Небольшой, но боеспособный греческий флот рано обратил внимание на возможности подводных лодок. Первые эксперименты начались еще в 80-х годах 19-го века. Перед Первой мировой войной греки успели заказать и получить две 300-тонные подводные лодки во Франции. В период Интербеллума они были списаны как устаревшие. За обновлением греки вновь обратились к французам.
У той же фирмы Шнейдер были в 1925 году заказаны две лодки 600-тонного класса. Греческий проект был выполнен инженером Максимом Лобёфом на основе проекта французских подводных лодок класса Circé (или серии «C»), тип «Schneider-Loubeuf».
Лодки получили имена в честь героев греческого парусного флота эпохи освободительной войны.
Димитриос Папаниколис ( δημήτριος παπανικολής; 1790-1855) был героем военного флота греческой революции, он первым успешно использовал брандер для уничтожения османского линейного корабля.
Ламброс Кацонис ( λάμπρος κατσώνης; 1752-1805) - греческий революционер, герой греческого национально-освободительного движения против турецкого ига XVIII века, русский капер и греческий флотоводец, кавалер Военного ордена Российской империи и полковник Российской императорской армии.
Подводная лодка «Кацонис» стала второй этого имени в греческом флоте, это имя Lambros Katsonis получил один из двух легких крейсеров, заказанных Грецией в 1914 году у Cammell Laird. В 1915 году крейсера были выкуплены британским правительством. Lambros Katsonis стал HMS Chester.
«Кацонис» вместе с однотипной «Папаниколис», стали первым типом греческих подводных лодок после окончания Первой мировой войны. По заказу Греции они были построены на французской верфях «Forges et Chantiers de la Gironde» в Бордо и «Forges et Chantiers de la Loire» в Нанте и приняты греческим флотом 8 июня 1928 года и 21 декабря 1927 года.
Первым командиром «Папаниколис» стал коммандер П. Вандорос, а «Кацонис» коммандер К. Арванитис.
Вскоре были заказаны там же еще четыре подводных лодки того же 600-тонного класса, но по другому проекту, вступившие в строй в 1929-1930 годах.
«Кацонис» «Katsonis» Y-1 Κατσώνης. Forges et Chantiers de la Gironde, Бордо, Франция. Заложена 1925. Спущена на воду 20 марта 1926 года. Сдана в эксплуатацию 8 июня 1928 года. Потоплена 14 сентября 1943 года
«Папаниколис» «Papanikolis» Y-2 Παπανικολής. Chantiers de la Loire, Нант, Франция. Заложена 1925 год. Спущена на воду 19 ноября 1926 года. Передана греческому флоту 21 декабря 1927 года. Выведена из состава флота 1945. Корпус продан на металлолом, боевая рубка сохранилась в Морском музее, Пирей
Водоизмещение 576/775 длинных тонн , по другим данным 595/778 тонн . Длина наибольшая (по КВЛ) 62,5 м. Ширина корпуса наиб. 5,3 м. Средняя осадка (по КВЛ) 3,6 м
Двигатели-2 дизельных двигателя, 1300 л.с.(по другим данным 1200 л.с.), 2 электрических двигателя, 1000 л.с. Скорость 14/9 узлов. Экипаж 30-39 человек
Вооружение- 1 × 100 мм орудие. Минно-торпедное
вооружение 2 носовых, 2 носовых палубных и 2 кормовых палубных торпедных аппарата 533 мм
Двухкорпусная средняя подводная лодка длиной 62,4 метра, шириной 5,3 метра, осадкой 3,4 метра(максимум 3,6 метра) имела два двухтактных дизельных двигателя Carels Schneider общей мощностью 1300 л.с. Движение под водой-за счет двух электродвигателей, всего 1000 л.с. Силовая установка-двухвальная. Надводная скорость 14 узлов, подводная-до 9,5 узлов. Дальность плавания составляла 3500 миль при скорости 10 узлов в надводном положении и 100 морских миль при скорости 5 узлов под водой. Допустимая глубина погружения - 80 метров.
