(Евр.6:1–3)
Основная цель учения Христа должна состоять в стремлении к зрелости. Это была первостепенная задача для Павла, и это должно быть нашей целью тоже (Фил. 3:12–14). Если мы будем преследовать цель быть совершенной личностью во Христе, то мы приблизимся к достижению Божьей воли в нашей жизни. Автор Послания к евреям подчёркивает эту мысль продвижения к зрелости в начале Евр. 6:
«Поэтому, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит».
Абзац начинается со слова «поэтому», которое связывает его с тем, что было сказано непосредственно до того. Автор готовится объяснить, как человек продвигается к зрелости. Показав необходимость и естественность роста, далее он объясняет читателям, как этого достичь.
Тот факт, что автор использует в стихе 1 побудительную конструкцию с участием глагола «поспешим» в первом лице множественного числа, не означает, что он включает себя в число младенцев-христиан, к которым обращается. Использование первого лица здесь аналогично употреблению местоимений «мы», «нам» в 2:3 — стихе, который часто приводится в подтверждение того, что Павел не мог быть автором «Евреям». Так как автор ни в коем случае не был одним из тех, о ком говорится в 6:1, то он не мог быть и одним из описанных в 2:3. Данный стих не исключает Павла как возможного автора Послания к евреям.
«Начатки учения» в стихе 1 — это учение о Христе или начальное учение, преподанное Христом? В Синодальной Библии сказано: «начатки учения Христова» (см. также Восстановительный Перевод и Современный Перевод), тогда как в Российском Библейском Обществе, Славянском Евангельском Обществе и Слове Жизни даётся перевод «о Христе». На греческом эта фраза буквально означает «начало слова Христа». Слово, произнесённое Господом в начале, было о спасении (2:3), и это заставляет думать, что данная фраза указывает на начальные учения, преподанные Христом. Перечень, представленный в этом тексте, содержит намного больше, чем просто учение о Христе. Некоторые утверждают, что шесть упомянутых пунктов являются иудейскими, или ветхозаветными, учениями. Однако эта идея опровергается тем фактом, что с самых первых дней церковь считала их «собственно христианскими доктринами» (Хьюз).
Можно выразить эту идею, сказав, что, хотя эти слова говорят, главным образом, о христианском учении, а не о старых иудейских взглядах, «они указывают на то, что читатели как бывшие иудеи узнали, когда были приведены ко Христу» (Ленски). Каждый пункт закона приобретал новое значение в христианском контексте.
«ПОСПЕШИМ»
Первый шаг к зрелости, как считает автор Послания к евреям, не прекращается: это обязательство «поспешать» (ст. 1). «Совершенный» (телейотес) ещё переводится как «взрослый» или «зрелый». Оно описывает нечто завершённое, законченное, полное. Христианин не должен отступать или сдаваться; он должен стремиться к духовности и верному пониманию глубоких истин Бога.
Так как никто кроме «совершенных» (ст. 14) не способен принять и понять глубинные истины Христа, для тех христиан было крайне важно поспешить к совершенству. Можно было бы ожидать, что, обличив их в том, что их снова необходимо учить азам (5:12), автор, вероятно, снова будет учить этим вещам своих читателей. Вместо этого, он расширяет их понимание, подробно объясняя Первосвященство Христа.
Фраза «поспешим к совершенству» означает побуждение стремиться к духовной зрелости. Это стремление не имеет отношения к безгрешному совершенству. Это должно быть нашей целью в идеале (Фил. 3:12–15), но может ли человек действительно достичь такого уровня? Может ли человек полностью победить грех в своей жизни? Этот вопрос сравним с вопросом: «Как высоко может человек прыгнуть»? Рекорды вроде бы побиваются почти каждый год, но мы знаем, что должен быть предел. Рассматриваемое здесь совершенство сродни тому, как если бы сказать: «Этот младенец совершенный!» Этим мы выражаем, что у младенца все части тела функционируют, как у нормального ребёнка.
Чтобы здание не рассыпалось, необходимо «основание», но глупо всё время тратить на укладывание основания. Некоторые столько времени посвятили обсуждению основ евангелия, что упустили более высокие принципы, содержащиеся в Божьем Слове (Мф. 23:23). Этим мы не хотим сказать, что основы евангелия не должны преподаваться и проповедоваться регулярно, ибо христиане в каждом новом поколении сталкиваются с опасностью отпадения, если они не укоренились как следует в истине.
«ОСТАВИВ»
Продолжая говорить «от отрицательного», автор призывает своих читателей оставить «первые начала слова Божьего» (5:12).
По всей видимости, слова «основание» и «начатки учения» (ст. 1) означают одно и то же, но что именно? В нашем тексте они представлены шестью наименованиями, перечисленными попарно. Первые два представляют собой «начальный опыт, следующие два — символические выражения, и [оставшиеся] два — это будущие события» (Дрэйпер).
