Найти в Дзене

Секретный советский ядерный космоплан, уделавший Шаттл

Оглавление

60-е - года напряженной схватки, космических гонок, угроз ядерной войны, самая сочная часть Холодной войны. Биполярный мир, поделенный на капиталистов и коммунистов, следил за новыми и новыми новостями в самых передовых областях науки, политики, экономики, общества. Спустя десятилетия нам стали доступны очень интересные патенты и разработки, которые бы смогли изменить мир навсегда, если бы имели реализацию.

Обложка TIME 1968 года - лунная гонка между СССР и США
Обложка TIME 1968 года - лунная гонка между СССР и США

Идея создания - американский аналог

Одним из таких проектов стала "Спираль" - советская разработка воздушно-орбитального самолета, т.е. космоплана, созданного под руководством Глеба Лозино-Лозинского, как ответ на американский ядерный космоплан-разведчик Dyna Soar, ASSET и SV-5D. Американский аналог, созданный в начале седьмого десятилетия, был небольших размеров, запускался с помощью РН Titan-3, не имел двигателей, а просто выполнял свою функцию (от безобидной слежки, до разрушительного сброса ядерных боеголовок) и планировал на Землю.

X-20 Dyna Soar 
Credit: ResearchGate
X-20 Dyna Soar Credit: ResearchGate

Гиперзвуковой разгонщик и орбитальный космоплан

Как и всегда, Советское руководство, разузнав от агентуры о секретном западном проекте, решило создать более совершенный и крутой аналог, который бы показал "фигу" заокеанным соперникам. План проекта состоял из двух составляющих: создания гиперзвукового самолета-разгонщика (схожего с ТУ-144) и орбитального самолета с ускорителем. Спираль брюхом креплялась к спине разгонного самолета массой 52 тонны, длиной 38 м, размахом крыла 16,5 м, который разгонялся до шестикратной скорости звука и на высоте 30 км отстреливал спираль.

Естественно, тогда да и сейчас не существует возможности в атмосфере разогнать корабль до 6 махов. Но идею оценили - в 1989 году руководство НАСА дало положительную оценку концепта советского самолета-разгонщика, как "соответствующего современным требованиям". А если говорить про сам космоплан, то это просто мечта! Стреловидообразное крыло, поперечный угол атаки, теплозащита из ниобиевого сплава, которая держала до 1600 градусов нагрева, двигательная установка из ЖРД, двух тормозных двигателей на гелии, 6 движков грубой и 10 точной ориентации и турбореактивный двигатель для полета в атмосфере.

Космоплан Спираль и разгонный сверхзвуковой самолет
Credit: Испытатели
Космоплан Спираль и разгонный сверхзвуковой самолет Credit: Испытатели

Если говорить про капсулу спасения, которую сумели уместить в миниатюрный корпус корабля, так это вообще слепок инноваций: аварийная капсула отделялась от космоплана на всех этапах полета, имела свои собственные двигатели (если авария произошла на орбите, и нужно вернуться на Землю) для входа в атмосферу.

Главным преимуществом перед Dyna Soar стала многоразовость Спирали, засчет чего потенциальная стоимость запуска была во много раз меньше запуска конкурента. Также плюсом стало наличие сразу трех версий космопланов:

  • фото и радиоразведчик
  • поражающий космоплан с ядерной боеголовкой
  • бивариант первой и второй версий

Космоплан Спираль
Credit: ЖЖ
Космоплан Спираль Credit: ЖЖ

Причины сворачивания и аналоги

Естественно, на фоне понижения накала между странами, в СССР посчитали нецелесообразным использование столь "дорогого" аппарата, потому программу свернули. Естественно, к тому моменту, за океаном потерял актуальность и X-20 Dyna Soar.

Следующей попыткой создать космоплан стал проект "Бор", которые были экспериментальными прототипами будущего Бурана. Ну, и влияние Спиралей на Шаттлы, как и на Бураны отрицать не стоит.

Сегодня отгласки Спирали и Dyna Soar видны в кораблях Dream Chaser и Boeing X-37, последний из которых выполняет схожую со Спиралью функцию. Чейзер пока что на этапе тестирования в рамках программы пилотируемых полетов США (CCdev).

Читай остальные статьи на моем канале
Телега: tgmssg.ru/iluniverse
Сайт: iluniverse.com
Исследуем космос вместе!
Наука
7 млн интересуются