Найти в Дзене
Живопись

Четыре шедевра живописи: угадайте, как менялись картины

Картины великих художников не просто существуют. Они живут и развиваются вместе со своими авторами. Радуются и грустят, очаровывают и разочаровываются, прощают или прощаются, изменяясь по воле создателей. Право слово, ни одна биография великого живописца не может сравниться в наглядности и достоверности с теми метаморфозами, которые претерпевает дорогое сердцу мастера живописное полотно. Просто поставьте рядом ряд исходных и конечную версию картины, писавшейся годами (а то и десятками лет) — и перед Вами окажется самое настоящее «зеркало души» живописца, настоящий ключ к пониманию образа его мышления, этапов трансформации личности.

Сегодня, уважаемый читатель, мы предлагаем Вам догадаться, какие изменения внесли великие мастера прошлого в некоторые из своих важных полотен.

1. Илья Ефимович Репин, «Запорожцы», 1880-1891

И.Е. Репин, «Запорожцы»,1880—1891, холст, масло, 203 × 358 см, ГРМ, Санкт-Петербург
И.Е. Репин, «Запорожцы»,1880—1891, холст, масло, 203 × 358 см, ГРМ, Санкт-Петербург

Гениальное полотно «Запорожцы» Ильи Ефимовича Репина претерпело множество изменений на пути к своей прославленной конечной версии. Менялись палитра и фон, комичность постепенно уступала место эпичности. Илья Ефимович стремился подчеркнуть безоглядную отвагу казаков и дух подлинного товарищества, сплотивший этих вольных воителей перед лицом опасности.

2. Хендрик ван Антониссен, «Вид на пески Шевенингена», 1641

Хендрик ван Антониссен, «Вид на пески Шевенингена» ,1641, холст, масло
Хендрик ван Антониссен, «Вид на пески Шевенингена» ,1641, холст, масло

Первоначально композиция картины «Вид на пески Шевенингена» включала в себя ещё один элемент. Причём — ключевой. Если приглядеться повнимательнее, то становится очевидно: внимание людей, собравшихся у линии прибоя, явно привлекло какое-то явление или событие. В окончательной редакции живописец Хендрик ван Антониссен решил отказаться от этого элемента.

3. Виктор Михайлович Васнецов, «Витязь на распутье»,1882

В.М. Васнецов, «Витязь на распутье»,1882, холст, масло, 167 × 308 см, ГРМ, С-Петербург
В.М. Васнецов, «Витязь на распутье»,1882, холст, масло, 167 × 308 см, ГРМ, С-Петербург

Полагаем, гениальное творение Васнецова «Витязь на распутье» в отдельном представлении не нуждается. Однако, далеко не все любители живописи знают, что на самой ранней версии этой работы богатырь смотрелся совсем иначе.

4. Илья Ефимович Репин, «Не ждали», 1884-1888

И.Е. Репин, «Не ждали», 1884—1888, холст, масло,160,5 × 167,5 см, ГТГ, Москва
И.Е. Репин, «Не ждали», 1884—1888, холст, масло,160,5 × 167,5 см, ГТГ, Москва

Ещё одно произведение Ильи Ефимовича Репина, ставшее неотъемлемой частью русского «культурного кода». Его полное название (картина Репина: «Не ждали») даже стало любимой народной поговоркой. Вопреки настроению самой картины употребляющейся ради придания комичного эффекта неожиданному событию. Такова была сила драматического пафоса этого произведения, посвящённого возвратившемуся из ссылки активисту-народовольцу. А ведь на исходном полотне домой из ссылки возвращался вовсе не профессиональный революционер.

Автор: Лёля Городная