Многие люди боятся заняться творчеством, так как думают что это "не для них". Душа просит, но то и дело сбивается на мыли типа "да куда мне", ведь есть на свете какие-то особенные творческие и талантливые люди, которым "это дано", а они ведь самые обычные. И если они попробуют начать рисовать/лепить или клеить - то только опозорятся.
Очень страшно начинать, ведь.. вдруг не получится? И тогда это только лишний раз подтвердит какой вы "не талантливый", "неумелый" и вообще "позор".
Для начала скажу, что если вы в первый раз начнете.. скорее всего у вас не получится. Или получится не то и не так.
Так бывает.
Не учтете каких-то особенностей работы с материалом, купите не то и узнаете об этом только когда в процессе работы всё пойдет наперекосяк.
Говорю, как человек, который три раза подряд не смог сшить кукольную подушку. :D Она состоит из двух квадратов, если что.
Сначала я сшила ее обеими сторонами наизнанку. Забыла, что лицевая сторона должна быть внутрь, для выворачивания. Потом сделала одной стороной внутрь, а другой - наружу. Уж не понимаю, как так получилось. В трети- еще какой-то элемент выбился из плана. Что поделать, эти два квадрата, которые надо сложить вместе - такие сложные. :D
Я была уверена, что шитьё - это не мое. Потому что просто КАЖДЫЙ РАЗ, когда я за него бралась - ЧТО-ТО ШЛО НЕ ТАК.
Зато теперь у меня получается делать такое:
Поэтому... То, что вы начнете с нуля, не идеально - будет мало отличаться от того, как начинали те успешные мастера, на работы которых вы ориентируетесь сейчас.
И даже они могут допустить ошибку и чего-то не учесть при работе с новым материалом.
Например, у полимерной глины много особенностей и разные ее виды по-разному себя ведут при контакте с декоративными элементами. Но тут подробно не расскажу - не разбираюсь. :)
И что тогда делать с этими ошибками, когда руки опускаются? Как быть?
Худший вывод, который вы можете из этого сделать - это то, что вы не талантливы.
"Мне не дано. Так и знал. А вот у кого-то там получилось а у меня нет, так и знал что это только для других".
Этот вывод плох не только тем, что он ограничивает вас и не дает вам развиваться, но и тем, что он - откровенно ложный.
Мы часто представляем творческих людей и мастеров такими.. не от мира сего. Одаренными от бога. Стереотипы о "голодном художнике", который работает "за идею" все еще силен в нашем обществе. Благо, сейчас появляется много книг от состоявшихся и популярных мастеров, которые рассказывают, как из этой парадигмы мышления выйти и какие возможности простираются там, в лоне творческих профессий. :)
Например:
● Яна Франк "Муза, где твои крылья?"
● Натали Ратковски "Профессия: иллюстратор"
● Джефф Гоинс. "Настоящие художники не голодают. Как монетизировать творчество".
Нам кажется, что "творческий человек" - это такой человек, который родился уже с кисточкой в руках. Что каждое дело, за которое он берется - превращается в золото.
Будто за спиной каждого творческого деятеля не лежит груда испорченных материалов, запоротых работ; не воссозданных так, как хотелось, идей; гнева, недоумения от того "да как в этой работе все могло пойти не так?!" и кучи времени, вложенного на свое обучение, курсы, общение с другими мастерами, работу над ошибками и эксперименты. Порой неудачные.
Так-то даже Пушкин не сразу строился. А если посмотреть на ранние работы некоторых великих художников - там все совсем не так впечатляюще, как на пике их творчества.
И мы, порой, судим только по сформированной и глянцевой галерее работ, которая выложена в социальных сетях как портфолио и говорим что-то вроде: "Да, конечно, у него же талант". Забывая, как этот "талант" часами просиживал в художественной школе с шести лет.
Так что же? Эти таланты не настоящие?
Да не в этом дело.
Мне кажется, наше представление о творческих людях как о ком-то, одержимым своим занятием, кто даже гулять ходит с мольбертом подмышкой - это такой расхожий стереотип. Образ "гения" не от мира сего. По сравнению с которым "обычный я" не может даже заикаться о чем-то "творческом".
Мне же кажется, что подобный образ живет с тех времен, когда заниматься творчеством действительно мог только тот, кто был готов делать это бесплатно и всю жизнь посвятить только этому. Так как материалов не было в доступе, не было интернета, не было возможности быстро освоить нужные навыки по самоучителям да и сама жизнь человека была куда более загруженной, чем в нынешнее время.
Мы ведь только недавно начали интересоваться духовной жизнью наших детей, психологией, искать подход. Признавать, что творчество - это важная часть жизни, что через него развивается креативность, а креативность вообще может пригодиться в абсолютно любом деле, за какое ни возьмись. Да, даже в бухгалтерии. :)
И раньше для занятий творчеством не было условий, не было материалов и среды. Поэтому отдаться этому делу можно было только "вопреки", а просто заниматься время от времени - сложнее, чем сегодня, когда есть фриланс, гибкий график и множество профессий, доступных новичку.
