Во время расцвета торговой и политической жизни Хазарии, когда владения империи раскинулись от Волги до Днепра, население ее стало очень разнообразным по своему племенному составу. Можно говорить даже о различиях расовых, так как арабские летописцы вспоминают Хазаров темной и светлой окраски кожи. Но если известно с определенностью, что в границах Хазарии тогда проживали Аланы, Тюрки, Скифо-Казары, Евреи, Славяне, Булгары, Мордва и т. п., то до сего времени все еще не установленно достоверно, кем были основатели государства, те племена, от которых империя получила свое имя Кхазар, Козары или Xазария.
В предыдущем изложении высказывалось предположение, что основное ядро правящего там класса сложилось из совокупности коренных кавказских племен, воинственных и сильных своей организованностью продолжателей боспорской политической и национальной традиции; тех Кайсаров, что сохранились из населения Кайсарии (древнего Царства Боспорского).
Кого же можно понимать под территориальным названием Кайсаров или Казаров, как их звали после? К каким народам это имя относилось раньше? Какие из них, покинув родную Кайсарию, вынуждены были искать в горах спасения от гуннского разгрома?
Прежде всего там должны были оказаться равнинные Зиги или Цики, некогда подвластные Риму. Это о них вот вспоминает Страбон, говоря:
«там, где властвуют Римляне, они, уже мало помогают друг другу, так как их вожди перестают об этом думать».
Следом за ними идут коренные жители Приазовья, среди которых оседлые Торки-Ториаты так же, как и племена славянской речи, не были в меньшинстве. Должны были встретиться с ними в горах и остатки Аланов-Танаитов с низовьев Дона и какие то Кабары, влиятельное племя в будущей Хазарии.
Перечисленные народы до исхода в горы пол-тысячелетия жили на землях, носивших имя Провинции Кайсара или Кайсарии. Вполне естественно, что за этот длительный срок ими всеми было принято обобщающее территориальное имя если не Кайсаров, то Кайсаровцев. Можно ли сомневаться в том, что именно им выпало на долю принести свое имя за Терек и передать его Казарскому каганату, ими же созданному.
После падения Хазарии эти народы стали известными, как Черкасы. Не удивительно, что один из английских этнологов видел основателей Хазарии в отдаленных предках Черкасов. Это — Г. Г. Хаворт. В статье «Черкасы и Белые Кхазары» (Журнал Этнологического Общества в Лондоне, 1870 год, т. 2.) он основывает свои доводы на том, что Кхазария зародилась на Северном Кавказе, т. е. там, где господами и вождями местных народов всегда были Черкасы в лице Касогов - Кабардинцев. Кабаров, которых Константин Багрянородный, по его словам, считал народом не только хазарским, но и влиятельным в Хазарии (У Константина Багрянородного: «Кабары были хазарской расы».), он признает теми же Кабардинцами (Слово кабар на многих туранских наречиях означает великий, а великим могло называться любое племя, особенно будучи влиятельным в государстве. Поэтому рискованно ставить знак равенства между Кабарами и Кабардинцами, народом Великого Бога (Кабардей) или народом с Великой реки (Кабардон).). Проследив пути их переселений, английский ученый приходит к решению, что кроме них никто другой не мог быть первым организатором Кхазарского царства. Тем более, что и имя их Кассаки или Касоги созвучно с именем Кхазар.
Вероятно по той же причине, т. е. по причине созвучия имен, вспоминает он и наших предков:
«Хорошо известно, — пишет он, — что казачий центр на Украине назывался Черкасами, что то же название было принято и для казачьей столицы на Дону. В русских летописях Казаков часто называют и Черкасами, а в 1500 году Уз Черкас — глава Азовских Казаков». «Казаки, — говорит он дальше, — в одинаковой степени выходцы из Польши или России, а больше всего Казаки Донские, имеют много обычаев, во всем схожих с черкесскими, а военную тактику они унаследовали вместе с именем от своих предков Кассаков или Касогов, как их называет Нестор (Нестор — летописец.). Имя Кассак появилось впервые у Константина Багрянородного и имеет у него совершенно определенное значение.»
Приводя эти соображения, Г. Г. Хаворт как бы привлекает к кадрам основателей Хазарии и наших предков. К сожалению, мысли своей он до конца не договаривает.
Покойному ученому нельзя отказать в исследовательской прозорливости. Имя Черкасов, действительно, в истории настолько слилось с понятиями о Касогах и Казаках, что часто в хрониках без специального пояснения невозможно понять о каких именно Черкасах идет речь: о горцах или о наших предках. Но приписывая Касогам-Кабардинцам роль первоначальных правителей Хазарии, английский этнолог оставил без внимания, что одновременно с Хазарией на Кавказе в горах существовала страна Казахия.
Осетины же, называя Кабардинцев именем Касгон (Касагон, Касыгон), зовут и теперь их край не иначе как Казах. Может быть в северной части древней Казахии и обитала большая часть Кабардинцев. Казахия по всем данным не принадлежала Хазарии. Кроме того в прошлом веке никто не обращал внимания на боспорские Провинции Кайсара и потому Г. Г. Хаворт не принял в расчет, что их жители могли по областям своего расселения носить имя Кайсаров. А может ли быть более близкое созвучие, чем оно слышится в словах Кайсар и Казар.
Честь первоначального возглавления каганата могла принадлежать прикубанским Кабардинцам, но кроме них в создании мощного союза племен, каким Хазария была вначале, должны были принимать участие и другие Кайсаровцы.
Г. Г. Хаворт приводит в своей статье также и выдержки из книги Фрэна «О Хазарах» (Fraehn. De Chasaris. Excerpta ex scriptoribus arabicis.), с некоторыми свидетельствами арабских авторов:
«Ибн Хаукал говорит, что Кхазары совершенно отличались по языку от Тюрков.»
«Ахмед бен Фозлан тоже утверждал, что хазарский язык иной, чем персидский и тюркский.»
«Арабские географы Ибн эл Этир и Шемс ад Дин уверенно связывают Кхазар с Грузинами и Армянами. Они отличают их от Тюрков, и по некоторым их замечаниям нетрудно догадаться, что речь идет о Черкесах.»
«Кхазары по языку не схожи ни с Тюрками, ни с Персами, ни с Русами. Их речь такая же, как у Болгар. И по внешнему виду они не похожи на Тюрков. Существовало два рода Кхазаров: одни Кхазары черные, почти такого же темного цвета, как Индусы, а другие светлой кожи, красивой и благородной внешности (оба рода с темными волосами).»
«Их цари были иудеями, асами Кхазары — магометане, христиане или язычники; иные из них по примеру своих царей тоже принимали иудейство. Воины же по большей части исповедывали магометанство.» «Кхазарские князья, по примеру арабских эмиров Трансоксианы, формировали свою гвардию из Тюрков — наемников.»
«Царь Кхазаров назывался хаканом или великим хаканом (Г. Г. Хаворт поясняет: хакан или кхан — титул принятый в древности также у Болгар, Аваров и Русов. Он имеет тот же смысл, что и норманский гаакон. Бег или бек, хазарский титул, встречается еще и теперь, как часть черкесских имен.). Он проводил время бездеятельно и бесполезно, более похожий на Далай Ламу, чем на правителя. Он содержался в строгом обособлении и показывался лишь в редких случаях. К его услугам было двадцать жен и шестьдесят наложниц. Жены и наложницы проживали в особой постройке, которая называлась Кубба. Каждая из них имела прислужника — евнуха.»
«Если царь выезжал куда либо верхом на лошади, то его окружала вся гвардия, скрывая от взоров подданных; царский трон был сооружен из золота и драгоценных камней; приказы хакана соблюдались так строго, что каждый не выполнивший его распоряжения мог поплатиться за это головой. Но ему не позволялось царствовать больше, чем сорок лет; по истечении положенного срока его заточали в башне или позволяли окончить жизнь самоубийством. Иногда, в годы больших несчастий, царь тоже бывал вынужден посвятить себя и свою жизнь для подданных. О погребении царей рассказывают ту же самую историю, что и про Аттилу (Атилла — вождь Гуннов.) и без сомнения правдивую в обоих случаях. Будто бы после смерти кагана, осушив дно реки, строили там дворец-усыпальницу. Внутри его помещали покойника, а после погребения возвращали воды в старое русло. Никого из принимавших участие в постройке не оставляли в живых. Так они, по их словам, предохраняли труп от червей и от злоумышленников. Никому неизвестное место почивания царя они называли Раем.»
«Кхазарский хакан высоко почитался императорами Византии. К нему византийский двор адресовался, как к «наиболее благородному и знаменитому царю.» На послания к нему привешивалась золотая печать в три солида, в то время как наиболее могущественные государи в Европе почитались печатями лишь в два солида.»
«Выше было сказано, что хакан это царь бездеятельный, царствующий, но не правящий. Действительный же правитель, хотя и назывался только заместителем царя и носил титул хана или хакана-бхе, командуя армией, объявляя войну и заключая мир, был царем фактическим (По адыгейски слово пше означает князь. Может быть хазарское бхе имело то же самое значение.). Таким был и Зибель, сопровождавший Ираклия в персидском походе. Следующим по значению и по власти считался кендер-хакан, а ниже его — чаусхиан. Только эти высокие вельможи имели доступ к священной особе великого хакана. Личная охрана царя состояла из тюркских наемников, называвшихся — ларсии. Их число — 7.000 человек, вооруженных луками и пиками, одетых в шлемы, кирасы и кольчуги. В кхазарском войске были также Русы и язычники Славяне.»
«Высшее судилище находилось в Итиле, столице Хазарии. Блюстителями права и справедливости в государстве были семь судей: два магометанина судили по законам Пророка, два Хазара — иудея руководствовались старыми законами Израиля, а два христианина — Евангельскими правилами. Седьмой судья назначался для Русов, Славян и других язычников. Он выносил решения на основании законов природы, а в трудных случаях обращался к магометанским судьям — кадиям и брал в расчет их советы. Император находился в постоянных общениях также и с судьями. Арабские авторы говорят, что правовой порядок и безопасность привлекали в Кхазарию многих купцов. В одном Итиле их проживало до десяти тысяч.»
«В Кхазарии добывалось серебро и медь, но благосостояние ее жителей основывалось главным образом на широко поставленной торговле. Медь, воск, осетровая икра и меха (особенно шкурки выдры) проходили здесь от Славян и Болгар в Персию, а с обратными караванами шли товары не только из Персии, а и со всего Востока.»
«Идолопоклонники среди Кхазар продавали собственных детей в рабство и делали рабами друг друга, в то время как христиане и иудеи считали это противным совести.»
«Итиль был большим городом. Там среди деревянных домов возвышались 30 мечетей, большой собор и синагоги. Кроме Итиля Арабы знали еще три города: Беленджар, Семендер и Хамлидж. В грузинских же хрониках встречаются и другие.»
Такова была жизнь в государстве, основанном, по всем видимостям, нашими предками, во время его наибольшего расцвета.
Изложив арабские сведения, Г. Г. Хаворт делает свои заключения:
«Даже из этого краткого обзора совершенно очевидно, что Кхазары были народом древней цивилизации с высоко развитыми культурными достижениями. Обычаи, окружавшие их царей — признак длительного предыдущего существования.»
Г. В. Губарев. Книга о Казаках. Материалы по истории казачьей древности.
Продолжение темы:
Черкасы (казаро-аланы) -- основатели Хазарии, стремились взять Персию, как скифы, основавшие Парфию, как и казаки Разина.
Казарский каганат -- осколок империи гуннов.
Касаровцы -- европейская ветвь родоначальников казачьей народности. Народ скифский, языка славянского.
Аланы и Сарматы -- степные протоказаки раннего Средневековья.
Протоказачьи властители Азиатской Скифии -- Саки, Касаки, Касахи, Коссаги, Казахи,..
Великая Скифия -- прародина Казаков.
Этноним КАЗАК известен народам Евразии с глубокой древности -- более двух тысяч лет.
Первоначальный ареал слова "КАЗАК" -- степи Казахстана и Узбекистана.
Боевой казачий генерал Коноводов И.Н. о кристаллизации Казачьей народности.
Воссоздание Казачьих структур, есть утверждение наследия былых степных Империй материка Евразия.
Кодекс чести Степана Разина -- обычаи ордынских ханов. За убийство послов, неминуемая кара -- святая месть.
Зарождение Казачества – не меньше двадцати веков тому назад.
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.
Уникальное наследие от древних предков казаков -- старейшая крепость Восточной Европы.
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.