Найти тему
Сутяжник

О поправках к Конституции. Часть 9 (Об усилении полномочий Президента)

В интервью телеканалу "Россия" Путин заявил, что поправки забирают у Президента значительную часть полномочий. В этом обзоре разберёмся, почему это неправда.

Пропуская статью 82, изменения в которую исключительно технические (в пункте 2 о порядке принесения присяги указано, что это действо происходит в присутствии сенаторов, как теперь называются члены СовФеда), перейдём к масштабным изменениям в ст. 83, которая и предусматривает перечень полномочий.

В связи с большим объёмом текста в этой статье не будем приводить прямые цитаты, полный текст вы можете найти здесь и при желании сравнить его с тем, что существует сейчас, пока по поправкам не проведено голосование.

Всего же поправок 13, обо всех по порядку:

1 (пункт "а")Теперь Президент назначает Председателя Правительства не с согласия Госдумы,а после утверждения его кандидатуры (которую Госдуме предлагает сам Президент) Госдумой, а также вправе этого Председателя увольнять.

В целом, слегка изменилась процедура, но полномочия фактически те же.

2 (пункт "б"). Президент теперь не только вправе председательствовать на заседаниях Правительства, но и осуществляет общее руководство Правительством

Здесь изменения в правовом закреплении, но фактически такое руководство и так осуществлялось Президентом.

3 (новый пункт "б" со значком 1). Согласно предлагаемым поправкам Президент теперь утверждает по предложению Председателя Правительства структуру органов исполнительной власти, и определяет, деятельностью каких органов руководит сам, и каких - Правительство. При этом если Председатель Правительства Президентом отстранён, то вновь назначенный Председатель своих предложений о структуре не предоставляет.

Итак, вот и долгожданное усиление как оно есть: структуру органов утверждает сам Президент, причём в некоторых случаях без выслушивания "лишних" мнений.

4 (новый пункт "в" со значком 1).
Президент принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, а также министров и руководителей органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет он сам (Президент).

Принимает отставку - это нормально, ничего интересного. Разве что забавно выглядит: у органа власти есть руководитель, но руководство деятельностью этого органа осуществляет Президент. В нормальной картине мира одно из этих двух звеньев лишнее.

5-6 (пункты "д" + новый пункт "д" со значком 1). Если раньше Президент назначал зампредов Правительства и министров по предложению Председателя Правительства, то теперь эти самые зампреды и министры назначаются после утверждения Госдумой; при этом руководители исполнительных органов (в том числе министры), которые занимаются вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, назначаются Президентом напрямую после консультаций с Советом Федерации.

С одной стороны, теперь для назначения большинства министров нужно одобрение Госдумы. С другой - видели ли вы хоть раз, чтобы ГД возразила Путину? А то, что силовые министры назначаются напрямую (консультации с Совфедом не в счёт), снова подчёркивает усиление президентских полномочий.

7 (пункт "е"). Согласно предлагаемым поправкам Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.

Президент и ранее был уполномочен назначать федеральных судей и предлагать Совфеду кандидатуры судей КС и ВС. Однако теперь ВВП решил окончательно добить принцип независимости судебной власти, и хочет, чтобы инициатива назначения буквально всей структуры главных судов страны исходила от него. В этой связи в первой статье Конституции указание на то, что Россия является правовым государством, следует убрать.

8 (пункт "е" со значком 1). По новым правилам Президент назначает и снимает прокуроров от Генерального до прокуроров субъектов после консультаций с Советом Федерации

Право назначения и снятия региональных прокуроров было у Президента и раньше, но по кандидатурам Генпрокурора и его замов кандидатуры предлагались Совету Федерации. Мы, разумеется, понимаем, что перечить Президенту никто из Совфеда никто не осмеливался, поэтому поправки просто предлагают закрепить то, что есть и так без лишних реверансов.

9 (новый пункт "е" со значком 3). Согласно поправкам Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с ФКЗ полномочий Председателя КС и Председателя ВС, а также их заместителей и судей, а кроме того председателей, зампредов и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных ФКЗ случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

этот пункт перекликается с седьмым: если предлагает судей к назначению, то и снимать предлагает он же. Причём отдельно подчёркивается право вручную управлять вплоть до уровня судей апелляционных и кассационных судов.

10 (новый пункт "е" со значком 4). Поправки дают Путину, то есть Президенту РФ, право представлять Совфеду кандидатуры Председателя Счётной палаты (а Госдуме - заместителя Председателя) и половины аудиторов.

Не только в судах хочет ввести ВВП ручное управление. Правда, в исполнительной власти это хотя бы имеет под собой основание.

11 (новый пункт "е" со значком 5). Согласно поправкам Президент формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Госсовет существовал ещё с 2000 года, и несмотря на заявление ВВП в послании Федеральному Собранию в январе 2020 года о том, что Госсовет - это важный, нужный и зарекомендовавший себя орган, ничем полезным он пока не отметился. Неясно и из Конституции (даже поправленной), чем орган будет заниматься - его статус будет определён отдельным законом. В существующих условиях есть все основания полагать, что это ещё один орган под контролем Президента, который раздует штат власти и едва ли привнесёт в жизнь россиян что бы то ни было полезное.

12 (пункт "ж"). Поправки раскрывают роль Совета Безопасности РФ: установлено, что СБ формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.

СБ РФ и раньше формировался и возглавлялся Президентом , а теперь в Конституции решили пафосно прописать его нужность и важность, заодно вставив туда приманку для ура-патриотов и просто недалёких личностей про суверенитет и охрану от внешних и внутренних угроз.

Наконец, последняя поправка косметическая и особых комментариев не требует:

13 (пункт "и"). Согласно предлагаемым изменениям Президент формирует свою Администрацию в целях обеспечения реализации своих полномочий

Таким образом, что бы ни говорил Президент, он за счёт поправок хочет прибрать к своим рукам всю власть. Справится ли, если уже с тем, что есть, справляется в лучшем случае удовлетворительно?

Источник фото: minval.az