Найти тему
Морская коллекция

Флот Греции. Список статей и справочные данные.

История Греческого военно-морского флота ( Ελληνικό Πολεμικό Ναυτικό, Эллинико́ Полемико́ Нафтико́) уходит, конечно вглубь тысячелетий, где триеры Фемистокла и Алкивиада бороздили просторы Ойкумены. Но это было очень давно, а история современного греческого флота началась в период войн за независимость, освобождение греков от власти турецкого султана.

Эмблема ВМФ Греции.
Эмблема ВМФ Греции.

Тот период крайне насыщен интересными, эпическими и героическими событиями. Но ...совершенно отдельная тема, ибо флот и у греков и у противостоящих им османов был парусным и гребным, что в нашу сферу интересов пока не входит. Поэтому отметим только, что официальная история современных ВМС Греции ведет отсчет с 1828 года.

Некоторые корабли греческого флота периода 1881-1920 гг. на открытке начала XX века. На изображении присутствуют крейсер Navarchos Miaoulis, 3 броненосца береговой обороны типа Hydra (Hydra, Spetsai, Psara), канонерские лодки - 2 типа Hydra (Ambrakia, Aktion), 4 типа Achelaos (Achelaos, Alpheos, Eurotas, Peneos) и др.
Некоторые корабли греческого флота периода 1881-1920 гг. на открытке начала XX века. На изображении присутствуют крейсер Navarchos Miaoulis, 3 броненосца береговой обороны типа Hydra (Hydra, Spetsai, Psara), канонерские лодки - 2 типа Hydra (Ambrakia, Aktion), 4 типа Achelaos (Achelaos, Alpheos, Eurotas, Peneos) и др.

Первые винтовые суда греки заказали в Англии в 1855 году, это были пароходы "Панопи", "Пликсавра","Афроэсса", "Сфендони".

Тем не менее, несмотря на то , что греки были отменными моряками, с огромным опытом морской торговли , пиратства и войны( например в османском флоте значительную часть экипажей с свое время составляли именно греки, они гораздо лучше управлялись с парусами, чем неторопливые турки), властям независимой Греции долгое время было не флота.

Уже в 1866 году это аукнулось грекам, которые не имели возможности оказать поддержку восставшим на Крите соплеменникам. Из боевых кораблей, способных оказать сопротивление туркам, у них был лишь паровой фрегат «Эллас». В итоге доктрина Греции обрела незыблемый постулат-«флот, необходимое оружие Греции для войны, должен быть подготовлен и предназначен только для нее».

В Англии купили два парохода «Амфитрити» и «Бубулина», но мало того что они были обычными торговыми судами, так один из них-«Бубулина» погиб сразу в английском порту Ливерпуль от взрыва котла , унеся с собой 21 жизнь. В 1868 году в Англии был построен небольшой казематный броненосец береговой обороны "Василеос Георгиос"(1802 тонн). У Чили тогда же был перекуплен контракт на строившийся в Триесте броненосец, ставший "Василисой Ольгой"(2030 тонн).

Флот наконец начал получать более крупные и современные корабли при премьере Харилаосе Трикуписе. Первым шагом стал строительство во Франции в 1878 году крейсера «Миаулис», а в 1889 году во Франции были заказаны три броненосца береговой обороны по проекту инженера Дюпона, ставшие основной силой греческого флота-"Идра","Спеце" и "Псара". Деньги на строительство крейсера (2,3 миллиона золотых драхм) были собраны «Обществом создания национального флота».

В 1879 году была создана Школа морских кадетов, в 1884 году Военно-морское училище, в 1887 году Центральная подготовительная школа на острове Порос. В 1881 году база флота была переведена на остров Саламин, где она находится по сегодняшний день.

Большую роль в реорганизации греческого флота сыграла французская миссия, под руководством контр-адмирала Лежона, прибывшая в Грецию в декабре 1884 года.

В 1880 году, во Франции, были построены 4 канонерские лодки («Микали», «Сфактирия», «Навпактия» и «Амвракия»), которые впоследствии получили названия канонерки Альфа, Бета, Гамма и Дельта. В 1881 году в Англии были построены паровые канонерские лодки «Актион» и «Амвракиа». Это были классические «канонерки Рэндела».