«Начальный опыт»
Список начинается двумя основными положениями живой христианской веры: «покаянием от мёртвых дел» и «верой в Бога» (ст. 1; Славянское Евангельское Общество).
«Покаяние». В самом начале нашего решения начать христианскую жизнь, свободную от греха, мы должны покаяться (метанойа; «изменение образа мыслей»). Поэтому покаяние — это основание, первый уровень христианской жизни. О нём в первую очередь проповедовалось людям иудейского вероисповедания при подготовке к приходу царства (Мк. 1:4, 14, 15; Деян. 2:38; 3:19; 5:31).
Похожее слово — «сожалеть» (метамеломай). Это слово употреблено в Мф. 27:3 в связи с Иудой. Он «раскаялся». В одном английском переводе Библии сказано «почувствовал угрызения совести», что является более точным переводом. Оба термина используются Павлом во 2 Кор. 7:7–10, где это различие хорошо видно. Настоящее раскаяние предполагает глубокую печаль по поводу того, что наш грех оскорбил Бога, вкупе с пониманием, что мы будем навечно осуждены, если не произведём изменения (Лк. 13:3; Деян. 17:30, 31). Вот более полное описание истинного покаяния: покаяние — это изменение образа мыслей и отношения, решение изменить направление своей жизни, выраженное в отказе от греха и обращении к Богу, сопровождающееся сожалением за причинение Ему сильной боли. Оно включает в себя обращение от греха к новому образу жизни через полную зависимость от Господа как нашего единственного возможного Спасителя. Гарет Риз дал более простое определение, сказав, что это «изменение образа мыслей и образа действий, вызванное печалью ради Бога за грехи и включающее исправление последних, где это возможно».
В Деян. 3:19 грешникам сказано: «покайтесь и обратитесь». Сравнивая это с Деян. 2:38, мы видим, что обращение следует за покаянием. А раз так, то покаяние должно быть изменением образа мыслей или воли; в результате такого изменения человек обращается от своих грехов. Обращение, в таком случае, есть то же самое, что и крещение.
Выражение «мёртвые дела» встречается только здесь и в 9:14. Термин «мёртвый» обычно относится к вере (Иак. 2:17), к телу (Рим. 8:10) и к духовному состоянию человека (Рим. 6:11; Еф. 2:1, 5; Кол. 2:13). Постоянное исполнение «мёртвых дел» ведёт к смерти (Рим. 6:21–23).
Симон Кистемейкер полагал, что «мёртвые дела» относятся к «очищению нашей совести от действий, которые приводят к смерти», включая все наши прошлые грехи. Сводить «мёртвые дела» только лишь к делам, совершённым в рамках требований закона, представляется слишком ограничительным. Если добрые дела сами по себе не обеспечивают спасения, греховные поступки ведут к духовной смерти. Грешник, обращаясь ко Христу, должен отвратиться от таких дел.
Вера. Второй пункт в этом списке — «вера в Бога». Эта вера сосредоточена на Боге — Том, Кто открыл истины о Христе, находящиеся в Ветхом Завете.
Покаяние и вера были важными составляющими проповеди для иудеев, но обычно покаяние упоминалось первым (Мк. 1:14, 15; Деян. 20:21). Евреи уже верили в Бога, но им необходимо было покаяться перед Ним и затем уверовать в Иисуса. Данное послание описывает веру как действенную силу, главные направления которой — доверие и повиновение. Характер этой действующей веры открывается в главе 11, а также в 4:2; 6:12; 10:22, 38, 39; 12:2; 13:7.
«Символические выражения»
Следующие два перечисленные пункта — «о крещениях, о возложении рук» (ст. 2) — относятся к «символическим выражениям».
Крещения. Крещение было среди первых вещей, какие необходимо было узнать из учения Христа. Однако множественное число слова «крещение» (баптисмос) обычно в Новом Завете не употребляется; для него характерно единственное число: баптисма. Этот факт заставляет многих думать, что данный термин обозначает иудейские омовения или даже крещение прозелитов. Формы слова баптисмос используются в Новом Завете четыре раза: в Мк. 7:4, 5; Евр. 6:2; 9:10. Два стиха в Евангелии от Марка однозначно относятся к ветхозаветным омовениям. Брюс называл это «омовениями», или церемониальными очищениями. Археологические раскопки показали, что в типичном еврейском доме непременно был микваот, то есть бассейн для ритуальных омовений. Вода текла в бассейн сверху, а затем вытекала из него, обеспечивая, таким образом, чистую проточную воду для надлежащего очищения. Фарисей, возвратившись домой после путешествия, принимал «ванну» на тот случай, если он ненароком коснулся язычника или как-то иначе стал нечистым.