Теперь же раскрыть в себе творческий потенциал может любой человек. Не обязательно отрываться от семьи и детей, чтобы удалить время любимому делу. Можно совмещать работу и хобби. Можно сделать это занятие своим основным заработком. Можно позволить себе попробовать большое количество разных занятий, потому что материалы для них стали доступнее и не токсичны, как бывало раньше.
И совершенно не обязательно класть всю жизнь на алтарь, чтобы быть творческим человеком.
Творчество многогранно и далеко не всегда связано со сферой искусства. Как я уже говорила, в любой работе применим творческий подход. :)
Но вернемся к изначальному вопросу.
Как заниматься творчеством, если у тебя нет таланта?
Так же, как занимались все те мастера, которыми вы сейчас восхищаетесь.
И далеко не все из них начинали маленькими детьми. :)
Есть и те, кто открыл для себя свое хобби в более зрелом возрасте. Поищите такие примеры. Почитайте их истории.
И будет гораздо лучше если вы подойдете к своему творческому хобби с любопытством и интересом. Как ребенок.
Что будет, если я сделаю вот так? А если это? И впитывать и радоваться каждому результату. Исключить критику. Перестать досаждать себе завышенными ожиданиями.
Если вы не можете сделать сразу "как на картинке" это не значит, что вы плохой и недостойный. Это значит что пока что вы не научились реально оценивать свои возможности и предъявляете к себе не реалистичные требования. А смысла в них никакого, кроме того, что вы расстраиваетесь и не можете радоваться процессу и результату. :)
А если долгое время вы от процесса творчества получаете только злость и отрицательные эмоции, то может случиться выгорание из-за чего взяться за любимое занятие больше не получится, пока этот негатив не пройдет и вы его не переработаете.
У психики просто закрепится последовательность:
Сел за творчество -> в результате мне стало плохо, итог каждый раз не радует.
Так зачем мне выделять энергию на то, что не приносит удовольствия и, даже наоборот, огорчает и фрустрирует? Нее, лучше я буду держаться от этого подальше. Творчество опасно.
Поэтому подытожим..
Для занятия творчеством нужно:
● Выбрать дело, которое вас интересует и достижение результата в котором подарит радость.
● Пробовать.
● Пробовать снова.
● Быть готовым к ошибкам.
● Быть готовым исправить эти ошибки, найти другой путь решения, новый мастер класс или информацию.
● Экспериментировать.
Из этого складывается хорошо выполненная работа, успех, тонкая техника и так далее. :) А вовсе не из "озаренности высшим светом таланта", которому либо дано либо нет.
Поначалу, вы, может быть, будете делать только "по бумажке" и сможете лишь копировать чужие работы.
Не стоит ругать себя за неоригинальность, потому что для креатива и смазывания тех шестеренок, что отвечают за него, может понадобиться много раз отточить технику и обрести уверенность через копирование.
Даже дети так обучаются, прежде чем у них получится создать что-то свое - копируют взрослых и более опытных людей. Срисовывают, пробуют "как у старшей сестры".
По факту же, любое мастерство состоит из сочетания множества простых действий, которые были повторены достаточное количество раз, чтобы усвоиться и начать выходить на автоматизме, легко и непринужденно, а позже и обретая новые черты, так как человек находится уже на том уровне овладения этим навыком, что можете сам их совершенствовать, привносить что-то новое и видоизменять по своему усмотрению.
У нас перед глазами постоянно стоят истории про одаренных с самого детства, про тех, кто, едва взяв в руки кисть, уже показал, что из него выйдет великий художник или скульптор. И нам кажется, что это единственный способ стать успешным в творческом деле.
Вот только реальность обычно совсем другая. Из единиц "одаренных", которые совсем не обязательно достигают успеха есть тысячи и тысячи упорных трудяг которые свои умения развивали, превращая в мастерство.
Поэтому, если вы "не талантливы"..
● Вполне возможно, что вы недооцениваете свои способности и умения. И просто не знаете, какие у вас есть сильные стороны.
Нас, зачастую, не учат, их замечать и развивать. Приходится в более зрелом возрасте узнавать себя практически с нуля. :)
● Или же вы переоцениваете звание "таланта", забывая, что даже самый талантливый человек, имеющий явные склонности к какому-то делу не станет мастером, если не приложит к этому достаточно усилий.
Спасибо за то, что прочитали статью!
Надеюсь, вам было полезно и у вас появилось больше уверенности в себе и своих силах. :)
Подписывайтесь на блог и ставьте лайки. ;) Так будет появляться еще больше статей для тех, кто всей душой любит творческие занятия.