Своей карьерой Буше обязан не только своему таланту, но и покровительству маркизы де Помпадур, - всесильной фаворитки Людовика XV.
Достигшая исключительного влияния на короля и в известной мере управлявшая если не непосредственно делами, то, во всяком случае, министрами Франции, маркиза де Помпадур была, как сейчас предполагают, незаконной дочерью Ленормана де Турнема, воспитывалась в семье конюшего герцога Орлеанского Франсуа Пуассона.
Стремясь освободиться из - под опеки названных родителей, Жанна Антуанетта Ленорманн д’Этиоль, урожденная Пуассон, позднее маркиза де Помпадур, рано вышла замуж.
В Париже она быстро обрела друзей, среди которых был Вольтер.
Маркиза была не только образованна, но и обладала талантами певицы, художницы, отличалась хорошим художественным вкусом. У неё был сильный характер, большая сила воли и выдержка.
Умирая от чахотки, маркиза сумела до последних дней скрывать свою болезнь от короля, который был известен своей мнительностью.
Людовик XV искренне сожалел о смерти своей подруги, отношения с которой длились восемнадцать лет.
«Портрет маркизы де Помпадур» кисти Франсуа Буше, приобретённый мюнхенской Пинакотекой в 1971 году из собрания Альфонса Ротшильда в Вене, может быть отнесён к разряду парадных репрезентативных портретов.
Маркиза изображена в одном из своих будуаров в Версале, одетая в упоительно прекрасное утреннее платье, украшенное лентами и розами. Ее прелестная, изящная головка, также убранная цветами, отражена огромным зеркалом за ее спиной вместе с книжным шкафом, на котором стоят большие часы с фигурой Амура.
Разбросанные вокруг предметы говорят о различных интересах маркизы.
Очаровательный беспорядок своим легкомыслием может озадачить человека, не знающего властный и твёрдый нрав хозяйки будуара, уже готовой к приему визитеров в двадцать минут девятого утра.
Около ее ног любимая собачка Мими.
Маркиза де Помпадур кажется живым воплощением изящества, грации, вкуса и женского очарования. Не отличаясь особой красотой, она тем не менее была блистательной женщиной, наделённой незаурядным Уили, - недаром время ее пребывания в Версале часто называют эпохой Помпадур.
Франсуа Буше стал любимым художником фаворитки.
Он принимал участие в придворных театральных спектаклях, в которых играла сама маркиза, делал эскизы костюмов и декораций, набрасывал рисунки для украшений, ювелирных изделий, вееров, маскарадных нарядов.
Портрет маркизы выполнен им с особым блеском.
Падающий складками полог, развевающиеся от ветра шторы на окне, быстрая диагональ композиции, брошенные вещи, выдвинутый ящик - все свидетельствует о деятельной, стремительной, вихревой жизни их обладательницы.