Впервые я увидела этот портрет совершенно случайно - как пример работы художника Яна Томаса.
Впечатлил он меня необыкновенно!
Уж на что пышные наряды демонстрируются на парадных портретах 17 века, но такого я еще не встречала. Портрет был обозначен короткой подписью - именно, как портрет принца.
Естественно, личность принца так обильно себя украшавшего меня заинтересовала, как и обстоятельства написания этого портрета.
Внешность его, насколько можно судить по представленному на портрете лицу, была довольно неказистой, что сразу навело на мысль о компенсации комплексов и прочем психиатрическом.
Поиск биографии выявил рядового, если так можно сказать, никакими личными доблестями в Википедии не отмеченного, представителя древнего, славного, и в настоящее время уже угасшего австрийского дворянского рода Дитрихштейн, который, впрочем, некоторое время был главой этого рода и носил звание имперского князя (с 1684 года).
Мысль, что человек такого происхождения мог настолько избыточно вырядиться исключительно психологического дискомфорта ради в этом месте показалась мне натянутой. И я стала искать информацию дальше.
И вот, на одном из сайтов, я просто обнаружила полное название этого портрета: Гундакар, принц Дитрихштейн в костюме для конного балета, выступил в честь приезда инфанты Маргариты Терезы, невесты императора Леопольда I.
То есть принц был всего навсего изображен в театральном костюме!
Леопольд 1, император Священной Римской Империи в 1666 году, в возрасте 26 лет, впервые женился. Его супругой стала родная племянница, испанская инфанта, 15-летняя Маргарита Тереза (мы все ее отлично знаем по многочисленным детским портретам, написанным Веласкесом - она та самая инфанта Маргарита!)
В честь этого события проводились пышные празденства, в том числе, было дано популярное в те времена представление - придворный балет, в котором принимала участие высшая венская знать, демонстрировавшая собственное великолепие еще и таким высокохудожественным способом.
По наличию наряженного коня, который был тоже участником шоу, можно догадаться, что балеты в те времена были иными, нежели сейчас. Танец был не главным в этом сложном действии, хотя тоже мог присутствовать.
Участники пели, читали стихи, разыгрывали сценки, и демонстрировали необыкновенные, поражающие воображение наряды.
Сам император тоже изображен Яном Томасом в аналогичном костюме. Этот портрет менее известен, поскольку находится в частной коллекции:
Так же, Ян томас написал парные портреты молодых супругов, тоже в театральных костюмах, но иного рода, я бы сказала попроще...
Оба портрета хранятся в музее истории искусств в Вене, и оба датированы тем же 1667 годом.
Прекрасные портреты, запечатлевшие счастливое событие.
Действительно счастливое - это был очень удачный брак. Супруги любили друг друга, что было редкостью в династических браках. У них было много общих интересов, в частности, оба любили музыку и искусство.
Счастье продолжалось 6 лет. Мария Тереза умерла в 22 года, подарив мужу 4 детей. А он женился еще дважды, хотя и называл ее Единственной Маргаритой...
Такая вот ниточка потянулась за портретом излишне красивого принца Гундакара)