Вооружение из шести 533 мм торпедных аппаратов, размещенных по два внутренних, внешних носовых и внешних кормовых. Артиллерия представлена 100 мм/40 пушкой Schneider на вращающейся платформе в передней части боевой рубки с боезапасом 100 снарядов. В 1930-е годы на лодке был дополнительно смонтирован 40 мм/39 зенитный автомат. Mark VIII. Экипаж лодки состоял из 39 офицеров, унтер-офицеров и матросов.
Обе подводные лодки, несмотря на уже солидный возраст, приняли участие во Второй мировой войне. Она началась для Греции с нападения фашистской Италии и торпедирования греческого крейсера "Элли" итальянской субмариной еще до начала военных действий. Итальянцев греки отбили и даже перешли в успешное наступление. Но в апреле 1941 года в страну вторгся вермахт и вскоре страну ждала полная оккупация.
«Папаниколис» под командованием лейтенанта-коммандера Мильтиада Иатридиса в ходе войны с Италией провела 6 боевых походов на Адриатику. 29 ноября 1940 года «Папаниколис» около Дураццо безуспешно атаковала большой итальянский пароход «Чизоне» (6 168 брт ). 22 декабря 1940 года недалеко от Бриндизи она потопила небольшое итальянское дизельное судно «Антониетта» (70 BRT, Antonietta) и повредила артиллерийским огнем итальянский пароход «Сан-Джорджио» (364 BRT), и на следующий день 3952-тонный войсковой транспорт "Флоренция "(3952 БРТ, Firenze), охраняемый эсминцами, около острова Сазани.
Лейтенант-коммандер Мильтиад Йатридис был повышен в звание до капитана 2-го ранга и награждён 30 декабря 1940 года «Золотым крестом Доблести».
28 января 1941 года «Папаниколис» совершила неудачную атаку на большой танкер недалеко от Бриндизи.
После вторжения немцев лодка вместе с другими кораблями флота ( в том числе подлодками " Katsonis" , "Глафкос" , "Nirefs" и "Тритон" ) ушла на Ближний Восток, в Александрию 25 апреля 1941 года. «Папаниколис» продолжила борьбу с фашизмом вместе с Королевским флотом в составе 1-й флотилии подводных лодок, отсюда она совершила еще 9 боевых походов.
В 1942 году под командованием бывшего капитана подлодки «Кацонис», коммандера Афанасиоса Спанидиса «Папаниколис» дважды ходил в Эгейское море. В первом, между 11 и 14 июня 1942 года, лодка потопила 6 или 7 маленьких рыболовных парусников, высадила на Крит агентов SOE (Special Operations Executive, британская разведывательно-диверсионная служба) и забрала после задания 15 новозеландских диверсантов.
Второй поход 31 августа-15 сентября запомнился неудачной атакой 8000-тонного танкера. Зато были успешно высажены две англо-греческие диверсионные группы на Родос, которые успешно провели «Операцию Англо» (Operation Anglo), атаковали два немецких аэродрома и уничтожили большое количество немецких и итальянских самолётов.
В ноябре лодка под командованием лейтенанта Николаоса Руссена совершила еще один боевой поход, высадила группу ( Ксана Филдинга, Артура Рида, Нико Суриса и Алека Тарвеса из SOE и Стелло Папалероса из ISLD) и грузы на юге острова Крит, а 30 ноября потопила неизвестный 8000-тонный сухогруз (6000 брутто-тонн) у островка Алимния недалеко от Родоса.
17 января 1943 года лодка успешно высадила очередных агентов с грузом на остров Идра, потом захватила 200-тонный парусник Agios Stefanos и отправила его в Александрию. 18 января еще один парусник в 150 тонн был потоплен. В марте(три) и мае(один) лодка потопила ещё 4 парусника общим водоизмещением 450 тонн.
8 мая севернее Крита лодка потопила два итальянских парусника, «Вавара» и «Мария».
После освобождения Греции в октябре 1944 года лодка вернулась в Грецию. В 1945 года устаревший корабль вывели из состава флота.
Старая подводная лодка оказалась самой успешной в греческом флоте. Хотя корпус ее разобрали на лом, рубку сохранили и в 1954 году выставили перед входом в морской музей Греции в городе Пирей.
«Кацонис» под командованием капитана Афанасиоса Спанидис приняла участие в итало -греческой войне 1940-1941 годов. На ее счету четыре боевых похода в Адриатическое море и потопленный 31 декабря 1940 года итальянский сухогруз "Квинто" (SS Quinto, 1922 г.п., 531 брт), перевозивший грузы для экспедиционных войск на Балканах. «Кацонис» обнаружил "Квинто" к югу от черногорского порта Бар и выпустил две торпеды, которые в цель не попали. После этого подлодка всплыла и в 7-30 31 декабря 1940 года открыла огонь из палубного орудия с расстояния около 500 метров. После нескольких попаданий итальянский транспорт загорелся и около 9-20 затонул на глубине 32 метра. Погибло около 10 итальянцев. О гибели судна было объявлено по Римскому радио 14 января 1941 года
После германского вторжения в апреле 1941 года лодка вместе с остальным греческим флотом ушла в Александрию, в Египет. Под британским тактическим номером "16" она продолжала воевать.
«Кацонис» была самой проблемной подлодкой греческого флота, устаревшей и с кучей технических неисправностей. Её ремонт в Порт-Судане занял 7 месяцев, после чего подлодка прибыла в Порт-Саид, на докование. Там, у причала, по непонятной причине, скорее всего в результате человеческого фактора, подлодка затонула 2 июля 1942 года.
Командиром лодки к этому времени был назначен Василейос Ласкос, опытный морской волк, но с трудной биографией, он участвовал во всех греческих мятежах и даже был приговорен к смертной казни. Ему удалось убедить англичан поднять подлодку. С большим трудом, через несколько месяцев, подлодку ввели в строй.
Лодка в итоге выдержала три боевых похода в Эгейское море. Первый поход Ласкоса на «Кацонисе» начался 24 марта 1943 года. Он успешно высадил диверсантов на побережье Лаконии, после чего перехватил 3 грузовых парусника. Приказ требовал топить на месте, но они шли с грузом продовольствия в голодающие Афины и Ласкос решил по другому.
Зато в тот день ему попался другой парусник, на борту которого оказался «Трофей», так в экипаже назвали добровольного помощника, передавшего ценную информацию о движениях немецкого патрульного корабля в Йитионе. «Трофей» согласился пойти на операцию вместе с экипажем лодки. Подлодка дерзко ворвалась в порт Йитион (Гитио) и выпустила торпеды.
Англичане потом отчитались:
«союзная подлодка Υ/Β 2 апреля совершила в порту Йитионе торпедную атаку против корабля Оси, гружёного торпедами и глубинными бомбами. Торпеды взорвались на причале и уничтожили два плавсредства с боеприпасами. Взрыв вызвал потопление вражеского корабля и смерть находившихся на причале 20 итальянских солдат и офицеров»
Так 2 апреля 1943 года был потоплен итальянский минный транспорт (лоцманский катер) F 77 Tergestea (212 брутто-тонн). Tergeste в течение нескольких дней подняли. Через три дня на дно ушло испанское 1,500-тонное по другим данным 535 тонн или 322 брутто тонн) торговое судно "Сан-Исидоро" (San Isidoro) около острова Китнос и 29 мая грузовое судно Rigel (552 брутто-тонн, бывший испанский Tercio de Montejurra )около острова Скиатос.
Следующий поход «Кацониса» начался в июле в район юго-восточной части Эгейского моря. Здесь Ласкос попытался повторить дерзкий маневр и потопить итальянское грузовое судно в порту города Неон-Карловасион на Самосе, но неудачно на этот раз. НЕсмотря на это Ласкос получил благодарность морского министра.
В последний поход «Кацонис» вышел 5 сентября 1943 года. Задание включало высадку группы диверсантов и патрулирование в северной части Эгейского моря. Однако, возраст брал свое и на «Кацонисе» начались технические проблемы, вышел из строя один из двигателей. Но Ласкос продолжил идти и на одном.
11 сентября он высадил греческих диверсантов на острове Эвбея. 12 сентября от греческих рыбаков он узнал об ожидаемом переходе из Салоники в Пирей мобилизованного немцами французского пассажирского судна «Симфра» с немецкими войсками. В ночь с 13 на 14 сентября «Кацонис» погрузился и занял позицию между горой Пелион и островом Скиатос, в ожидании «Симфры».
