История Греческого военно-морского флота ( Ελληνικό Πολεμικό Ναυτικό, Эллинико́ Полемико́ Нафтико́) уходит, конечно вглубь тысячелетий, где триеры Фемистокла и Алкивиада бороздили просторы Ойкумены. Но это было очень давно, а история современного греческого флота началась в период войн за независимость, освобождение греков от власти турецкого султана.
Тот период крайне насыщен интересными, эпическими и героическими событиями. Но ...совершенно отдельная тема, ибо флот и у греков и у противостоящих им османов был парусным и гребным, что в нашу сферу интересов пока не входит. Поэтому отметим только, что официальная история современных ВМС Греции ведет отсчет с 1828 года.
Первые винтовые суда греки заказали в Англии в 1855 году, это были пароходы "Панопи", "Пликсавра","Афроэсса", "Сфендони".
Тем не менее, несмотря на то , что греки были отменными моряками, с огромным опытом морской торговли , пиратства и войны( например в османском флоте значительную часть экипажей с свое время составляли именно греки, они гораздо лучше управлялись с парусами, чем неторопливые турки), властям независимой Греции долгое время было не флота.
Уже в 1866 году это аукнулось грекам, которые не имели возможности оказать поддержку восставшим на Крите соплеменникам. Из боевых кораблей, способных оказать сопротивление туркам, у них был лишь паровой фрегат «Эллас». В итоге доктрина Греции обрела незыблемый постулат-«флот, необходимое оружие Греции для войны, должен быть подготовлен и предназначен только для нее».
В Англии купили два парохода «Амфитрити» и «Бубулина», но мало того что они были обычными торговыми судами, так один из них-«Бубулина» погиб сразу в английском порту Ливерпуль от взрыва котла , унеся с собой 21 жизнь. В 1868 году в Англии был построен небольшой казематный броненосец береговой обороны "Василеос Георгиос"(1802 тонн). У Чили тогда же был перекуплен контракт на строившийся в Триесте броненосец, ставший "Василисой Ольгой"(2030 тонн).
Флот наконец начал получать более крупные и современные корабли при премьере Харилаосе Трикуписе. Первым шагом стал строительство во Франции в 1878 году крейсера «Миаулис», а в 1889 году во Франции были заказаны три броненосца береговой обороны по проекту инженера Дюпона, ставшие основной силой греческого флота-"Идра","Спеце" и "Псара". Деньги на строительство крейсера (2,3 миллиона золотых драхм) были собраны «Обществом создания национального флота».
В 1879 году была создана Школа морских кадетов, в 1884 году Военно-морское училище, в 1887 году Центральная подготовительная школа на острове Порос. В 1881 году база флота была переведена на остров Саламин, где она находится по сегодняшний день.
Большую роль в реорганизации греческого флота сыграла французская миссия, под руководством контр-адмирала Лежона, прибывшая в Грецию в декабре 1884 года.
В 1880 году, во Франции, были построены 4 канонерские лодки («Микали», «Сфактирия», «Навпактия» и «Амвракия»), которые впоследствии получили названия канонерки Альфа, Бета, Гамма и Дельта. В 1881 году в Англии были построены паровые канонерские лодки «Актион» и «Амвракиа». Это были классические «канонерки Рэндела».
Канлодки с осадкой в 1,5 метра предназначались для операций в Амбракийском заливе для освобождения от турок Эпира, идее фикс греческих политиков. 30 лет, до Балканской войны 1912 года они ждали своего часа.
В 1880 году было куплено парусно-паровое судно обеспечения, построенное в Глазго в 1877 году, под именем «GETTYSBURG», первоначально оно получило имя «Псара», в 1890 году было переименовано в «Канарис». Судно было переоборудовано, вооружено и вошло в состав греческого флота в качестве штаба и судна обеспечения флотилии греческих миноносцев.
В 1881 году, в Англии были куплены минные заградители «Эгиалиа», «Монемвасиа» и «Навплиа».
В 1881 году в Англии был куплен миноносец «Иония», ставший первым миноносцем, располагавшим бортовыми торпедными трубами.
В 1881—1883 на верфи Yarrow в Англии были построены миноносцы «Кипрос», «Кос», «Митилини», «Родос», «Кос» и «Хиос». Торпедные трубы на них были установлены позже в Греции. Впоследствии были переименованы в миноносцы № 6, № 7, № 8, № 9, № 10 и № 17.
В 1884 году Армстронгу был заказан бронепалубный крейсер "Саламис", эльсвикский крейсер по проекту знаменитого Уайта. Смена правительства и бюджетные трудности заставили греков отказаться от контракта. Крейсер в итоге пополнил итальянский флот под именем "Догали".
В 1885 году на английской верфи Blackwall были построены 4 канонерские лодки, именуемые в греческой историографии паровыми барками (Ατμομυοδρόμων), «Ахелоос», «Алфиос», «Эвротас» и «Пиниос». Так как все 4 канонерки носили имена рек, в греческом флоте за ними закрепилось имя «эскадра рек» (Μοίρα ποταμών) или просто «Реки» ( Ποταμοί).
Стремление получить превосходство за счет использования новинок привело к тому, что греки одни из первых обзавелись подводным флотом. Подводная лодка Nordenfelt I с паровым двигателем, созданная по чертежам британского изобретателя Джорджа Гарретта и шведа Торстена Норденфельта была куплена при посредничестве скандально известного торговца оружием, грека Василия Захароффа в декабре 1885 года, доставлена разобранной в Пирей 13 января 1886 года, где была собрана греческим персоналом американской фирмы «McDowal and Barbour». Однако на испытаниях подлодка была признана непригодной к плаванию и осталась ржаветь до 1901 года, когда была продана на лом.
ВМФ Греции стал самым мощным флотом в Восточном Средиземноморье. Благодаря этому во время греко-турецкой войны 1897 года греки завоевали безраздельное господство в Эгейском море. Только все равно проиграли. Вдобавок гигантские для небольшой страны расходы на флот обескровили финансовую систему страны.
«К сожалению, мы обанкротились» - в 1893 году заявил премьер Трикупис. Странная проигранная война привела к сильному внутреннему кризису-греки считали, что правители вместе с международными банкирами сдали страну ради наживы.
Ободренные успехом турки начали программу обновления своего флота, в ответ на которую у греков в 1909 году появился броненосный крейсер "Георгиос Аверофф" итальянской постройки, ставший в итоге одним из символов страны. Значительную часть стоимости крейсера профинансировали наследники греческого магната Георгиоса Авероффа, имя которого в итоге и было присвоено кораблю.
Во время последнего периода правления Феотокиса, в 1905—1907 годах, Греция построила 4 эсминца (типа "Тиэлла" на верфи Yarrow в Англии (эсминцы «Навкратуса», «Тиэлла», «Сфендони», «Логхи»). Деньги были предоставлены Фондом Национального флота.
Ещё 4 эсминца, близких к типу «Тиэлла», (типа "Ники" были построены на верфях Vulkan Щецина (эсминцы «Аспис», «Велос», «Ники», «Докса»).
Перед самым началом Балканских войн, греческое правительство срочно выкупило 4 эсминца, строившихся в Англии для ВМФ Аргентины. Эсминцы получили в греческом флоте прозвище «Звери» (Θηρία («Аэтос», «Пантир», «Иэракс», «Леон»). При приёме незнакомых для них кораблей, греческие экипажи столкнулись с огромными трудностями, которые усугублялись тем, что все инструкции, надписи и документы были на испанском языке. Несмотря на это, «Звери» прибыли в Грецию после начала войны и сразу вступили в бой.
Аналогичным образом были выкуплены самые новые греческие корабли, 2 немецких эсминца типа V («Неа Генеа», выкупленный на деньги, собранные греческим поэтом Спиросом Матсукасом среди греков Америки, и «Керавнос»), также пришедшие в Грецию после начала войны и принявшие участие в основных морских сражениях войны.
В 1907 году был основан Генеральный штаб ВМФ во главе с адмиралом Кундуриотисом, а в 1910 году в стране появилась английская миссия во главе с адмиралом Тоффнелем.
В 1910 году флот заказал две подлодки во Франции, получившие имена «Дельфин» и «Ксифиас». «Дельфин I» прибыл на базу ВМФ Греции на Саламине 5 октября 1912 года, когда уже началась Первая Балканская война и был немедленно направлен в Мудрос, на только что освобождённый остров Лемнос, куда перебазировалась основная эскадра греческого флота. «Ксифиас» был получен в марте 1913 и не успел принять участие в Балканских войнах.
К началу Балканских войн в 1912 году греки были основной силой союзников на море. Греческий флот состоял из броненосного крейсера «AVEROFF», трех броненосцев береговой обороны «HYDRA», «SPETSAI» и «PSARA», восьми эсминцев типа «THYELLA» и «NIKI»,11 миноносцев (типа «Хиос» № 6-10, типа «V» № 11-16, типа «4» № 18 и трофейный типа «Акхисар», «Никополис»), канонерских лодок «AKTION», «AMVRAKIA», 4 малых канонерок типа «Сфактирия» (α, β, γ и δ), четырех типа «ACHELOOS»(«Ахелоос», «Алфиос», «Эвротас» и «Пиниос»).
Другие вспомогательные корабли-4 минных заградителя («Эгиалиа», «Монемвасиа», «Навплиа», «Арис»), 2 парохода ((«Панэллинион» и трофейный «Фуад»), 4 войсковых транспорта («Сфактириа», «Микали», «Иониа» и турецкий трофей 1897 года «Крити»), 4 вспомогательных крейсера («Аркадиа», «Афины», «Эспериа», «Македония»), 5 паровых шхун («Пликсавра», «Айдон», «Кисса», «Кихли», «Саламина»), 3 парусных голета (шхун) («Микали», «Матилди», «Аргос»), 2 буксира («Олимпос», «Вурла»), 1 танкер «Иоаннис Куцис»), 2 водолея («Сфингс», «Кархариас»), 1 судно обслуживания маяков («Тенедос»).
Перед войной были закуплены еще два эсминца у Германии («NEA GENEA» и «KERAVNOS») и четыре у Англии («AETOS», «IERAX», «LEON», «PANTHIR»). Из Франции отплыла в Грецию первая из двух заказанных подводных лодок («ДЕЛЬФИН» и «МЕЧ»). Лёгкий крейсер 2-го класса («Миаулис»), остался в резерве.
В союзном военном соглашении 22 сентября (5 октября) 1912 года было чётко оговорено, что задачей греческого флота было «в любом случае обеспечить господство в Эгейском море и прервать коммуникации врага между Малой Азией и Европейской Турцией».
- Броненосные крейсера. Прославленный флагман греческого флота."Георгиос Авероф"
- Крейсера. Герой Крита. "Навархос Миаулис"
Грандиозные планы Османской империи по созданию могучего флота вынудили греков принять немедленные меры. В Германии был заказан линкор "Саламин", во Франции "линкор "Басилефс Константин"( типа "Бретань").
А пока в срочном порядке 30 июня 1914 года Греция закупила в США линкоры «Лемнос» и «Килкис» постройки 1905 года. Несмотря на свою тихоходность (макс. 17 узлов) и малый для океана надводный борт, линкоры были существенным пополнением для греческого флота. Одновременно был куплен лёгкий крейсер «Элли» (бывший китайский «FEI-HUNG») американской постройки 1913 года.
В Первой мировой войне Греция первоначально заняла позицию нейтралитета. В стране существовала сильная прогерманская партия короля Константина и проантатовская группировка премьера Венизелоса. Греки говорят даже о наличии двоевластия в стране.
Когда союзникам это надоело, они захватили греческий флот и в итоге принудили Грецию к выступлению на стороне Антанты. По мере прибытия греческих дивизий на Салоникский фронт союзники возвращали грекам боевые корабли.
Состав греческого флота по окончанию Первой мировой войны
- 1 броненосный крейсер («Авероф»)
- 2 линкора («Килкис» и «Лемнос»)
- 2 броненосца типа «Идра» («Спеце», «Псара»)
- 13 эсминцев (4 (типа "Тиэлла", 3 (типа "Ники", 4 «Зверя», 2 типа «V»)
- 2 паровые канонерки типа «Актион» («Актион» и «Амвракиа»)
- 4 миноносца типа «V»
- 3 малые канонерки типа «Сфактирия» (α, β, и δ)
- 2 канонерки — паровых барка («Алфиос» и «Пиниос»)
- 2 подводные лодки («Дельфин I» и «Ксифиас»)
- 4 минных заградителя («Эгиалиа», «Монемвасиа», «Навплиа», «Арис»),1 пароход (трофейный «Фуад»),1 судно обеспечения («Канарис»),2 войсковых транспорта («Микали» и турецкий трофей 1897 года «Крити»),1 вспомогательный крейсер («Аркадиа»),5 паровых шхун («Пликсавра», «Айдон», «Кисса», «Кихли», «Саламина»),1 буксир («Вурла»),1 водолей («Кархариас»),1 судно обслуживания маяков («Тенедос»).
Состав ВМФ Греции к началу греко-итальянской войны в 1940 году
1 броненосный крейсер, с серьёзными техническими проблемами, в особенности с котлами («Георгиос Авероф»)
- 1 выведенный из строя броненосец («Килкис»)
- 2 новых эсминца английской постройки, возрастом 2 года («Василевс Георгиос» , «Василисса Ольга»)
- 4 эсминца итальянской постройки, возрастом примерно 7 лет, с проблемами с техническим состоянием и отсутствием запчастей («Псара» , «Спеце», «Идра»,« Кунтуриотис» )
- 4 эсминца английской постройки, возрастом около 30 лет (« Леон », «Аэтос», «Пантир» и «Иэракс»)
- 6 подводных лодок французской постройки, из которых 4 возрастом более 13 лет (Протей (Y-3) , Главкос (Y-6), Тритон (Y-5) , Нерей (Y-4)) и 2 меньшего размера, возрастом 14 лет (Кацонис (Υ-1) , Папаниколис (Y-2))
- 4 эсминца водоизмещением 350 тонн (именовались также миноносцами), возрастом 35 лет («Тиэлла», «Сфендони», «Ники» и «Аспис»).
- 5 миноносцев, водоизмещением 240 тонн, возрастом в 26 лет («Пруса» , «Пергамос», «Киос», «Кидониэ», «Кизикос»)
- 4 миноносца водоизмещением в 125 тонн, возрастом 26 лет (Эгли ,Алкиони, Дорис, Аретуса)
- 4 тральщика («Алиакмон», «Аксиос», «Нестос», «Стримонас»)
- 1 плавмастерская возрастом в 20 лет («Гефест»)
Потери ВМФ Греции в период с 28 октября 1940 года по 31 мая 1941 года
За исключением подводной лодки Протей (Y-3), все потери греческого флота являются результатом деятельности Люфтваффе:
- 1 линкор (броненосец) (Килкис 24 апреля 1941 года)
- 5 эсминцев («Василевс Георгиос» 24 апреля 1941 года , «Псара» 20 апреля 1941 года , «Идра» 22 апреля 1941 года , «Тиэлла» 22 апреля 1941 года Леон 15 мая 1941 года)
- 1 подводная лодка (Протей (Y-3) 29 декабря 1940 года
- 9 миноносцев (Киос 23 апреля 1941 года, Пруса 4 апреля 1941 года , Кизикос 25 апреля 1941 года , Пергамос25 апреля 1941 года , Кидониэ 26 апреля 1941 года , Дорис 23 апреля 1941 года , Алкиони 23 апреля 1941 года, Эгли 24 апреля 1941 года , Аретуса 25 апреля 1941 года)
- 4 тральщика (Аксиос 26 апреля 1941 года , Альакмон 21 апреля 1941 года,Нестос 26 апреля 1941 года , Стримон 24 апреля 1941 года)
Состав ВМФ Греции, ушедшего после падения Крита 31 мая 1941 года на Ближний Восток
- 1 броненосный крейсер («Георгиос Авероф»)
- 9 эсминцев («Василисса Ольга», «Спеце», Кунтуриотис, «Аэтос», «Пантир», «Иэракс», «Сфендони», «Ники» и «Аспис»).