«Актион»
«Актион»

Канлодки с осадкой в 1,5 метра предназначались для операций в Амбракийском заливе для освобождения от турок Эпира, идее фикс греческих политиков. 30 лет, до Балканской войны 1912 года они ждали своего часа.

В 1880 году было куплено парусно-паровое судно обеспечения, построенное в Глазго в 1877 году, под именем «GETTYSBURG», первоначально оно получило имя «Псара», в 1890 году было переименовано в «Канарис». Судно было переоборудовано, вооружено и вошло в состав греческого флота в качестве штаба и судна обеспечения флотилии греческих миноносцев.

-4


В 1881 году, в Англии были куплены минные заградители
«Эгиалиа», «Монемвасиа» и «Навплиа».

В 1881 году в Англии был куплен миноносец «Иония», ставший первым миноносцем, располагавшим бортовыми торпедными трубами.
В 1881—1883 на верфи Yarrow в Англии были построены миноносцы
«Кипрос», «Кос», «Митилини», «Родос», «Кос» и «Хиос». Торпедные трубы на них были установлены позже в Греции. Впоследствии были переименованы в миноносцы № 6, № 7, № 8, № 9, № 10 и № 17.

В 1884 году Армстронгу был заказан бронепалубный крейсер "Саламис", эльсвикский крейсер по проекту знаменитого Уайта. Смена правительства и бюджетные трудности заставили греков отказаться от контракта. Крейсер в итоге пополнил итальянский флот под именем "Догали".

-5

В 1885 году на английской верфи Blackwall были построены 4 канонерские лодки, именуемые в греческой историографии паровыми барками (Ατμομυοδρόμων), «Ахелоос», «Алфиос», «Эвротас» и «Пиниос». Так как все 4 канонерки носили имена рек, в греческом флоте за ними закрепилось имя «эскадра рек» (Μοίρα ποταμών) или просто «Реки» ( Ποταμοί).

Стремление получить превосходство за счет использования новинок привело к тому, что греки одни из первых обзавелись подводным флотом. Подводная лодка Nordenfelt I с паровым двигателем, созданная по чертежам британского изобретателя Джорджа Гарретта и шведа Торстена Норденфельта была куплена при посредничестве скандально известного торговца оружием, грека Василия Захароффа в декабре 1885 года, доставлена разобранной в Пирей 13 января 1886 года, где была собрана греческим персоналом американской фирмы «McDowal and Barbour». Однако на испытаниях подлодка была признана непригодной к плаванию и осталась ржаветь до 1901 года, когда была продана на лом.

ВМФ Греции стал самым мощным флотом в Восточном Средиземноморье. Благодаря этому во время греко-турецкой войны 1897 года греки завоевали безраздельное господство в Эгейском море. Только все равно проиграли. Вдобавок гигантские для небольшой страны расходы на флот обескровили финансовую систему страны.

«К сожалению, мы обанкротились» - в 1893 году заявил премьер Трикупис. Странная проигранная война привела к сильному внутреннему кризису-греки считали, что правители вместе с международными банкирами сдали страну ради наживы.

-6
-7

Ободренные успехом турки начали программу обновления своего флота, в ответ на которую у греков в 1909 году появился броненосный крейсер "Георгиос Аверофф" итальянской постройки, ставший в итоге одним из символов страны. Значительную часть стоимости крейсера профинансировали наследники греческого магната Георгиоса Авероффа, имя которого в итоге и было присвоено кораблю.

Во время последнего периода правления Феотокиса, в 1905—1907 годах, Греция построила 4 эсминца (типа "Тиэлла" на верфи Yarrow в Англии (эсминцы «Навкратуса», «Тиэлла», «Сфендони», «Логхи»). Деньги были предоставлены Фондом Национального флота.
Ещё 4 эсминца, близких к типу
«Тиэлла», (типа "Ники" были построены на верфях Vulkan Щецина (эсминцы «Аспис», «Велос», «Ники», «Докса»).