Обнаружив на севере судно подлодка всплыла и направилась к нему, предвкушая встречу с «Симфра». Однако это был немецкий военный корабль- охотник UJ-2101 (бывший греческий тральщик "Стримона" (Strymon), 1918г.п. в Великобритании, 324 т, 11 узлов, 1-88мм, 1-37мм, 1-20 мм, ГБ, капитан-лейтенант Фридрих Фольхейм (Friedrich Vollheim). Ласкос приказал немедленнο погружаться. Охотник успел трижды атаковать погрузившуюся подлодку глубинными бомбами.
Был разрушен люк надстройки, через него хлынула вода, механизмы вышли из строя. Лодка начала тонуть. Ласкос принял решение всплывать и дать бой. «Кацонис» успел сделать первый выстрел, пока немцы сообразили что случилось. Но зато огонь их оказался метким, они перебили прислугу орудия и к пушке бросился сам Лацос. Он успел сделать несколько выстрелов и тоже был убит.
Он погиб 14 сентября, в православной Греции это праздник Воздвижение Креста Господня. В молодости Ласкос часто сквернословил ( в греческом языке при этом упоминается "крест"), за что его сильно ругала мать. Сейчас на этом примере в Греции отучают молодежь от мата.
После гибели Ласкоса охотник таранил и потопил подлодку. Погибло 27 моряков, 17 немцы взяли в плен, а троим ( старпом корабля лейтенант Элиас Цукалас и старшины Антониос Антониу и Анастасиос Цигрос) удалось доплыть через 8-9 часов до берега острова Скиатоса и спастись, с помощью местного населения. Они вскоре вернулись в Египет, на греческий флот. По другим данным вместе с лодкой погибли 32 человека, а в плену оказались 15 или 14 ( включая британского офицера связи).
В общей сложности, во время Второй мировой войны, «Кацонис» совершил 7 боевых походов и потопил 4 или 6 судов по разным источникам на 6288 тонн с поврежденными.
В июле 2016 года место гибели «Кацонис» было обнаружено океанографическим судном ВМС Греции HS Naftilos A-478 (Ν/Γ-Ω/Κ ναυτίλος). Она лежит у берегов Скиатоса на глубине 170 (по другим данным 250) метров.
Деятельности капитана Йатридиса и его подлодки в 1940-1941 годах посвящён фильм «Подлодка „Папаниколис“» (Υποβρύχιον: Παπανικολής) 1971 года, где в роли Йатридиса снимался известный греческий актёр театра и кинематографа Костас Казакос.
Подводная лодка «Папаниколис» - греческий документальный фильм Греческой национальной радиотелевизионной компании о RHS Papanikolis, с интервью выживших членов экипажа.
После войны греческий военно-морской флот дал имя погибшего командира подлодки канонерке «Капитан 2-го ранга Ласкос». В 1977 году имя капитана Ласкоса было дано ракетному катеру «Ласкос» Ρ-20.
Памятник капитану Ласкосу установлен на набережной его родного города Элевсин. Муниципалитет Элевсины, совместно с генштабом ВМФ ежегодно проводит мероприятия именуемые «Ласкиа». Памятник подводной лодке «Кацонис» и ее экипажу стоит на берегу в старом порту города Скиатос. Поминальные службы проводятся ежегодно.
Греческий писатель М. Карагацис (1908—1960) посвятил Василису Ласкосу свою одноимённую книгу.
Имя «Кацонис» получила бывшая американская подлодка класса Tench в составе ВМФ Греции с 1973 года — «Кацонис» (S-115), а затем современная подлодка немецкого класса 214, построенная в Греции на верфи Hellenic Shipyards — «Кацонис» (S-123). Это, соответственно, третий и четвертый корабли этого имени в греческом флоте.
Имя «Папаниколис» тоже после войны получили две подводные лодки-бывшая американская подлодка класса Balao GUPPY IIA «Папаниколис» (S-114), в составе флота 1972—1992) и современная головная подлодка немецкого класса 214 «Папаниколис» (S-120). Соответственно вторая и третья этого имени в греческом флоте.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам