Детям со всеми видами речевых расстройств рекомендуют читать как можно больше. Особенно если диагноз - сенсорная алалия. Правда, эти советчики обычно не объясняют, как это сделать. Я - книжный ребенок, сама читаю с четырех лет. В нашей семье книги обожают все, а моя бабушка - библиотекарь. Еще от меня остались кучи детских книжек и сказок. И вот у нас появился сын, которому книги были до фени. Я конечно пыталась что там читать, но ребенок книги просто рвал или убегал. Что ожидаемо, ведь понимание речи у него не заходило дальше слов "нельзя" и "ням-ням". Но в итоге я научила сына слушать книги.
У меня было позднее отлучение ребенка от груди. Поэтому я просто предлагала ребенку грудь. Вот тебе книжка, вот тебе грудь. Одно без другого - не выдается. Хочешь слушай, а хочешь - иди вон, кашу ешь. Можно прыгать, если на месте не сидится, в прыжке послушаешь. Другие мамы использовали колбасу. Пока читаем - жуем.
Мои старые книжки нам не зашли. Слишком сложно, слишком мало картинок, поэтому я задвинула их ногой под кровать: купила Маршака и сборник стихов и сказок для детей от полугода до 3-х лет. Читала с выражением по ролям, ревела медведем, квакала лягушкой, показывала пальцем на картинки. И лед тронулся... Сын стал слушать с интересом, а потом начал просить сам ему почитать. Правда, у него сохранилось неприятие новых книг. Старые были уже зачитаны до дыр, а интерес к новым не появлялся. Но тут я записала ребенка в библиотеку.
Библиотека у нас красивая , большая, со своим актовым залом и кучей студий. Книг там кот наплакал, но зато открытая выставка детской литературы, можно подобрать книги лично, а не давать список библиотекарю.
Книги я выбирала с учетом вкусов сына: истории про цвета, милых зверюшек и их домики. Обязательно - с красивыми "человеческими" иллюстрациями, чтобы мышка была похожа на мышку, а не на динозавра.
И однажды, когда мой деть наморщился на библиотечный пакет с книгами, просто села и начала читать истории про собачку Соню. Выбрала самую простую историю, про то как собачка покрасила скатерть вишневым вареньем. Сын был занят своими делами, но варенье, красить и собака - темы, близкие моему ребенку. Надо ли говорить, что сын быстро подполз поближе, чтобы посмотреть картинки. Теперь он иногда сам выбирает себе книги в библиотеке, любит смотреть и описывать картинки, но ему все равно надо привыкнуть к чужим книгам денек-другой.
Как заставить ребенка слушать книги, если он не понимает речь?
- купить интересную книгу СЕБЕ, хотя бы одну, читать на глазах ребенка с видимым удовольствием;
- для ребенка выбрать очень простую историю (ниже возрастного уровня) с качественными иллюстрациями;
- во время прослушивания книги добавить приятный парный стимул, например, еду, кинетический песок, массаж, не давать стимул без книги (стимул постепенно убираем);
- эксплуатировать особый интерес ребенка, у нас все просто: краски и милые зверушки, но мне тут в комментах написала мама, которая переделывала истории про Красную Шапочку под машинки;
- если особый интерес ребенка слишком специфический, написать ему свою историю с картинками, это вполне можно сделать в редакторе Word;
- читать с выражением, показывать картинки пальцами;
- хранить книги в доступе у ребенка, чтобы он мог их брать самостоятельно;
- обучить просьбе книга/почитай словесно или с помощью ПЭКС.
В целом мы еще не победили консерватизм сына: книги он слушает не любые, а только под свои интересы, сложно переходит от одной книги к другой. Я на это смотрю ровно: лучше уж с удовольствием прочитать одну книгу, чем пять - с отвращением.