Картины великих художников не просто существуют. Они живут и развиваются вместе со своими авторами. Радуются и грустят, очаровывают и разочаровываются, прощают или прощаются, изменяясь по воле создателей. Право слово, ни одна биография великого живописца не может сравниться в наглядности и достоверности с теми метаморфозами, которые претерпевает дорогое сердцу мастера живописное полотно. Просто поставьте рядом ряд исходных и конечную версию картины, писавшейся годами (а то и десятками лет) — и перед Вами окажется самое настоящее «зеркало души» живописца, настоящий ключ к пониманию образа его мышления, этапов трансформации личности.
Сегодня, уважаемый читатель, мы предлагаем Вам догадаться, какие изменения внесли великие мастера прошлого в некоторые из своих важных полотен.
1. Илья Ефимович Репин, «Запорожцы», 1880-1891
Гениальное полотно «Запорожцы» Ильи Ефимовича Репина претерпело множество изменений на пути к своей прославленной конечной версии. Менялись палитра и фон, комичность постепенно уступала место эпичности. Илья Ефимович стремился подчеркнуть безоглядную отвагу казаков и дух подлинного товарищества, сплотивший этих вольных воителей перед лицом опасности.
2. Хендрик ван Антониссен, «Вид на пески Шевенингена», 1641
Первоначально композиция картины «Вид на пески Шевенингена» включала в себя ещё один элемент. Причём — ключевой. Если приглядеться повнимательнее, то становится очевидно: внимание людей, собравшихся у линии прибоя, явно привлекло какое-то явление или событие. В окончательной редакции живописец Хендрик ван Антониссен решил отказаться от этого элемента.
3. Виктор Михайлович Васнецов, «Витязь на распутье»,1882
Полагаем, гениальное творение Васнецова «Витязь на распутье» в отдельном представлении не нуждается. Однако, далеко не все любители живописи знают, что на самой ранней версии этой работы богатырь смотрелся совсем иначе.
4. Илья Ефимович Репин, «Не ждали», 1884-1888
Ещё одно произведение Ильи Ефимовича Репина, ставшее неотъемлемой частью русского «культурного кода». Его полное название (картина Репина: «Не ждали») даже стало любимой народной поговоркой. Вопреки настроению самой картины употребляющейся ради придания комичного эффекта неожиданному событию. Такова была сила драматического пафоса этого произведения, посвящённого возвратившемуся из ссылки активисту-народовольцу. А ведь на исходном полотне домой из ссылки возвращался вовсе не профессиональный революционер.
Автор: Лёля Городная