Эсминец «Тиэлла» после его спуска на верфи Yarrows
Эсминец «Тиэлла» после его спуска на верфи Yarrows

Перед самым началом Балканских войн, греческое правительство срочно выкупило 4 эсминца, строившихся в Англии для ВМФ Аргентины. Эсминцы получили в греческом флоте прозвище «Звери» (Θηρία («Аэтос», «Пантир», «Иэракс», «Леон»). При приёме незнакомых для них кораблей, греческие экипажи столкнулись с огромными трудностями, которые усугублялись тем, что все инструкции, надписи и документы были на испанском языке. Несмотря на это, «Звери» прибыли в Грецию после начала войны и сразу вступили в бой.

Аналогичным образом были выкуплены самые новые греческие корабли, 2 немецких эсминца типа V («Неа Генеа», выкупленный на деньги, собранные греческим поэтом Спиросом Матсукасом среди греков Америки, и «Керавнос»), также пришедшие в Грецию после начала войны и принявшие участие в основных морских сражениях войны.

-9

В 1907 году был основан Генеральный штаб ВМФ во главе с адмиралом Кундуриотисом, а в 1910 году в стране появилась английская миссия во главе с адмиралом Тоффнелем.

В 1910 году флот заказал две подлодки во Франции, получившие имена «Дельфин» и «Ксифиас». «Дельфин I» прибыл на базу ВМФ Греции на Саламине 5 октября 1912 года, когда уже началась Первая Балканская война и был немедленно направлен в Мудрос, на только что освобождённый остров Лемнос, куда перебазировалась основная эскадра греческого флота. «Ксифиас» был получен в марте 1913 и не успел принять участие в Балканских войнах.

К началу Балканских войн в 1912 году греки были основной силой союзников на море. Греческий флот состоял из броненосного крейсера «AVEROFF», трех броненосцев береговой обороны «HYDRA», «SPETSAI» и «PSARA», восьми эсминцев типа «THYELLA» и «NIKI»,11 миноносцев (типа «Хиос» № 6-10, типа «V» № 11-16, типа «4» № 18 и трофейный типа «Акхисар», «Никополис»), канонерских лодок «AKTION», «AMVRAKIA», 4 малых канонерок типа «Сфактирия» (α, β, γ и δ), четырех типа «ACHELOOS»(«Ахелоос», «Алфиос», «Эвротас» и «Пиниос»).

Другие вспомогательные корабли-4 минных заградителя («Эгиалиа», «Монемвасиа», «Навплиа», «Арис»), 2 парохода ((«Панэллинион» и трофейный «Фуад»), 4 войсковых транспорта («Сфактириа», «Микали», «Иониа» и турецкий трофей 1897 года «Крити»), 4 вспомогательных крейсера («Аркадиа», «Афины», «Эспериа», «Македония»), 5 паровых шхун («Пликсавра», «Айдон», «Кисса», «Кихли», «Саламина»), 3 парусных голета (шхун) («Микали», «Матилди», «Аргос»), 2 буксира («Олимпос», «Вурла»), 1 танкер «Иоаннис Куцис»), 2 водолея («Сфингс», «Кархариас»), 1 судно обслуживания маяков («Тенедос»).

Перед войной были закуплены еще два эсминца у Германии («NEA GENEA» и «KERAVNOS») и четыре у Англии («AETOS», «IERAX», «LEON», «PANTHIR»). Из Франции отплыла в Грецию первая из двух заказанных подводных лодок («ДЕЛЬФИН» и «МЕЧ»). Лёгкий крейсер 2-го класса («Миаулис»), остался в резерве.

Греческий флот в бухте Фалера 5/18 октября 1912 года, в момент отхода с началом войны.
Греческий флот в бухте Фалера 5/18 октября 1912 года, в момент отхода с началом войны.

В союзном военном соглашении 22 сентября (5 октября) 1912 года было чётко оговорено, что задачей греческого флота было «в любом случае обеспечить господство в Эгейском море и прервать коммуникации врага между Малой Азией и Европейской Турцией».

Подводные лодки. Крест капитана Ласкоса. «Папаниколис»

Броненосные крейсера.Прославленный флагман греческого флота."Георгиос Авероф".

Эскадренные броненосцы.Из Америки с любовью."Лемнос" и "Килкис".

Легкие крейсера.Объединитель нации. «Элли».

