Сегодня все больше пар страдают бесплодием, молодеет климакс, мужское бесплодие растет колоссальными темпами, а треть пар имеют, так называемое, бесплодие неясного генеза, когда нет очевидной причины, но зачать не получается в течение многих лет. Что же происходит с нашим здоровьем? Почему, еще только в середине 20-го века главным бичем демографии было неконтролируемо большое число абортов, а сегодня пары годами ждут рождение первенца.
Безусловно, свою роль в этом играют такие факторы как экология, образ жизни, ненатуральные продукты, появление огромного числа новых технологий, лекарств и т.д., влияние которых на наш организм не до конца изучено.
Но если посмотреть на эту проблему шире? Возможно, эти изменения лежат в более тонкой плоскости мироздания, нежели наша физиология?
Возможно, человечество переходит на новый этап развития, при котором естественный способ зачатия будет считаться атавизмом, а на смену ему придет контролируемая рождаемость в полном смысле этого слова. При помощи новых технологий и генной инженерии мы можем уже сейчас многое узнать о будущем человеке, имея всего несколько клеток эмбриона. А в дальнейшем сможем и влиять на геном.
В 2012 году я была на перформансе Postgravity Art (искусство при нулевой гравитации) на Платформе Кирилла Серебренникова, и главный идеолог во время перформанса озвучил такую мысль:
Я уверен, что человек в сегодняшнем виде не является вершиной эволюции. Эволюция нас ведет к тому, что ее венцом будет нечто имеющее и человеческую и техногенную природу одновременно.
Эта мысль меня очень зацепила, и я возвращалась к ней не раз. С появлением искусственного интеллекта, биохакинга, развития генетики, реальность, когда сплетается человеческое и техногенное воедино становится все ближе.
В фантазиях Олдоса Хаксли о Дивном Новом Мире, общество рисуется как идеальный механизм, где каждый человек находится на своем месте (по способностям и по потребностям). Новые люди создаются исключительно в лабораторных условиях по определенным параметрам и по запросу государства. Открывается новый завод - делаем сто близнецов с определенными качествами, которые идеально подойдут на выполнение однообразной рутинной работы. Надо сказать, что в этом романе, который был написан в 30-х годах прошлого столетия, довольно четко была описана процедура ЭКО, за исключением того, что эмбрионы не пересаживали к матери, а так и растили в пробирках, параллельно программируя повторяющимися аудиосообщениями для развития необходимых качеств и склонностей к определенным видам занятий. Что интересно, что чем выше каста эмбриона тем меньшим вмешательствам и программированию его подвергали. Чтобы человек мог изобретать, творить, вести общество и прогресс вперед, ему необходима внутренняя свобода, незашоренность и чувство собственной индивидуальности. Естественная беременность же в этом мире является чем-то позорным, а дети, рожденные естественным путем ссылаются в резервацию на отдельный остров и становятся оторваны от цивилизации. Безусловно, это очень пугающий стерильный мир, в котором нет любви, нет эмоций, нет счастья и печали. Есть только люди-функции и их иллюзии о легкости бытия.
В Романе Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" главная тема также разворачивается вокруг вопроса "Человек или репликант?" Как отличить настоящего человека от искусственно созданного, при условии, что физиологически они никак не отличаются. Что же делает нас людьми?
Сегодня, благодаря генетике, репродуктивным технологиям мы действительно можем сделать наше общество намного счастливее. Дарить бесплодным парам счастье быть родителями, снизить вероятность рождения детей с врожденными пороками и тяжелыми генетическими заболеваниями. Вместо того, чтобы читать гороскопы и гадать по руке, уже сейчас мы можем определить способности ребенка и потенциальный уроверь iq по расширенным генетическим тестам.
Но где та грань, когда благо от технологий и вмешательства науки в рождение новой жизни не будет переходить в создание рабов и биороботов.
Сможет ли человечество устоять перед этим искушением...