень приятное событие-отныне Германия могла быстро и беспрепятственно сосредоточить весь свой флот на Балтике.Тем не менее русский отряд вошел на кильский рейд вместе с французскими союзниками,что должно было продемонстрировать....
В кампанию 1896 года 3 августа броненосец вместе с "Навариным" и миноносцами № 119 и 120 отправился в свой первый и единственный дальний поход-на Средиземное море. "Александр II" при этом достойно пережил по дороге 7 балльный шторм .В Средиземном море отряд активно демонстрировал флаг в местных портах.В конце 1896 года отряд усилили броненосцы "Николай I" , "Сисой Великий", крейсер 2 ранга "Вестник" и минный крейсер "Посадник". В начале 1897 года эта внушительная эскадра в составе международных сил приняла участие в умиротворении Критского кризиса.Ущемленное положение греков на Крите,тогда провинции Османской империи,и стремление их к воссоединению с Грецией привели к тому ,что банальный конфликт на базаре перешел в масштабные этнические и религиозные столкновения на острове. Количество погибших превысило 60 человек.
Из-за этого обострились греко-турецкие отношения.В конце января греческий крейсер "Miaulis" (построен во Франции в 1879 году,1800 тонн,3-7 дюймовых и 1-6 дюймовых орудия) обстрелял турецкий транспорт "Fuad" ,перевозящий турецкие войска в район беспорядков.
Корабли союзной эскадры блокировали критское побережье,во избежание прибытия регулярных войск сторон(однако полторы тысячи греческих солдат успело попасть на остров ),а в критических местах высадили десанты для поддержания порядка и предотвращения резни.
Операция на Крите заняла весь 1897 год,в итоге греки с турками немного все-таки повоевали,греки проиграли,но Крит,под давлением концерта европейских держав получил автономию и генерал-губернатора-греческого принца.
"Александр II" ,однако,5 апреля был вынужден покинуть русский сектор ответственности и уйти на Мальту для докования- в теплых морях фальшкиль был сильно поврежден червями.Вернулся броненосец только 24 июня и стал флагманом Средиземноморской эскадры контр-адмирала П. П. Андреева .С марта 1898 года "Александр II" остался единственным броненосцем отряда-два броненосца ушли на Дальний Восток,один-на ремонт в Кронштадт.
2 июня 1898 года в коридоре рядом с угольными ямами броненосца произошел взрыв-взорвался угольный газ ,когда расслабившиеся кочегары решили использовать в соседнем помещение зажечь свечу. Пострадало 8 человек,двое из них позже скончались.
В ноябре корабль встал на ремонт в Поле. Обследование показало хорошее состояние механизмов после 10-летней службы.После ремонта скорость составила 11,75 узла , на средних оборотах.
На Балтику броненосец вернулся летом 1901 года.По дороге ,24 августа,в Копенгагене он принимал на борту императора,который в это время находился в Дании с дружественным визитом.
7 сентября "Александр II" отшвартовался в Кронштадте.В общей сложности броненосец провел в дальнем плавании почти 62 месяца и прошел 36 тысяч миль.Это было рекордное для Российского Императорского флота плавание.За это время корабль лишился 151 матроса( 4 дезертировало,147 списано в госпиталь на берег,где из них скончалось 12).Над броненосцем развевались флагманские флаги адмиралов П. П. Андреева, Н. И. Скрыдлова, К. Р. Вальронда и А. А. Бирилёва. Оценка состояния корабля после похода была весьма удовлетворительной-на испытаниях он показал скорость 14,43 узла.Срок службы котлов продлили еще на три года.
Зимой на корабле проводились лишь текущие работы,замену котлов отложили.С апреля 1902 года в составе Учебно-Артиллерийского отряда контр-адмирала З. П. Рожественского броненосец проводил интенсивную учебу и стрельбы.Летом 1902 года во время встречи нашего императора с ихним кайзером отряд демонстрировал образцово-показательную стрельбу. В 1903 году командование отрядом принял контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам. Строящимся кораблям требовалось много подготовленных комендоров.
В 1903 году корабль "созрел" для капитального ремонта. С него демонтировали артиллерию,трубы,часть механизмов и разобрали котлы.Новые котлы еще с начала 1901 года ждали установки на открытом складе. После начала войны с Японией работы остановили,началась авральная подготовка кораблей эскадры Рожественского,возобновили только после ухода 2-й Тихоокеанской эскадры.Наиболее серьезные изменения произошли в артиллерии-старыми остались только 305 мм пушки. Броненосец получил 5 новых 203 мм,8-152 мм Канэ (на батарейной палубе),4-120 мм (на верхней палубе ),4-47 мм орудий (на батарейной палубе) . Были демонтированы бортовые торпедные аппараты. Корабль получил новые облегченные мачты и новые прожекторы.
На испытаниях летом 1905 года в "новых" котлах обнаружились течи,которые пришлось прочеканить. Но хватило ненадолго.
После ремонта,в 1907 году корабль вернулся в состав Учебно-артиллерийского отряда контр-адмирала Н. К. Рейценштейна . В 1908 году учебный линкор вновь удостоился Высочайшего посещения.
Полностью устранить дефекты котлов удалось устранить только весной 1911 года.Старый линкор продемонстрировал тогда скорость в 12,7 узла.Хотя проверка корпуса ,проведенная при доковании в 1909 году показала прекрасную сохранность корпуса, срок службы корабля планировали ограничить 1917 годом в связи с глубоким моральным устареванием.
После начала мировой войны часть артиллерии с корабля была снята,а обучение проводилось не отходя от Кронштадта.
Старый линкор стал одним из центров революционной активности. Именно на "Императоре Александре II" в начале 1902 года появился первый на флоте социал-демократический кружок.В 1914 году это была уже подпольная группа большевиков.
Во время Февральской революции 1917 года власть в Кронштадте перешла к Кронштадтскому комитету солдатских и рабочих депутатов. 1 марта 1917 года восставшими матросами был убит командир корабля капитан 1-го ранга Н. И. Повалишин ,корабль перешел под власть судового комитета РСДРП(б). Уже судовому комитету пришлось бороться с падением дисциплины на корабле.За опоздания были введены наказания дополнительными работами.
По требованию комитета 7( 22 )мая 1917 года корабль получил новое,революционное,имя-"Заря Свободы".Моряки броненосца активно участвовали в революционных событиях лета 1917 года.После расстрела июльской демонстрации,в которой принимали участие два офицера и 113 матросов с "Зари Свободы",корабль перешел в подчинение Центробалта. Вместе с остальными экипаж броненосца в сентябре начал готовить вооруженное восстание.С 25 октября корабль занял позицию у входа в Кронштадт согласно плану восстания.С 8 ноября 1917 года корабль вошел в состав красного Балтфлота. А с 9 ноября он уже бросил якорь рядом с "Авророй".Экипажу была поручена охрана Смольного.
С лета 1918 года "Заря Свободы" вернулся в Кронштадт и нес сторожевую службу у входа в канал.
Во время Кронштадтского мятежа марта 1921 года оставленный экипажем линкор был поврежден при обстреле с верного Советской власти форта "Красная горка". Тяжелые снаряды снесли трубы и мачты, повредили надстройки. 21 апреля 1921 года корабль зачислен в состав Морских сил Балтийского моря. 21 мая 1921 года сдан в Кронштадтский порт на хранение .15 августа 1922 года он был продан на металл советско-германскому АО "Деруметалл" ,осенью отбуксировали в Германию и 21 ноября 1925 года его исключили из списка РККФ.
Строительство балтийских броненосцев после долгого перерыва(единственный броненосец -"Петр Великий",заложенный в 1870 году)было вызвано ростом угрозы со стороны германского флота. Концепция была сугубо оборонительной- никаких других целей тогдашнее состояние Балтфлота ставить не позволяло. По сравнению с зарубежными английскими,французскими и итальянскими современниками ,первый балтийский броненосец 20 летней программы выглядел ,конечно,очень скромно.
Рассчитанный на оборону побережья и хорошо бронированный,он в целом соответствовал поставленным задачам. Океанских амбиций тогда перед русским флотом не ставилось,а опыт строительства крупных броненосных кораблей еще надо было наработать. Надо отметить,что несмотря на фирменный русский долгострой,постройку броненосца силами в основном русских заводов,отечественная промышленность еще могла себе позволить. Кстати более чем 30 летняя эксплуатация корабля показала весьма высокое качество и надежность отечественной продукции.
При создании броненосца русские конструкторы вынуждены были ориентироваться на зарубежный опыт,в связи с чем «Император Александр II» получился ярко выраженным таранным броненосцем, с приоритетом огня в носовой сфере.
Увы ,увлечение специализированными таранными кораблями оказалось недолгим,все большее внимание стало уделяться бортовому огню.Благодаря цветущей тогда минно-торпедной моде ,броненосец был хорошо загружен торпедами и минами. Все это хозяйство так никому и не пригодилось.
Полный броневой пояс был безусловно достоинством ,а слабость защиты средней артиллерии и горизонтального бронирования стала очевидной значительно позже.
Корабль получил довольно мощные и надежные машины отечественного производства,на протяжении практически всей карьеры обеспечивавшей ему стабильную и близкую к контрактной скорость. Большой плюс конечно был в качественном обслуживании в европейских портах во время дальнего похода.
«Император Александр II» за долгую 34 летнюю службу ни разу не участвовал в бою,лишь под конец получил несколько случайных снарядов от своей же береговой артиллерии. В отличие от систершипа ему не пришлось пережить тяготы боевого похода через полмира,горечь страшного поражения при Цусиме и позор сдачи корабля неприятелю.
Большая часть его службы пришлась на дипломатическо-силовую службу в теплом Средиземном море и обучение моряков нового флота 20-го века.В финале его ждал революционный Кронштадт,анархия и мятежи,так что судьба корабля была хоть и совсем не боевой,но весьма нескучной.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.