Линейные корабли.В Греции есть все..."Саламис".

Броненосцы береговой обороны.Броня Эллады. «Идра».

Крейсера. Герой Крита. "Навархос Миаулис".

Бронепалубные крейсера. Приключения бродячего итальянца. "Догали".

Греческий флот в 1914 году.
Греческий флот в 1914 году.

Грандиозные планы Османской империи по созданию могучего флота вынудили греков принять немедленные меры. В Германии был заказан линкор "Саламин", во Франции "линкор "Басилефс Константин"( типа "Бретань").
А пока в срочном порядке 30 июня 1914 года Греция закупила в США линкоры
«Лемнос» и «Килкис» постройки 1905 года. Несмотря на свою тихоходность (макс. 17 узлов) и малый для океана надводный борт, линкоры были существенным пополнением для греческого флота. Одновременно был куплен лёгкий крейсер «Элли» (бывший китайский «FEI-HUNG») американской постройки 1913 года.

Линкор «Лемнос» (или «Килкис») в США, 1914 год
Линкор «Лемнос» (или «Килкис») в США, 1914 год
Лёгкий крейсер «Элли»
Лёгкий крейсер «Элли»
Эсминцы и миноносцы греческого флота на стоянке в Пирее, 1915 год
Эсминцы и миноносцы греческого флота на стоянке в Пирее, 1915 год

В Первой мировой войне Греция первоначально заняла позицию нейтралитета. В стране существовала сильная прогерманская партия короля Константина и проантатовская группировка премьера Венизелоса. Греки говорят даже о наличии двоевластия в стране.

Когда союзникам это надоело, они захватили греческий флот и в итоге принудили Грецию к выступлению на стороне Антанты. По мере прибытия греческих дивизий на Салоникский фронт союзники возвращали грекам боевые корабли.

Состав греческого флота по окончанию Первой мировой войны

  • 1 броненосный крейсер («Авероф»)
  • 2 линкора («Килкис» и «Лемнос»)
  • 2 броненосца типа «Идра» («Спеце», «Псара»)
  • 13 эсминцев (4 (типа "Тиэлла", 3 (типа "Ники", 4 «Зверя», 2 типа «V»)
  • 2 паровые канонерки типа «Актион» («Актион» и «Амвракиа»)
  • 4 миноносца типа «V»
  • 3 малые канонерки типа «Сфактирия» (α, β, и δ)
  • 2 канонерки — паровых барка («Алфиос» и «Пиниос»)
  • 2 подводные лодки («Дельфин I» и «Ксифиас»)
  • 4 минных заградителя («Эгиалиа», «Монемвасиа», «Навплиа», «Арис»),1 пароход (трофейный «Фуад»),1 судно обеспечения («Канарис»),2 войсковых транспорта («Микали» и турецкий трофей 1897 года «Крити»),1 вспомогательный крейсер («Аркадиа»),5 паровых шхун («Пликсавра», «Айдон», «Кисса», «Кихли», «Саламина»),1 буксир («Вурла»),1 водолей («Кархариас»),1 судно обслуживания маяков («Тенедос»).
Греческий «Георгиос Авероф (крейсер)» в Константинополе в 1919 году. Работа художника Ликурга Когевинаса.
Греческий «Георгиос Авероф (крейсер)» в Константинополе в 1919 году. Работа художника Ликурга Когевинаса.

Греческий миноносец «Никополис» — трофейный турецкий «Анталья».
Греческий миноносец «Никополис» — трофейный турецкий «Анталья».

Состав ВМФ Греции к началу греко-итальянской войны в 1940 году

1 броненосный крейсер, с серьёзными техническими проблемами, в особенности с котлами («Георгиос Авероф»)

  • 1 выведенный из строя броненосец («Килкис»)
  • 2 новых эсминца английской постройки, возрастом 2 года («Василевс Георгиос» , «Василисса Ольга»)
  • 4 эсминца итальянской постройки, возрастом примерно 7 лет, с проблемами с техническим состоянием и отсутствием запчастей («Псара» , «Спеце», «Идра»,« Кунтуриотис» )
  • 4 эсминца английской постройки, возрастом около 30 лет (« Леон », «Аэтос», «Пантир» и «Иэракс»)
  • 6 подводных лодок французской постройки, из которых 4 возрастом более 13 лет (Протей (Y-3) , Главкос (Y-6), Тритон (Y-5) , Нерей (Y-4)) и 2 меньшего размера, возрастом 14 лет (Кацонис (Υ-1) , Папаниколис (Y-2))
  • 4 эсминца водоизмещением 350 тонн (именовались также миноносцами), возрастом 35 лет («Тиэлла», «Сфендони», «Ники» и «Аспис»).
  • 5 миноносцев, водоизмещением 240 тонн, возрастом в 26 лет («Пруса» , «Пергамос», «Киос», «Кидониэ», «Кизикос»)
  • 4 миноносца водоизмещением в 125 тонн, возрастом 26 лет (Эгли ,Алкиони, Дорис, Аретуса)
  • 4 тральщика («Алиакмон», «Аксиос», «Нестос», «Стримонас»)
  • 1 плавмастерская возрастом в 20 лет («Гефест»)

-17

Потери ВМФ Греции в период с 28 октября 1940 года по 31 мая 1941 года

За исключением подводной лодки Протей (Y-3), все потери греческого флота являются результатом деятельности Люфтваффе:

  • 1 линкор (броненосец) (Килкис 24 апреля 1941 года)
  • 5 эсминцев («Василевс Георгиос» 24 апреля 1941 года , «Псара» 20 апреля 1941 года , «Идра» 22 апреля 1941 года , «Тиэлла» 22 апреля 1941 года Леон 15 мая 1941 года)
  • 1 подводная лодка (Протей (Y-3) 29 декабря 1940 года
  • 9 миноносцев (Киос 23 апреля 1941 года, Пруса 4 апреля 1941 года , Кизикос 25 апреля 1941 года , Пергамос25 апреля 1941 года , Кидониэ 26 апреля 1941 года , Дорис 23 апреля 1941 года , Алкиони 23 апреля 1941 года, Эгли 24 апреля 1941 года , Аретуса 25 апреля 1941 года)
  • 4 тральщика (Аксиос 26 апреля 1941 года , Альакмон 21 апреля 1941 года,Нестос 26 апреля 1941 года , Стримон 24 апреля 1941 года)

Georgios_Averof_as_guard_ship,_Port_Said,_23_Feb_1943
Georgios_Averof_as_guard_ship,_Port_Said,_23_Feb_1943

Состав ВМФ Греции, ушедшего после падения Крита 31 мая 1941 года на Ближний Восток

  • 1 броненосный крейсер («Георгиос Авероф»)
  • 9 эсминцев («Василисса Ольга», «Спеце», Кунтуриотис, «Аэтос», «Пантир», «Иэракс», «Сфендони», «Ники» и «Аспис»).
  • 5 подводных лодок («Главкос», «Тритон», «Нерей», «Кацонис», «Папаниколис»)
  • 2 Транспорта («Марит» и «Мерск»)
  • 5 тральщиков («Севасти», «Христос», «Агиос Георгиос», «Талия», «Ливанос»)
  • 1 Плавмастерская («Гефест»)
  • 2 мобилизованных пассажирских суда («Коринтия» и «Иония»)
"Василисса Ольга" - на Мальте
"Василисса Ольга" - на Мальте

Потери ВМФ Греции в период 1941—1944 годов

2 эсминца («Вассилиса Ольга» 26 сентября 1943 года и «Адриас» 22 октября 1943 года), 3 подводные лодки (Главкос (Y-6) 12 мая 1942 года, Тритон (Y-5) 16 ноября 1942 года, Кацонис (Υ-1) 14 сентября 1943 года), 2 тральщика («Кос» и «Кассос»)

В 1942—1944 году греческий флот получил в Англии новые корабли: 6 эсминцев («Адриас» «Миаулис», «Пинд», «Канарис», «Крити» и "Фемистокли",«Эгеон» и «Хэстингс») и 4 корвета («Томбазис» «Криезис», «Сахтурис» и «Апостолис»),1 подводная лодка («Пипинос»)

а также подержанные английские и американские корабли: 2 английских эсминца («Саламис» и «Наварино»), 1 трофейная итальянская подводная лодка («Матрозос»),1 охотник («Василевс Георгиос ΙΙ»), 4 десантных танковых корабля («Лесбос», «Самос», «Лимнос», «Хиос»),13 тральщиков («Паралос», «Саламина», «Картериа», «Афроэсса», «Алфиос», Пиниос , «Ахелоос», «Эвротас», Сперхиос, «Кассос», «Кос», «Лерос», «Патмос»),4 маленьких плавсредства

Эсминец «Миаулис» в 1944 году.
Эсминец «Миаулис» в 1944 году.

