Найти тему
History by Инородец

Как греки построили мечеть в Казани

Самым знаменитым греком Казани был выдающийся предприниматель Иван Иванович Алафузов. Своим происхождением он связан с солнечным греческим островом Санторини, а его предки оказались в южной России, обосновались в Таганроге, Ставрополье. Занимались торговлей.

А сам Иван Алафузов во второй половине XIX века за лучшей долей приехал сначала в Вятскую губернию, а потом перебрался в Казань. Купил убыточный кожевенный завод, модернизировал производство. Удачно женился на дочери местного купца Александрова.

Иван Алафузов (1837-1891)
Иван Алафузов (1837-1891)

Он был талантливым предпринимателем и сумел создать собственную промышленную империю. Сначала завод, потом товарищество Алафузовых. Я немного упоминала уже на этом канале об Алафузовском предприятии: и про то, как штрафовали рабочих, и о том, что они читали на досуге.

Промышленная деятельность греческого семейства Алафузовых была связана с очень полиэтничным и поликонфессиональным регионом. Иван Алафузов хорошо понимал эту особенность. Во многом интуитивно шло выстраивание толерантного отношения к национальному и конфессиональному разнообразию средне-поволжского общества.

Предприятия Алафузовых. Фото: личный архив.
Предприятия Алафузовых. Фото: личный архив.

В его предприятии работало и много татар-мусульман. Иван Иванович был сторонником особой социальной политики, с учетом религиозных интересов всех своих рабочих. Например, открыл он школу для детей рабочих. По правилам того времени в школах должны были преподавать Закон Божий. Обычно для этого приглашали священнослужителя, а предприниматель Алафузов противился этому. Почему? Не хотел спугнуть детей татарских рабочих.

После смерти Ивана Алафузова (1891) его дело продолжали наследники - брат Николай и вдова Людмила. Следуя завещанию первого главы Алафузовской империи, они так же уделяли особое внимание и социальным вопросам.

В 1897 году при Алафузовских фабриках и заводах была устроена молельня для рабочих мусульман. Для этого выделили три тысячи рублей (крупная сумма для того времени), выстроили специальное деревянное здание с железной крышей. Для исполнения религиозных служб начали приглашать муллу.

В таком виде мусульманский молельный дом просуществовал почти 13 лет. В 1910 году при предприятии открылся официальный мусульманский приход. Для этого Алафузовы передали безвозмездно здание молельного дома мусульманской общине.

Рабочие одного из цехов Алафузовых. Начало ХХ века. Фото: личный архив.
Рабочие одного из цехов Алафузовых. Начало ХХ века. Фото: личный архив.

Своим муллой прихожане избрали выходца из деревни Старая Кулатка Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне Ульяновская область РФ) Хисамутдина Хуснутдиновича Яфарова. Он учился в Амирхановском медресе при мечети «Иске Таш» в Новотатарской слободе. Прихожане назначили жалование Хисамутдину-хазрату в 300 рублей.

При Алафузовской мечети, конечно же, заработал и приходской мектеб (школа). Здесь обучали по новому методу. Религиозные уроки вел сам мулла, а чтению и письму учил детей муэдзин. Бедные шакирды посещали мектеб бесплатно, а остальные вносили ежегодную плату от 25 копеек до 1 рубля. Например, по данным 1916 г., в мектебе учились 39 шакирдов.

Муэдзином Алафузовской мечети первые пять лет служил Гимаметдин Хусаинов. Но в январе 1915 году, сославшись на старость, он оставил должность. Его заменил Нурулислам Идиатуллин - выходец из деревни Казыевой Старо-Барышевской волости Тетюшского уезда, сын муллы. Учился он в медресе при Азимовской мечети г. Казани.

Между тем шла Первая мировая война, и уже в апреле того же 1915 года Нурислама-муэдзина призвали на действительную службу и зачислили в 90-й пехотный запасной полк.

Прихожане Алафузовской мечети остались без муэдзина и очень переживали из-за этого. Обращались даже к командующему войсками Казанского военного округа с ходатайством, чтоб освободили Идиатуллина от воинской службы. Они попытались обосновать необходимость муэдзина наличием большого количества мусульман на фабрике (почти 900 человек). А предприятие тем временем обслуживало нужды армии, поэтому его рабочие освобождались от призыва. Но в случае с Идиатуллиным это не сработало. Губернские власти ответили отказом.

Новый муэдзин в мечети появился только спустя семь лет, уже в советское время. На должность муэдзина Алафузовской мечети в 1922 году был определен Нурулла Гарифуллин. А еще через восемь лет Алафузовская мечеть была закрыта постановлением Президиума ТатЦИК от 6 февраля 1930 года.