- 5 подводных лодок («Главкос», «Тритон», «Нерей», «Кацонис», «Папаниколис»)
- 2 Транспорта («Марит» и «Мерск»)
- 5 тральщиков («Севасти», «Христос», «Агиос Георгиос», «Талия», «Ливанос»)
- 1 Плавмастерская («Гефест»)
- 2 мобилизованных пассажирских суда («Коринтия» и «Иония»)
Потери ВМФ Греции в период 1941—1944 годов
2 эсминца («Вассилиса Ольга» 26 сентября 1943 года и «Адриас» 22 октября 1943 года), 3 подводные лодки (Главкос (Y-6) 12 мая 1942 года, Тритон (Y-5) 16 ноября 1942 года, Кацонис (Υ-1) 14 сентября 1943 года), 2 тральщика («Кос» и «Кассос»)
В 1942—1944 году греческий флот получил в Англии новые корабли: 6 эсминцев («Адриас» «Миаулис», «Пинд», «Канарис», «Крити» и "Фемистокли",«Эгеон» и «Хэстингс») и 4 корвета («Томбазис» «Криезис», «Сахтурис» и «Апостолис»),1 подводная лодка («Пипинос»)
а также подержанные английские и американские корабли: 2 английских эсминца («Саламис» и «Наварино»), 1 трофейная итальянская подводная лодка («Матрозос»),1 охотник («Василевс Георгиос ΙΙ»), 4 десантных танковых корабля («Лесбос», «Самос», «Лимнос», «Хиос»),13 тральщиков («Паралос», «Саламина», «Картериа», «Афроэсса», «Алфиос», Пиниос , «Ахелоос», «Эвротас», Сперхиос, «Кассос», «Кос», «Лерос», «Патмос»),4 маленьких плавсредства
Состав ВМФ Греции на момент возвращения в Грецию, после освобождения страны в октябре 1944 года
- 1 броненосный крейсер («Георгиос Авероф»)
- 15 эсминцев («Адриас», «Миаулис», «Пинд», «Канарис», «Крити», «Фемистоклис», «Спеце», Кунтуриотис , «Саламис», «Наварино», «Эгеон», «Хэстингс», «Аэтос», «Пантир», «Иэракс»)
- 4 корвета («Томбазис», «Криезис», «Сахтурис» и «Апостолис»).
- 5 подводных лодок («Пипинос», «Матрозос», «Нерей (Y-4)», «Папаниколис (Y-2)», «Делфин»)
- 1 охотник (Βасилевс Георгиос ΙΙ),
- 4 десантных танкодесантных корабля («Лесбос», «Самос», «Лимнос», «Хиос»)
- 13 тральщиков («Паралос», «Саламина», «Картериа», «Афроэсса», «Алфиос», «Тасос», «Таврос», «Ахелоос», «Эвротас», «Кассос», «Кос», «Лерос», «Патмос»)
- 1 плавмастерская («Гефест»)
Греция, имхо, самая беспокойная европейская страна, сравнимая с латиноамериканскими и африканскими рекордсменами. Флот был всегда активнейшим участников мятежей и переворотов. За всю историю греческого флота было зарегистрировано 24 движения и восстания:
- Восстание адмирала Миаулиса 1 августа 1831 г.
- Движение Военного союза в 1909 году
- Движение 15 октября 1909 г.
- Движение национальной обороны 17 августа 1916 г.
- Движение Пластироса 11 сентября 1922 г.
- Движение Леонардопулоса Гаргалиди 22 октября 1922 г.
- Движение флота 25 июня 1924 г.
- Колиалекс 21 августа 1924 г.
- Движение диктатуры Пангало 25 июня 1925 г.
- Кондилийское движение 21 августа 1926 г.
- Движение Пластироса6 марта 1933 г.
- Движение Венизелоса 1 марта 1935 г.
- Движение Папагу, Ойконому, Реппа 10 октября 1935 г.
- Движение более поздней диктатуры Метаксаса 4 августа 1936 г.
- Восстание 17 апреля 1941 г.
- Восстание против правительства Греции в изгнании 26 апреля 1941 г.
- Ближневосточное движение 16 марта 1943 г.
- Декабрьский конфликт 3 декабря 1944 г.
- Гражданское движение 30 марта 1946 г.
- Движение более поздней диктатуры Пападопулоса 21 апреля 1967 г.
- Выступление короля Константина 13 декабря 1967 г.
- Движение ВМФ 23 мая 1973 г.
- Движение Иоаннидов 25 ноября 1973 г.
Греки, безусловно, один из самых морских народов. Из них всегда получались превосходные моряки. Долгое время они уверенно контролировали морскую торговлю в Средиземноморье. Потом из этого возник огромный греческий торговый флот.
Во время войн за независимость греческие моряки показали выдающиеся образцы профессионализма и героизма, они громили турецкие и египетские эскадры, захватывали вражеские корабли.
Независимая Греция обзавелась современным флотом в конце 19-го века. С тех пор греческий флот был самым боеспособным в восточном Средиземноморье. Большим он, по понятным причинам, никогда не был, но был всегда весьма эффективен и хорошо сбалансирован.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.