Кроме того, у нас нет убедительных доказательств того, что до прихода Иоанна иудеям были заповеданы некие «крещения» (не считая омовений). Если крещения были обычным явлением, то тогда почему его стали называть «Крестителем»? Такое наименование указывает на то, что он первым стал крестить, то есть «погребать» в воде людей, в частности иудеев. Очевидно, что крещение, которое предписывал Иоанн, было чем-то абсолютно новым для иудеев. В случае крещения прозелита обращённый язычник сам погружался в воду, чего не было ни в Иоанновом, ни в Иисусовом крещении.
Крещение Великого поручения — это процесс, в котором человек умирает для греха (Мф. 28:19; Мк. 16:16), как бы воспроизводя смерть, погребение и воскресение Иисуса (Рим. 6:3–5). Если слово «крещения», поставленное во множественное число, включает в себя Иоанново крещение, крещение прозелитов и ветхозаветные омовения, то тогда как его можно считать «христианской доктриной», или «учением Христовым» (ст. 1)? Такие крещения только подготавливали к восприятию учений христианства. Если так ставить вопрос, то можно заключить, что все иудейские ритуальные омовения были «христианской доктриной», а это не так.
С другой стороны, Иосиф Флавий использовал то же самое слово, баптисмос, когда говорил об Иоанновом крещении (Иосиф Флавий. Иудейские древности 18.5.2). Возможно, он допустил ошибку в названии, но он точно знал, что Иоанново крещение не было обычным иудейским омовением. Если он правильно употребил слово баптисмос, то тогда мы должны заключить, что заявляемое различие между иудейскими омовениями и крещением существовало не всегда. Кистемейкер предполагает, что баптисма является «иудейско-христианским термином», включающим в себя «действие с результатом», а не одно только действие, как баптисмос. Если бы слово баптисмос относилось только к иудейским омовениям (Евр. 9:10; Мк. 7:4, 5), то было бы необходимо ограничить значение этого слова в Евр. 6:2. «Хотя термин баптисмос обычно не означает христианское крещение, здесь это слово уместно, так как плюс к крещению имеются в виду и другие омовения» (Лайтфут). Тот факт, что крещение было упомянуто среди положений основополагающего христианского учения, показывает важность этого акта (1 Пет. 3:21).
Хотя Павел в Еф. 4:5 заявлял, что есть только «одно крещение», в Новом Завете их можно обнаружить несколько. Должно быть, он имел в виду, что только одно крещение оставалось в силе и было необходимым для единства веры во время написания им Послания к ефесянам. Это единственное крещение, предписанное для всех Великим поручением. Утверждение Павла о том, что в христианскую эру для всех есть только одно крещение, означает, что Иоанново крещение было заменено крещением Христовым (как очевидно из Деян. 19:1–6). Другие крещения по провидению Божьему могли быть подготовкой к учению Христа. После того как было проповедано евангелие, их нужно было оставить.
Возложение рук. Следующий пункт — «возложение рук» (ст. 2). Эта распространённая практика Ветхого Завета продолжилась и в новозаветную эру, когда с помощью возложения рук благословляли, причём это могло делаться как человеком, не имеющим особой чудодейственной способности (Деян. 13:3), так и тем, кто был наделён божественной силой, например Христом или апостолом. Это делалось, когда молились за человека, когда жертвовали и когда назначали кого-либо на должность или поручали кому-либо выполнение той или иной задачи. Когда руки возлагали богодухновенные апостолы, которые могли посредством этого передать духовные дары, это становилось наглядным подтверждением их власти (Деян. 6:6; 8:14–17; 19:1–6; Рим. 1:11). Иисус возлагал руки на детей, благословляя их, и на больных, когда исцелял их (Мф. 19:13; Мк. 5:23). Апостолы делали то же самое, когда исцеляли больных (Деян. 28:8), назначали избранных на должность (Деян. 6:6; 1 Тим. 5:22) и передавали чудодейственные дары Духа. Действие сопровождалось молитвой, см. Деян. 8:14–17; 19:1–6.
Очевидно, что никто другой, кроме апостолов, не был наделён силой передавать духовные дары. Новый Завет не учит тому, что сила наделять чудодейственными дарами была непрекращающимся действием для церкви. Крещение и вечеря Господня являются постоянными заповедями, а передача чудодейственных даров — нет. Когда вдохновенные мужи, обладавшие силой передавать такие дары, умерли, необходимость в возложении рук отпала. Сегодня никто не может передавать сверхъестественные способности через возложение рук. Всякий, кто заявляет о такой своей способности, должен уметь делать всё, что делал апостол, включая даже воскрешение мёртвых (Деян. 9:36–42).
