Несмотря на все старания, руководство Международной Автомобильной Федерации (FIA) отклонило протест команды Red Bull по отношению к Mercedes и её скандальной системы DAS.
Напомним, что система DAS (Dual Axis Steering, в переводе на русский "Двухосное рулевое управление") впервые появилась на болидах Mercedes на предсезонных тестах в Барселоне, в феврале этого года. Смысл её, по официальной версии, заключается в том, что в моменты, когда болид едет по прямой, гонщик тянет на себя руль и, тем самым, управляет температурой своих шин. По неофициальной версии, система DAS была разработана для того, чтобы на прямой пилот мог бы увеличивать дорожный просвет болида, повышая максимальную скорость на прямых без потери скорости в поворотах.
Но самое удивительное в этой истории то, что система DAS разрабатывалась в тесном сотрудничестве с FIA! В Международной Автомобильной Федерации знали о том, что в Mercedes работают над этой системой, но до тех пор, пока её не начали тестировать в Барселоне, никакой реакции на неё не следовало. Затем, когда новинку вывели на тестах, некоторые команды-соперники попытались оспорить её легальность, однако всё, чего они смогли добиться, так это запрета системы DAS начиная с 2021 года. Тем не менее, в Red Bull не удовлетворились таким результатом. Ещё во время предсезонных тестов спортивный консультант австрийской команды доктор Хельмут Марко высказывал предположения о том, что фактически DAS функционирует как давно запрещённая активная подвеска:
"Если во время движения гонщик может изменить развал или схождение, значит он может управлять пятном контакта с дорожным полотном. Но самое главное, что это также в некотором виде изменяет величину дорожного просвета. Данные действия строго запрещены FIA. Система функционирует как активная подвеска, а значит попадает под запрет."
В результате, после проведения двух свободных практик на Гран-при Австрии, убедившись в своей правоте (по их мнению), команда Red Bull подала официальный протест на Mercedes и её новинку.
Главный коллектив Дитриха Матешица обвиняет "Серебряные стрелы" в нарушении пунктов 3.8 и 10.2.3 технического регламента Формулы-1. Первый из них, по сути, запрещает иметь на машине подвижные элементы, которые корректировали бы аэродинамику автомобиля, второй – запрещает менять настройки подвески, когда автомобиль находится в движении.
Руководитель Red Bull Кристиан Хорнер считал, что лучше подать протест сейчас, до наступления первой гонки, чем долго ждать и оспаривать решения по уже проведённым заездам:
"Мы хотим получить ясность как можно раньше в ходе уик-энда. Лучше всего подать протест сейчас и посмотреть, каким будет итог, вместо того чтобы ждать до квалификации или гонки. И это самый честный поступок.
DAS - это очень умная, но вместе с тем сложная система. Я знаю, что у нас и Mercedes разные взгляды на её легальность, и поэтому важно решить этот вопрос именно сейчас. Ведь ответ на него скажется на дальнейшем ходе сезона. На следующий год DAS уже точно под запретом. Но легально ли это устройство в нынешнем сезоне? Мы хотим знать ответ и нацелены получить его от FIA с использованием всех необходимых каналов."
В свою очередь, глава Mercedes Тото Вольфф понимал стремление Марко и Хорнера добиться ясного ответа по отношению к спорной новинке, но при этом предостерёг и Red Bull, и всех остальных от последствий данного шага:
"Все команды отлично понимают, что нынешняя ситуация с гонками довольно чувствительная. Сезон только стартовал, и с одной стороны я понимаю их стремление добиться ясности. Но с другой, каждый понимает, что это не должно привести к грандиозному спору в воскресенье. Думаю, Кристиан действует верно. Противоречия и различия во взглядах на инженерные решения всегда были частью Формулы-1. Этого можно было ожидать и это часть риска.
Я уважаю позицию Кристиана. Разъяснения – это всегда полезно. Но мы считаем. что правда на нашей стороне, потому что много обсуждали свои действия с FIA. Именно по их итогам мы и поставили DAS на машину. Так что у нас готовы аргументы по этому поводу – а там посмотрим, что получится."
К несчастью для Red Bull, FIA не согласилась с доводами "австрийских газировщиков" и отклонила поданный австрийцами протест, поскольку система DAS является частью рулевого управления, а не подвески, являясь полностью законной. О реакции на это решение представителей Red Bull Mercedes мы подробно расскажем в одной из наших следующих публикаций.
А как вы относитесь к протесту Red Bull по отношению к Mercedes и её системе DAS? Кто, по вашему мнению, прав в данном споре - Mercedes или Red Bull? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!