Если вы хоть раз путешествовали из Москвы в Петербург или наоборот, то примерно в часе езды от столицы не могли не заметить гигантскую водную гладь - Московское море, или Иваньковское водохранилище. А образовалось оно благодаря вот этой дамбе:
В 1930-е годы Москва интенсивно росла и испытывала острую нехватку питьевой воды. Было принято решение о строительстве канала, который соединил бы столицу с Волгой и обеспечил ее судоходным путем и бесперебойным водоснабжением.
Русло Волги находится ниже русла Москвы реки, а на пути между ними лежит еще и Клинско-Дмитровская гряда. Для решения этой проблемы придумали поднять уровень Волги путем преграждения ее дамбой. Так в 1937 г. появилась Иваньковская ГЭС, которая обеспечивала наполняемость канала Москва-Волга водой, да еще и вырабатывала энергию.
Сегодня Иваньковская ГЭС, накапливая в водохранилище и подавая в Канал им. Москвы волжскую воду, обеспечивает надежное водоснабжение всей столицы, обводнение рек Москвы и Клязьмы и речное судоходство.
На рукотворном острове между Каналом им. Москвы и плотиной Иваньковской ГЭС, преграждающей Волгу, установлен памятник В.И. Ленину, ставший главной достопримечательностью Дубны. Это второй по величине в мире памятник вождю (первый находится в Волгограде в аналогичном месте - у основания Волго-Донского канала). Высота памятника вместе с постаментом составляет 37 метров, вес — 540 тонн.
Канал, к слову, был построен политзаключенными в 1932-1938 гг. По официальным данным, на его стройке погибли свыше 22 тыс. человек.
Стоит отметить, что на противоположной стороне канала можно увидеть ступени к воде и пустой постамент, на котором ранее стоял аналогичный памятник Сталину работы того же скульптора С.Д.Меркурова. Два вождя предваряли вход в канал и создавали единый архитектурный ансамбль.
В феврале 1962 г. после развенчания культа личности памятник Сталину был сброшен и взорван, в результате чего автомобильный туннель, проложенный под каналом, получил повреждения и стал протекать.
Протекает он и по сей день, уже несколько лет движение автомобилей по нему закрыто (пешеходам, к счастью, пройти пока можно), а информационный стенд обещает провести реконструкцию к 2022 году. Однако, построенный в 2018 г. новый мост в черте города похоже окончательно свел на нет необходимость в старом тоннеле.
Сам же город Дубна - наукоград в классическом понимании с аккуратной квартальной застройкой, тихими улицами и зелеными дворами.
Из достопримечательностей в институтской части города - разве что набережная и несколько небольших памятников.
Население города, кажется, сплошные ученые и академики - настолько здесь тихо и спокойно.
Добраться до ГЭС и памятника Ленину удобнее всего пешком от станции Большая Волга, не доезжая на электричке одну остановку до конечной.
После осмотра гидротехнических сооружений можно съездить в институтскую часть Дубны на любой маршрутке.
Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить новые посты, и ставьте палец вверх!