Найти в Дзене
ЛисаМёбиуса

"Дни Савелия" Григория Служителя - московский стыд

Наверное, проблема с "Днями Савелия" в том, что я ожидала от них очень многого, а на самом деле не стоило, потому что ... ну такое. Раз не про Испанию и не про Финляндию, не скажешь, что стыд испанский или финский. Значит, московский стыд.

Да, я люблю котов, я люблю Москву и я люблю читать - казалось бы, уже из этого могло бы получиться много чего хорошего, но не получилось.

В какой-то момент я поняла, что по сути я читаю тот же Фейсбук или тот же Яндекс Дзен, только написанный очень неплохим языком и с претензией на литературный формат. То же бессмысленное нытьё, от которого у меня уже давно зубы сводит.

Никак не могу понять, что же это в людях сидит такое гнусное, что заставляет бесконечно пережевывать всё плохое, что есть вокруг нас, подчёркивать его, выпячивать, выставлять напоказ. Мол, посмотрите, какие мы жалкие, какие мы убогие, как у нас всё скверно, и в каких квартирах плохих люди живут, и какие пенсионеры у нас бедные, и какие у нас военные коррумпированные, и какие девушки продажные. Про московское благоустройство уж не говорю - оскомину в другом месте набило.

Раздражение росло потихоньку, но я ещё списывала это на то и на сё, и придираться не хотелось, но когда упомянули керамический предмет, расписанный под гжель и предназначенный для удовлетворения особых плотских потребностей, я сдалась. Ну что уж тут поделаешь, раз без гжели автору не обойтись. Видимо, особый поэтический приём. Я бы выразилась прямо, да боюсь, что Дзен забанит за нецензурные слова.

-2

И, как мне кажется, больше всего презрения досталось героям книги человеческого рода. Я всегда думала, что это я не люблю людей, но, видимо, я ещё хорошо к ним отношусь. Никого автор не пожалел - ни семью Пасечников, ни девушку Галю, ни менеджеров Котопойнта, ни даже ребят-узбеков, которые кота этого жалкого и бесстыдного спасли и вылечили. Каждому герою досталось. Одни нищие, другая старая дева, третьи наркоманы, и четвёртые, по сути, тоже. Может быть, это мне видится презрение, а на самом деле там сочувствие? Нет. Разве пишут вот так о людях, которым сочувствуют?

"Она снимала жилье в многоэтажном доме на Большой Полянке, и звали ее Галей. Молодость догорала в ее окнах прощальными всполохами. Всю жизнь за ней по пятам следовал страх лишнего веса (страх, добавлю, обоснованный). Она увлекалась йогой, здоровым питанием и сноубордингом. Хозяйка моя работала в салоне красоты на Мясницкой. Мне отвели место у витрины. Работницы шлифовали и лакировали ногти, умащивали кисти и ступни, делали какие-то шипящие прижигания, отчего на весь салон распространялся запах паленой кожи. Клиентки представляли собой разновидность престарелых девушек с сильно отредактированным замыслом Господа на лице".

-3

Наверное, всё-таки ещё до гжеля я поняла, что читать мне противно:)

Почему? Потому что мне надоело мусолить грязь. Чего из этого я ещё не читала и не слышала? Да всё я уже читала и слышала, и мне всегда казалось, что когда стыдно, то не смешно. И что не надо напоказ выставлять того, чего вы стыдитесь. Единственное, что можно и нужно с этим делать - это исправлять, как можете, как получается.

Да, не всё можно исправить. Что-то придётся бросить. С чем-то смириться. Если совсем нет сил - то уехать. Ничего не вижу плохого в том, чтобы уехать. Но вот жить в этом и каждый день много раз напоминать себе и всём о том, что вы так живёте - наверное, для этого мне чего-то не хватает. Душевных сил и смелости, например. А может, наоборот, смелость и душевные силы - это думать иначе. Потому что грязью не вдохновишь на лучшее. А мне нужно лучшее. И нужно вдохновение.

Я никогда особо не хотела уехать из России, хотя, видит Эру, все возможности для этого у меня есть, собирайся хоть завтра. Но знаете, когда мне хочется уехать, мне хочется уехать подальше от таких людей, как автор.

Перечитать что ли "Как закалялась сталь" - может, хоть не так тошно будет.