Поговорим о научпопе. Для чего придуман этот формат, с какими проблемами сталкиваются его авторы. И, наконец, почему именно научпоп я считаю самым полезным к просмотру.
Для начала уясним: научпоп – это не образование. Здесь уместно рассказать, чем отличается научпоп первой и второй волны. Сначала авторы хотели объяснять научные факты простым языком. Но получилось так, что зрители не узнавали обо всех деталях. За это научпоп критиковали и учёные, и другие блогеры. Поэтому сейчас Ян Топлес, Побединский и другие научно-популярные блогеры хотят пропагандировать научную картину мира. А сами знания только помогают этому.
Вот две главные задачи научпопа на YouTube:
1. Пропагандировать научное познание. Из-за того, что информации сейчас очень много, люди не хотят её проверять и делать выводы самостоятельно. Поэтому появляется много мифов о науке. Блогеры не ленятся сами искать информацию и просвещают всех остальных. Они учат нас думать своей головой.
2. Помогать профориентации зрителей. Многие блогеры, например, Побединский, рассказывают только об одной научной сфере (например, физике или математике). Так их зрители понимают, что им это нравится, и идут работать в эту область. Или наоборот – тогда они сэкономят своё время.
Есть люди, которые хотят, чтобы научпоп снимали настоящие учёные. Но здесь есть нюансы. Во-первых, у них не хватит времени. Ведь они занимаются долгими исследованиями или обучают студентов. А во-вторых, они плохо знакомы с техникой. К тому же, аудитория токсичная и вряд ли простит им какие-то ошибки на видео. Поэтому создание научпопа – дело блогеров и энтузиастов.
Есть ещё одна проблема. Чтобы раскрутить канал на YouTube, нужно вставлять в видео рекламу. Но, как показывает практика, реакции на это нет. Поэтому сайту не интересен такой контент. Конечно, есть такие ребята, у которых всё хорошо с рекламой, например, Ян Топлес и Дмитрий Побединский. Но это единичные случаи. А большинство авторов научпопа ведут каналы себе в убыток.
Пришло время рассказать, почему научпоп полезнее всего смотреть на YouTube. Вот несколько причин:
· Мы учимся правильно мыслить. Когда автор видео приводит много фактов и строит логические цепочки, мы и сами учимся это делать. Для нас заголовки в газетах и броские цитаты – уже не истина. Мы учимся собирать всю доступную информацию, смотреть на дело с нескольких сторон и делать собственные выводы.
· Научпоп развеивает мифы. Это одна из самых популярных тем. Причём мифы могут быть из фильмов, истории, точных наук. Блогеры рассказывают, как всё есть на самом деле.
· Качественные знания. Изначальная идея научпопа – объяснять сложные факты простыми словами. И часто это происходит гораздо лучше, чем в школе. И, кстати, некоторые блогеры, как Дмитрий Побединский – учителя. У них, кстати, даже есть видеоуроки для средней и старшей школы.
· Мы расширяем кругозор. Мы смотрим видео о разных областях науки. Чем больше мы их смотрим, тем больше знаний у нас появляется. Когда-нибудь они нам пригодятся. Даже если нет, знания лишними не бывают.
Интересно, что большие блогеры пиарят новичков в научпопе. Снимают совместные видео или просто рекламируют каналы. Но ваш контент должен быть качественным и полезным.
Я думаю, именно научпоп-блогеров нужно рекомендовать друзьям, обсуждать их в социальных сетях. По крайней мере, их не стыдно смотреть.
Советую вам посмотреть каналы ТОПЛЕС, Utopia Show, Физика от Побединского, Химия – просто и SciOne. Все они очень интересны.
А каково ваше мнение? Напишите его в комментарии. Спасибо за уделённое мне время!