По пьесе Островского «Бесприданница» с 1878 года поставлено бесчисленное множество спектаклей. В этой статье мы с вами разберём портреты героев художественных фильмов. Первая экранизация была в 1912 году, но она не сохранилась в хорошем качестве.
Экранизация
1. «Бесприданница» 1936 год, режиссёр Яков Протазанов. Впервые посмотрела его недавно. Неожиданно фильм понравился, притом, что я не любитель старого кино. Начинается с предыстории, которая не представлена в пьесе: событий годичной давности, когда Лариса сбежала за Паратовым на пристань. В остальном фильм максимально приближен к пьесе Островского, включая диалоги.
2. Фильм-спектакль «Бесприданница», 1974 год. Не корректно сравнивать телеспектакль с художественными фильмами, так как в кино больше средств выражений и, соответственно, по-другому строится игра актёров. Хотя спектакль проигрывает фильмам, пройти мимо этой постановки я не могу.
3. «Жестокий романс» 1984 года, Эльдара Рязанова. Постановка весьма близка к пьесе Островского и ничего кардинально не меняет, а лишь дополняет. Фильм украшают романсы на стихи Б.Ахмадулиной и музыку А. Петрова, ставшие впоследствии популярными. Из представленных здесь, это мой самый любимый фильм. О нём много писать не стану, так как его смотрели абсолютно все.
4. «Бесприданница» 2011 год, режиссёр Андрес Пуустусмаа. В титрах (также как у Рязанова) указано: «по мотивам одноимённой пьесы Островского». Однако, кроме названия и имён главных героев никаких «мотивов» я не нашла. В фильме собран прекрасный актёрский ансамбль, но с первых минут испытываешь разочарование, когда понимаешь, что ничего близко к пьесе там нет. События переносятся в наши дни. Паратов, Вожеватов и, значительно помолодевший, Кнуров стали «новыми русскими». Появилось много новых и ненужных героев. Меняется весь сюжет и финал этой истории. Непонятно, при чём здесь Островский. Видимо, «по мотивам» — это всего лишь крючок, чтобы зацепить зрителя, который будет терпеливо досматривать кино, и ждать моменты не различий, а наоборот, сходства с Островским. Но интерес сохраняется только на один раз, смотреть повторно его уже не будешь.
Лариса Дмитриевна
Роль «дорогого бриллианта» исполняли: Н. Алисова, Т. Доронина, Л.Гузеева и М. Александровна. Нина Алисова хорошо справилась с ролью. В сравнении с нежной и сдержанной Гузеевой, она была порывистой, дерзкой и открытой. Её танец, с шустрым отбиванием каблучков и поклонами, выглядит более народным.
Татьяна Доронина обладает яркой индивидуальностью в игре, кому-то она очень нравится (обожаю фильмы с ней), кому-то это, наоборот, не нравится. Но в роли "девушки на выданье", я мало вижу 40-летнюю Доронину.
Для меня по красоте и манере игры, эталон Ларисы – Лариса Гузеева. Она прекрасно справилась со своей дебютной ролью. Остроту трагедии придаёт произошедшая близость с Паратовым.
Марина Александрова играет девушку не XIX века, а XXI. Её драма кажется надуманной, не вызывает глубокого сочувствия.
Сергей Сергеич Паратов
В роли Паратова были: А. Кторов, В. Гафт, Н. Михалков и Д. Исаев. Анатолий Кторов ярко сыграл хитрого и холодного душой Паратова. В исполнении Валентина Гафта я соблазнителя так и не увидела, он даже редко улыбался. Гафта и Джигарханяна (в роли Карандышева) вполне можно было поменять местами. Дмитрий Исаев с первых минут похож не на "барина", живущего на широкую ногу, а на загнанного в угол зверя. На него сразу обрушиваются большие проблемы с бизнесом, угроза банкротства, и драма уводится в сторону от Ларисы.
У Никиты Михалкова мне не очень нравится высокий голос, но он с лихвой компенсирует это мастерством игры и фактурной внешностью. Чего стоит один его взгляд. Лариса для него забава, он играет её чувствами, как кошка с мышкой. Вдобавок, это самый музыкальный соблазнитель. Становится понятно, почему Лариса теряет от него голову. С Мягковым в паре они сыграли значительный контраст.
Юлий Капитоныч Карандышев
Роль жениха Ларисы, небогатого чиновника, исполнили: В.Балихин, А.Джигарханян, А.Мягков и И. Акрачков. Владимир Балихин и Андрей Мягков оба великолепно справились с образом глуповатого, трусливого и честолюбивого Юлия Капитоныча. Вдобавок, у них были самые сильные контрасты в паре со своим Паратовым. Мне после этой роли, Мягков долгое время даже не нравился, такая сильная была ассоциация.
А вот Армен Джигарханян, с его типажом кавказского альфа-самца, вообще не подходил на эту роль. Ни внешностью, ни поведением, ни тоном голоса, он не производил впечатления заискивающего и трусливого человека. В образе Карандышева он смотрелся как «волк в овечьей шкуре».
Игнатий Акрачков в роли не Юлия, а Юрия Карандышева, стал честным, но бедным военным. Зачем-то приплели сюжеты проблем на его службе, что опять уводит от проблем главной героини, Ларисы.
Харита Игнатьевна Огудалова
Мать Ларисы, потомственную, но обедневшую дворянку, играли: О.Пыжова, В.Капустина, А.Фрейндлих и И.Розанова. Все актрисы хорошо сыграли жадную до денег мамашу, «продающую» свою дочь. Если у героини Фрейндлих была ещё какая-то стеснительность, при вытягивании денег, то Пыжова и Капустина совсем не скромничали. Ирина Розанова оказалась ещё и властной "училкой" всего окружения Ларисы.
Василий Данилыч Вожеватов
Васю, друга детства Ларисы, ставшего циничным и преуспевающим коммерсантом, играли: Борис Тенин, Евгений Лазарев, Виктор Проскурин и Артём Осипов. Все попали в свою роль, все безжалостно предали подругу детства.
Мокий Пармёныч Кнуров
Пожилого и весьма состоятельно купца Кнурова играли: Михаил Климов (фото выше), Иван Воронов и Алексей Петренко. Павел Сборщиков стал Михаилом Кнуровым. Все актёры хорошо вписались в свою роль.
Робинзон
Роль бродяги, подобранного Паратовым, досталась: Владимиру Попову, Льву Дурову, Георгию Буркову и Фёдору Лаврову. Каждый хорошо сыграл своего Робинзона. Только Лавров играл не бомжеватого слугу, а советника Паратова, можно сказать, его «серого кардинала».
А какая «Бесприданница» вам по душе?
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!