Найти тему
Robotics

Почему роботехника в России "дно"

Оглавление

Все изложенные мысли я пишу глядя со своей колокольни оконченного бакалавриата по направлению "Мехатроника-робототехника".

1 Отсутствие финансирования

Робототехника это ОЧЕНЬ ДОРОГО! Если собирать робота не для езды по линии а для чего то действительно стоящего, то вы довольно скоро упретесь в высокую цену компонентов. Обычный, не самый качественный двигатель, с плавающими характеристиками и люфтами в редукторе, может стоить около тысячи рублей. Они подходят для многих проектов но часто не удовлетворяют потребности в точности или габаритах.

Качественные прецизионные двигатели могут стоить до сотни тысяч рублей. Цена на сервоприводы с ростом точности и крутящего момента вырастает почти в геометрической прогрессии. А еще на робота надо повесить десяток датчиков, пяток микросхем вроде стабилизаторов напряжения и драйверов двигателя, плюс всем этим надо управлять с помощью микроконтроллера или микрокомпьютера.

В итоге робот из хороших компонентов может стоить от 50 до 300 тысяч. Сумма неподъемная даже для некоторых кружков робототехники.

Большинство людей не видят проделанной работы и преодоленных проблем. Они видят результат, который выглядит для них как машинка на пульте управления, которую можно и в Китае купить. А ВУЗы все-таки очень любят зарабатывать деньги и не очень любят тратить их на студентов (если это не разработка на уровне boston dynamics, на которой можно получить денег и известности).

Кстати все разработки сделанные под крылом университета принадлежат не тебе, а университету.

2 Нет стимула к обучению

-2

Стипендия приоритетного направления в техническом вузе составляет 3 тысячи рублей. Если закончить на отлично, ее повысят аж на 500 рублей. Для повышенной академической или именной стипендии необходимы достижения.

Для робототехника это - выступления на форумах, конференциях, участие в соревнованиях и публикации научных статей. Активное участие в конференциях и форумах может сделать из вас человека "с хорошим языком", там редко дело заходит дальше пустой болтовни и похвалы своих разработок.

Соревнования штука неплохая, человек учится работать в команде, учится быстро принимать решения в стрессовой ситуации. Но, участвуя в соревнованиях, ты от пары месяцев до полугода собираешь робота. И даже, если занимаешь призовое место, это оценивается примерно так же как одна посредственная статья.

Вот ты с трясущимися руками, собирая все свои грамоты, дипломы и сертификаты направляешься в деканат. Там твои достижения оценивают в мифические 100-150 баллов, звучит солидно. Потом ты идешь домой, заходишь на сайт и видишь, что на первом месте в списке кандидатов на стипендию, человек у которого 700 баллов. Наверное 3 статьи в день пишет.

После такого руки сначала опускаются, а затем поднимается одна, и с губ срывается "свободная касса".

В итоге, чтобы выжить, студент вынужден идти работать, а работа с учебой совмещается довольно плохо. Куда проще просто идти работать в Макдак, получаешь денег в 2 раза больше чем повышенная стипендия, и при этом не нужно выжимать себя как лимон, чтобы писать статьи и собирать роботов.

Раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются.

3 Тонны ненужной информации

-3

Учебные планы для технических специальностей пишут люди (скорее всего гуманитарии) «сверху», и из-за бюрократии изменения крайне заторможены.

Много предметов которые должны даваться "для общего развития", а даются в ущерб основным предметам.

Выходит так, что на на 3 курсе появляется предмет, для успешного и своевременного освоения которого, необходимо уметь читать электрические схемы. По логике, схемотехнику должны были дать на 2 курсе, но этого не было. Зато была "культура медиапотребления", где студента учат вести страничку в инстаграмм и ВК, "духовно-нравственные основы мировых религий" и "основы семейных ценностей". С радостью отдал бы все 3 предмета за одну схемотехнику.

4 Консерватизм преподавателей

-4

Ставка преподавателя в университете это МРОТ, то-есть около 12 000 рублей. Доп. нагрузка не очень спасет, так что молодые и перспективные "идут в бизнес" по заветам Медведева. В преподавателях же остаются старики, у которых надбавки за ученую степень и пенсия, на жизнь хватает. Робототехника развивается очень активно и нужно постоянно изучать новые разработки и достижения науки, что с возрастом дается все сложнее.

В итоге возникают ситуации, когда студент увлекается перспективным направлением, но никто из преподавателей не владеет достаточной базой для помощи студенту. Восполнить пробелы они не хотят, или им не хватает времени из-за загруженности бумажной работой, которая на них валится из-за того что никто не хочет идти работать документоведом за 8 т.р в месяц.

5 Шаблонирование сознания

-5

Из-за предыдущего пункта и нашего русского желания поменьше напрягаться появляется такое явление как "типовой диплом". Курирующие преподаватели дают студентам однообразную тему из года в год. Студент доволен, что ему не нужно выдумывать тему, преподаватель доволен, что у него уже есть много наработок с предыдущих лет.

Отсутствие нормально оформленных требований к оформлению (не 300 листовый pdf-файл с требованиями абсолютно ко всему) заставляет студентов оформлять свой диплом по примеру доброго старшекурсника, который в свое время делал так же.

А в итоге, на защите дипломов ты 20 раз слушаешь как люди говорят вроде бы о разных вещах, с разными областями применения, но суть всегда однообразна.

Я согласен с тем, что 20-25 новых разработок каждый год, это нереально, однако хотя-бы капельку различия в основных принципах не помешало бы.

Сейчас высшее образование это - получение "корочки для галочки". Увы.