«Будущие события»
Последние два положения основополагающего учения касаются будущих событий; это «воскресение мёртвых» и «вечный суд».
Воскресение. Слово «мёртвых» (некрон) употреблено во множественном числе. Этот текст может указывать на несколько воскресений, включая воскресение святых после воскресения Иисуса (Мф. 27:51–53). Идея телесного воскресения, похоже, была принята большинством иудеев. Исключение составляли саддукеи, аристократическое меньшинство (Деян. 23:8). Однако тема эта дискутировалась, на что указывает вопрос, заданный Иисусу в Мф. 22:23–33. Ветхозаветные ссылки, которые могли использоваться в защиту учения о воскресении, включают Иов. 19:26, Ис. 26:19 и Дан. 12:2. Воскресение мёртвых считается новозаветным учением в силу того, что новозаветные авторы уделили ему большое внимание, но мы не можем исключить его из подготовительных верований иудеев. Идея воскресения проходит через весь Новый Завет (Лк. 14:14; Ин. 5:28, 29; 11:24, 25; Деян. 17:18, 32; Рим. 1:4). Она была не чужда ученикам даже ещё до того, как Иисус воскрес из мёртвых.
Воскресение Христа — причина нашей твёрдой уверенности в нашем собственном воскресении (Деян. 17:31). Перечень основ предполагает, что читатели уже верили в воскресение мёртвых и должны были не застревать на этом учении, продвигаться вперёд, к более глубоким учениям Божьим.
Вечный суд. Шестым пунктом в перечне стоит «вечный суд». Один суд связан со всей вечностью. У Бога много судов временных по своей природе, но Мф. 25:31–46; Деян. 17:30, 31 и 2 Кор. 5:10 содержат учение о последнем и вечном суде всего человечества. Из этих и других отрывков ясно, что «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10). Эта мысль привела Феликса в ужас (Деян. 24:25), как она должна приводить в ужас всякую нераскаявшуюся душу после того, как она услышит евангелие.
Все христиане должны твёрдо верить в воскресение и суд, а иначе не будет стимула переносить страдания этого мира. Вера в Судный день — это мощный стимул для того, чтобы человек изначально повиновался евангелию (Рим. 2:3–6). Эта тема кратко затрагивается в Ветхом Завете (Еккл. 12:14). Многие Божьи суды в Ветхом Завете были скоротечными наказаниями за грех. Так, судами, которым подвергался Израиль, он подготавливался к тому, чтобы «встретить Бога» (Ам. 4:12). О вечном суде яснее говорится в Евр. 9:27, и затем он подразумевается в 12:25.
«И ЭТО СДЕЛАЕМ» (6:3)
Евреям 6:1–3 заканчивается словами: «И это сделаем, если Бог позволит». Автор, должно быть, имел в виду: «Мы продолжим возрастать с Божьей помощью и с Его позволения». Брюс выдвигает мысль, что далее в письме излагается учение, которое приведёт к зрелости. Некоторые христиане, к которым было написано Послание к евреям, возможно, думали, что могут придерживаться двух систем веры, иудаизма и христианства. По этой причине опасность отступничества могла быть намного серьёзнее для них, чем для обращённых язычников.
Автор старается ввести читателей в более глубокие истины Духа, но полный духовный рост зависит от воли Бога. Выражение «если Богу будет угодно», похоже, стало у первых христиан благочестивой и добродетельной поговоркой (Деян. 18:21; см. 1 Кор. 16:7; Иак. 4:15; Иосиф Флавий, Иудейские древности 20.11.3). Так должно быть и у нас. Используя подобное выражение, мы признаём, что Бог господствует надо всем.
НАШИ «НАЧАТКИ УЧЕНИЯ»
Самая главная истина в основах учения состоит в том, что Иисус Христос есть Сын Божий (Мф. 3:17; 16:13–17; см. 1 Кор. 3:11). На этом простом признании веры стоит всё остальное, во что мы верим. Если человек принимает это, то он готов принять всё, чему учит Новый Завет, как исходящее от Христа и Его апостолов. Христос наделил их силой донести истину до нас (Ин. 16:12, 13) и по провидению защитил откровение Духа, как Он и намекнул, что так сделает (Мф. 24:35). Мы верим в Иисуса благодаря откровению, данному нам через вдохновенных пророков, апостолов и других. Мы не можем верить в Иисуса и при этом не принимать всего, что они написали. Иисус сказал, что Его «словам» будут следовать благоразумные (Мф. 7:24, 25). Конечно, Он знал, как Его слова будут передаваться людям повсеместно. Таким образом, нашим основанием веры является «доброе исповедание» (1 Тим. 6:12) со всеми его последствиями.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