Найти тему
Artfragment

Включить свет: что нужно знать о Джеймсе Таррелле

Оглавление

В Лондоне вновь заработала галерея Pace. А в ней — выставка Джеймса Таррелла. Уже больше полувека американский художник изучает свет и манипулирует им, словно краской или глиной. Рассказываем, как военный пилот оказался у истоков нового искусства и сделал тотальную инсталляцию из потухшего вулкана.

— Светом Джеймс Таррелл «заболел» еще в детстве.

У будущего художника была комната с несколькими большими окнами, с прекрасным обзором и видом на звезды. Таррелл и сам хотел полететь к ним (его отец был космическим инженером), но этот план реализовать так и не удалось. Правда, в небо он поднимался — за штурвалом военного самолета. Джеймс Таррелл участвовал во Вьетнамской войне в качестве пилота. Вернувшись в США, он выходил на антивоенные выступления, за что даже попал в тюрьму.

Джеймс Таррелл в центре кратера Родена, photo by Con Keyes/Los Angeles Times.
Джеймс Таррелл в центре кратера Родена, photo by Con Keyes/Los Angeles Times.

— «Малевич когда-то тоже шокировал людей, а теперь его искусство — классика», — однажды сказал Джеймс Таррелл.

В 1960-е он стоял у истоков нового искусства. А вместе с ним еще несколько калифорнийских художников. Искусство как создание объекта было для них пройденным этапом. Их интересовало исследование визуального опыта и феномены восприятия. «Я предложил новую форму того, как можно смотреть на искусство. Это 3D еще в те годы. Меня интересует сам свет, а не то, что он освещает», — признавался художник.

Джеймс Таррелл, «Skyspace I», 1974.
Джеймс Таррелл, «Skyspace I», 1974.

— В одном из интервью Джеймс Таррелл говорил:

«Искусство боролось за свободу от ограничений, и сейчас художник может заниматься перформансом, видео и чем угодно, но часто безграничная свобода не дает сосредоточиться на чем-то одном и найти свой путь. Мне посчастливилось: меня заинтересовал свет как таковой — не свет, каким он бывает в кино или на видео, а то, какой он есть и каким его можно увидеть».

С середины 1960-х до 1972 года художник работал в калифорнийском Mendote Hotel. Здесь он создавал геометрические объекты с проекциями галогенового света.

Голограмма Джеймса Таррелла, photo courtesy Hiram Butler Gallery.
Голограмма Джеймса Таррелла, photo courtesy Hiram Butler Gallery.

— В 1970-х Таррелл начал серию работ «небесные пространства».

Это — комнаты или помещения, но без крыши. Вместо нее — прямоугольное или круглое отверстие, сквозь которое видно небо. Пространства наполнены световыми эффектами.

Джеймс Таррелл, «Брижит Бардо, другой ракурс», 2009.
Джеймс Таррелл, «Брижит Бардо, другой ракурс», 2009.

Чтобы достичь их, Джеймс Таррелл создал сложную систему подсветки, которая вступает во взаимодействие с природными циклами восхода и захода солнца и реагирует на меняющиеся атмосферные условия.

Джеймс Таррелл, «Breathing Light», 2013.
Джеймс Таррелл, «Breathing Light», 2013.

— Еще один выдающийся объект Таррелла — кратер Родена.

Впервые он увидел его с самолета, когда пролетал над Аризоной. И вскоре купил ранчо вместе с заснувшим вулканом. «Когда я купил землю с кратером Роден, мои родственники решили, что я наконец взялся за ум и обзавелся ранчо. И были очень разочарованы», — вспоминал художник. Внутри он начал строить проходы и тоннели, лабиринты и ловушки для света.

Кратер Родена, image via the New York Times.
Кратер Родена, image via the New York Times.

Главная идея в том, чтобы свет перестал быть просто «воздушной средой», а материализовался, приобрел форму и структуру. Работа Таррелла пока не закончена (с 1977 года). В 2019-м кратер посетил рэпер Канье Уэст.

Инсталляция Таррелла в кратере Родена. Фото: Courtesy Claus Obermeyer.
Инсталляция Таррелла в кратере Родена. Фото: Courtesy Claus Obermeyer.

В Твиттере он написал, что инсталляция «изменила его жизнь» и что это «проект, достойный вечности». Уэст пожертвовал на его продолжение $10 млн (а за это снял там видео и отпраздновал свой день рождения).

Инсталляция Таррелла в кратере Родена. Фото: Courtesy Claus Obermeyer.
Инсталляция Таррелла в кратере Родена. Фото: Courtesy Claus Obermeyer.

— В США Джеймса Таррелла порой называют Клодом Моне.

Ведь их роднит не только любовь к световым эффектам, но и пышная борода. В 2014 году Барак Обама вручил Тарреллу награду за вклад в искусство. Правда, сам художник однажды рассказал, что среди тех, кто в его искусство не верит — его близкие.

«Моя семья жила в такой идеалистической общине, но мне пришлось уйти оттуда: они не верили в мое искусство, поскольку искусство считалось суетным занятием. Знаете, сейчас, когда я приезжаю на биеннале в Венецию, где все только и заняты вечеринками, я, бывает, и подумаю: действительно, совершенно суетное занятие».
Джеймс Таррелл
Джеймс Таррелл

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.