Состав ВМФ Греции на момент возвращения в Грецию, после освобождения страны в октябре 1944 года

  • 1 броненосный крейсер («Георгиос Авероф»)
  • 15 эсминцев («Адриас», «Миаулис», «Пинд», «Канарис», «Крити», «Фемистоклис», «Спеце», Кунтуриотис , «Саламис», «Наварино», «Эгеон», «Хэстингс», «Аэтос», «Пантир», «Иэракс»)
  • 4 корвета («Томбазис», «Криезис», «Сахтурис» и «Апостолис»).
  • 5 подводных лодок («Пипинос», «Матрозос», «Нерей (Y-4)», «Папаниколис (Y-2)», «Делфин»)
  • 1 охотник (Βасилевс Георгиос ΙΙ),
  • 4 десантных танкодесантных корабля («Лесбос», «Самос», «Лимнос», «Хиос»)
  • 13 тральщиков («Паралос», «Саламина», «Картериа», «Афроэсса», «Алфиос», «Тасос», «Таврос», «Ахелоос», «Эвротас», «Кассос», «Кос», «Лерос», «Патмос»)
  • 1 плавмастерская («Гефест»)
Военно-морской учебный центр на Поросе (К.Порос)
Военно-морской учебный центр на Поросе (К.Порос)

Греция, имхо, самая беспокойная европейская страна, сравнимая с латиноамериканскими и африканскими рекордсменами. Флот был всегда активнейшим участников мятежей и переворотов. За всю историю греческого флота было зарегистрировано 24 движения и восстания:

  • Восстание адмирала Миаулиса 1 августа 1831 г.
  • Движение Военного союза в 1909 году
  • Движение 15 октября 1909 г.
  • Движение национальной обороны 17 августа 1916 г.
  • Движение Пластироса 11 сентября 1922 г.
  • Движение Леонардопулоса Гаргалиди 22 октября 1922 г.
  • Движение флота 25 июня 1924 г.
  • Колиалекс 21 августа 1924 г.
  • Движение диктатуры Пангало 25 июня 1925 г.
  • Кондилийское движение 21 августа 1926 г.
  • Движение Пластироса6 марта 1933 г.
  • Движение Венизелоса 1 марта 1935 г.
  • Движение Папагу, Ойконому, Реппа 10 октября 1935 г.
  • Движение более поздней диктатуры Метаксаса 4 августа 1936 г.
  • Восстание 17 апреля 1941 г.
  • Восстание против правительства Греции в изгнании 26 апреля 1941 г.
  • Ближневосточное движение 16 марта 1943 г.
  • Декабрьский конфликт 3 декабря 1944 г.
  • Гражданское движение 30 марта 1946 г.
  • Движение более поздней диктатуры Пападопулоса 21 апреля 1967 г.
  • Выступление короля Константина 13 декабря 1967 г.
  • Движение ВМФ 23 мая 1973 г.
  • Движение Иоаннидов 25 ноября 1973 г.

Греки, безусловно, один из самых морских народов. Из них всегда получались превосходные моряки. Долгое время они уверенно контролировали морскую торговлю в Средиземноморье. Потом из этого возник огромный греческий торговый флот.

Во время войн за независимость греческие моряки показали выдающиеся образцы профессионализма и героизма, они громили турецкие и египетские эскадры, захватывали вражеские корабли.

Независимая Греция обзавелась современным флотом в конце 19-го века. С тех пор греческий флот был самым боеспособным в восточном Средиземноморье. Большим он, по понятным причинам, никогда не был, но был всегда весьма эффективен и хорошо сбалансирован.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц