Фильм Василия Пичула "Маленькая Вера" (1988) прогремел на экранах страны и привлек большое внимание. Одна из ключевых сцен - конфликт Николая (Юрий Назаров) и Сергея (Андрей Соколов), приведший к поножовщине. Давайте разберемся в его особенностях.
Почему хоть и натянутые, напряжённые, но всё же родственные отношения привели к такой яростной вспышке? И как можно было бы вовремя разрулить ситуацию?
Студент Сергей проживает на иждивении в квартире молодой жены. Самоуверенный и резкий, он всё же ест и пьёт за столом родители Веры, но отказывается выпивать и вести беседы со своим тестем Николаем.
- Ну что ты за мужик, я не пойму. Ни поговорить с тобой, ни выпить...
Тому это очень не нравится, и однажды в пьяном состоянии он хватает зятя за руку, пытаясь удержать за столом. Сергей вдруг вспыхивает, заламывают Николай руку, запирает в ванной.
В бессильной ярости тот крушит сантехнику. А когда выпускают, возвращается за стол и начинает жаловаться на жизнь. Сергей вдруг подбегает и замахивается на представителя старшего поколения, злобно шипя на него.
- Заткнись, скотина!
- А ты уйди, гад, из моего дому!
- Задавлю!
Николай окончательно выходит из себя, хватает лежащий на столе нож и наносят удар Сергею в бок.
Тот попадает в больницу и долго лечится. Мать долго уговаривает дочь не заявлять в милицию на отца, отношения в семье все больше обостряются, и вскоре наступает печальный финал.
Весь эпизод (4 мин) можно посмотреть здесь:
отрывок из фильма "Маленькая Вера" 1988
Рассмотрим психологию и этику персонажей в данной ситуации. Поведение Сергея, конечно, вызывает ряд вопросов. Если он такой гордый и независимый, то почему долгое время без зазрения совести пользовался чужим добром?
Жил в квартире родителей жены, практически не общаясь с ними - лишь иногда что-то цедил сквозь зубы, а в основном мрачно молчал. Со злобным видом слушал не очень интеллектуальные, но искренние и добродушные беседы тещи и тестя.
Такое недоброе отношение во многом заложило предпосылки конфликта. Далее, что делал Сергей в этой злополучной ситуации? Он мог вырваться и просто уйти, когда его схватили за руку. Мог бы немного подыграть подвыпившему имениннику, выкроить 10 минут на беседу.
Вместо этого Сергей демонстрирует силу, унижая тестя "арестом". Неужели взрослый мужик, рабочий человек такое стерпит, да еще и в пьяном состоянии?
Мало того, когда освобождённый Николай присел на стул, Сергей подскочил к нему и принялся еще больше обострять конфликт.
Подобные действия (замахивание рукой и шипение - "заткнись, скотина" "задавлю!") могли бы утихомирить разве что малолетнего хулигана, но не оскорбленного пьяного человека.
На что рассчитывал Сергей? Стать альфа-самцом? Думал, тесть уступит и примется пресмыкаться перед ним?
Конечно, Николай не имел морального права покушаться на здоровье зятя. Его ответные действия абсолютно незаконны. В тот момент он находился в состоянии аффекта, сознание заволокло яростное животное желание побыстрее наказать обидчика.
Понятно, чтобы потом Николай тысячу раз пожалел о содеянном, тем более он не алкоголик (хотя и любил выпить), а шофер-работяга. Однако в тот момент явно был в неадекватном состоянии. И разве не верно будет сказать, что Николая во многом спровоцировали?
Роль эпизода в фильме
Пичул довольно осторожно, но вполне грамотно, расчётливо и намеренно вставил два элемента в свой фильм. Вставил во имя своей карьеры. Первый элемент - знаменитая се..уальная сцена с участием Веры (Наталья Негода). А второй - данный конфликт с поножовщиной.
Представьте, каким получился бы фильм без этих двух эпизодов? Он стал бы проходным и малоизвестным. А так - Василий Пичул проснулся знаменитым, хотя впоследствии новые "шедевры" снять почему-то уже не сумел.
То переломное время (конец восьмидесятых) благоприятствовало для новых деяний. Как пел Цой, люди ждали перемен. Уже не в моде были старые добрые комедии Рязанова и Данелии, однако время для совсем уж темных и мрачных фильмов (в стиле позднего Балабанова) еще не наступило.
И вот режиссёр Пичул воспользовался ослаблением цензуры в кино, сняв чернушную (хоть и не на 100%) картину. В "Маленькой Вере" есть и хорошие, психологически сильные эпизоды - например, сцена общения отца с дочерью на пляже (когда Сергей уже лежал в больнице). Но в целом, особенно учитывая негативный финал, это всё же чернуха.
Поведение Сергея в кухонном конфликте выглядит не только психологически неграмотным, но и неестественным, и даже глупым. А причины столь злобного отношения к родителям собственной жены не показаны.
- Почему у тебя родители такие тупые?
- Какие есть.
Режиссёр мог показать хоть какую-то подоплеку, но не сделал этого, как будто снимал наспех. В результате агрессивное отношение Сергея выглядит необоснованным, чуть ли не психопатическим.
Однако сам конфликт - вполне реалистичный. Люди иногда напиваются, становятся неадекватными и требуют к себе особенно чуткого и деликатного отношения. Что происходит, когда окружающие вместо этого ведут себя грубо и зло? Один из вариантов мы как раз и видим.
В этом смысле изображение конфликта между Николаем с Сергеем полезно, поскольку побуждает зрителя задуматься о правильном обращении с пьяными, помогает избежать обострения подобных конфликтов.
А что вы думаете об этом конфликте и о фильме "Маленькая Вера"?
Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
статья
Чем отвратителен советский фильм "Маленькая Вера"? Что это - удачная чернуха или сермяжный реализм?