Найти тему
Галина Мацкевич

84 попытки и 7 Нобелевских премий

Нобелевская премия самая престижная в мире. Получить ее нелегко. Бывает, что кандидаты на получение Нобелевской премии выдвигаются по несколько раз. И один из выдающихся учёных своего времени Арнольд Зоммерфельд выдвигался на получение Нобелевской премии 84 (восемьдесят четыре) раза, но так ни разу ее не получил.

Арнольд Зоммерфельд - немецкий физик-теоретик и математик, один из основоположников квантовой теории. Зоммерфельд имел ученую степень доктора по математике и физике, с 1906 года являлся директором Института теоретической физики Мюнхенского университета. На этот пост его кандидатуру предложил сам Вильгельм Рентген. Этот институт Альфред Зоммерфельд возглавлял 30 лет, и после его ухода в течение четырёх лет учёный совет института не мог найти ему достойную замену.

Так почему же один из основоположников квантовой теории не получил заслуженную Нобелевскую премию? Сейчас невозможно точно сказать и можно лишь опираться на воспоминания современников, но можно выделить две версии: одна заключается в том, что комитет считал Зоммерфельд соавтором большинства работ и по этой причине отказывал ему в присуждении премии, по другой - сыграл роль, так называемый, человеческий фактор и разногласия Зоммерфельда с одним из членом комитета Карлом Озееном. К сожалению, учёные тоже люди и такие чувства, как зависть или ревность им не чужды.

Переживал ли сам учёный по этому поводу - думаю да! Ведь Нобелевская премия - это самая престижная международная премия. Эта международная оценка труда и вклада ученого в развитие науки, награда за труд, за достижения, что конечно важно для любого ученого. Нужно отметить, что Зоммерфельд был тем редким человеком, которому повезло в жизни: он был увлечён поисками нового, получал удовольствие от преподавания, уважал коллег, ценил и помогал своим ученикам, радовался их успехам.

-2

А.Зоммерфельд обладал самым редким и уникальным талантом - талантом учителя с большой буквы.

А. Эйнштейн говорил: «Нет такого уровня учёных, которые могли претендовать на роль Зоммерфельда в качестве наставника».

Ещё будучи ассистентом у знаменитого математика Феликса Клейна, и посещая его лекции в 1894 году Зоммерфельд, взял на вооружение его педагогические методы обучения, которые развил и усовершенствовал. Он не ограничивал студентов в выборе тем для анализа по разным отделам физики. Частью процесса воспитания молодых учёных были обязательные семинары, на которых разбирались и обсуждались результаты из свежей научной литературы. Отношения преподаватель- студент в его системе воспитания для того времени были необычными: он приглашал студентов домой на чаепития, устраивал с ними встречи в кафе, организовывал в выходные выезды на природу, в зимнее время приглашал в свою альпийскую хижину на лыжные прогулки и всегда там обсуждались разные темы по физике, математике. Часто идеи студентов влияли на его собственные взгляды. Вот эта система образования способствовала росту привлекательности Мюнхена для молодых физиков. Студенты обожали его. Американский физик Карл Эккарт, проходивший стажировку у Зоммерфельда писал: «Он был великим учителем. Его основным методом было казаться глупее, чем любой из нас, и это побуждало нас « объяснять господину тайному советнику…Он конечно притворялся, чтобы выглядеть глупым… и таким образом заставлял тебя выражаться яснее». Он умел растить таланты, умел активизировать ум своих студентов, умел заинтересовать их искать решения.

-3

К большому сожалению ему не удалось получить Нобелевскую премию за свои открытия в квантовой теории физики, но кто может похвастаться тем, что он создал целую научную школу, из которой вышли многие знаменитые физики. И самое главное, несмотря на собственное невезение, ему удалось воспитать больше всех Нобелевских лауреатов. За 32 года преподавания Зоммерфельдом в Мюнхенском университете семь его учеников : Вернер Гейзенберг, Вольфганг Паули, Петер Дебай, Ханс Альбрехт Бете, Лайнус Полинг, Исидор Айзек Раби и Макс фон Лауэ - стали Нобелевскими лауреатами. И по сей день -это достижение остаётся непревзойдённым.

-4

В течение нескольких лет учёный совершил кругосветное путешествие. Сам он называл эти поездки культурной миссией. Он читал лекции в Великобритании (Оксфорд, Кембридж,Эдинбург,Манчестер), в 1928-1929 годах выступал с лекциями в США, побывал в Японии, Индии, Китае, Франции, Италии, Венгрии, СССР. Цель этого турне - распространение влияния немецкой науки в мире и установление связей с научными организациями других стран.

И кто после этого может сказать, что не получив престижную премию, твоя жизнь не удалась? Я полагаю, что он самый успешный учёный, имея 7 учеников-Нобелевских лауреатов, Учитель фактически сам семикратный Нобелевский лауреат. Каждый из его учеников, получая награду вспоминал с благодарностью имя своего выдающегося Учителя.

И кто после этого осмелится назвать известного физика Арнольда Зоммерфельда «нобелевским неудачником»?