Фамилия Медичи во Флоренции звучит почти так же часто, как ciao (привет) или prego (пожалуйста). И это не удивительно. Эта семья играла огромную роль в городе почти 300 лет: причем не только в качестве правителей, но и меценатов. Медичи всегда высоко ценили и привечали лучшие умы своего времени и покровительствовали искусству. Благодаря просвещенным политическим и экономическим лидерам во Флоренции смогли реализовать себя художники, скульпторы, архитекторы, философы. Место, где концентрация "Медичи", самая высокая в городе - Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo). Над ее созданием работали выдающиеся итальянские мастера - Брунеллески и Микеланджело, которых приглашали Медичи. И именно там похоронены практически все представители этого семейства.
Базилика святого Лаврентия (Лоренцо, "увенчанный лавром") располагается на одноименной площади и представляет собой один из самых старинных храмов Флоренции. Изначально церковь, возведенная вне первых городских стен, была построена здесь еще в 393 году по приказу архиепископа Амброджио. Она получила посвящение в честь святого Лаврентия. В раннем христианстве он считался самым распространенным святым среди мучеников церкви, его считали покровителем библиотекарей, архивистов, школьников и педагогов, кожевенников, оружейников и поваров. По католическому преданию, каждую пятницу Лаврентий спускается в Преисподнюю и из адского пламени выводит хотя бы одну душу спасая ее от погибели. Второй покровитель этой церкви - Зиновий, первый епископ Флоренции. Его мощи долгое время хранились в храме.
Джованни Виллани "Новая хроника": Строительство новой Флоренции, как мы упоминали, было предпринято римлянами в уменьшенных пределах, наподобие малого Рима... От ворот начиналось предместье, простиравшееся, как в Риме, до Сан Пьеро Маджоре, а в сторону собора тянулись стены, там, где теперь большая улица, ведущая от Сан Джованни к епископству. Там стояли другие ворота — Соборные, некоторые называли их еще Епископскими воротами. За ними была воздвигнута церковь Сан Лоренцо, наподобие римской церкви Сан Лоренцо, что за воротами, а внутри стоит собор Сан Джованни, как в Риме Сан Джованни Латерано".
Вплоть до VI века именно Сан-Лоренцо считался Кафедральным собором Флоренции, в дальнейшем этот титул перешел собору Санта-Репарата, которая после перестройки стала церковью Санта-Мария-дель-Фьори.
Первая масштабная реконструкция здания датируется 1059 годом, когда здание было перестроено в романском стиле. Следующая фаза пришлась на XV век, когда у церкви появился новый патрон - Джованни ди Биччи де Медичи, "человек уважаемый, один из самых значительных в городе и богатый", финансист, сделавший свой банк одним из самых высокодоходных предприятий в Европе. Он заказал Филиппо Брунеллески строительство Старой Ризницы (Sagrestia Vecchia), которая должна была примыкать к церкви. По свидетельству Манетти, в 1420 году он пригласил для этой работы Брунеллески, "желая сделать вещь красивую и богатую".
В это время Брунеллески фактически занимал положение главного архитектора Флоренции, в одном из официальных документов Синьории, который датируется 1421 годом, его называют: "...муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью". Брунеллески одновременно занимался несколькими проектами, главным из которых было строительство собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Параллельно архитектор работал и на других площадках - в капелле Барбадори в церкви Санта Феличита и Палаццо Барбадори, на реконструкции крепостных стен города, в монастыре Санта Кроче, при перестройке жилых кварталов вокруг собора, в Опера дель Дуомо, в кардинальной перестройке Палаццо дель Парте Гвельфа, реконструкции помещений в Палаццо Синьории, начале строительства церкви Сан Спирито. Ни одно из начатых Филиппо больших строительств не было закончено, на всех он был занят, всем руководил одновременно.
Джованни Медичи планировал устроить в церкви Сан-Лоренцо усыпальницу семейства Медичи. Для этого нужно было не только пристроить боковую капеллу - ризницу, где бы размещались гробницы представителей знатного семейства, но и провести общинную реконструкцию всего здания. Тогда для расширения трансепта было приятно решение даже о сносе ряда близстоящих домов.
Построенная Брунеллески Ризница в церкви Сан Лоренцо - первый интерьер кватроченто, первая ячейка новой архитектуры, возникшая в недрах средневекового здания. Ризница строилась в образном сопоставлении со старой архитектурой церкви Сан Лоренцо, она возникла как ядро новой постройки среди разбиравшегося, загроможденного лесами средневекового здания. Это была поистине первая опытная строительная площадка кватроченто, на которой с такой зрительной очевидностью столкнулись средневековая и ренессансная архитектурные модели. Брунеллески строил ее по-другому, чем итальянская средневековая архитектура вообще, и в первую очередь, чем старая церковь Сан Лоренцо.
Работы продолжались с 1421 по 1428 год, и были приостановлены со смертью Джованни Медичи. Похороны Джованни обошлись в 3 тысячи флоринов. По городу за открытым гробом прошли 28 членов фамилии Медичи, городские должностные лица, иностранные послы. Основателя фамилии похоронили, как он и мечтал в Старой Сакристии Сан-Лоренцо. Надгробие было предназначено и для его вдовы Пиккарды Буэри. Оно стоит посередине ризницы, украшено фигурами амуров и гирляндами цветов. Надпись превозносит Медичи и его супругу как славных в мире сем.
Из-за конфликта с сыном Джованни - Козимо де Медичи (Козимо Старый), Брунеллески был отстранен от работы, его забаллотировали в выборы в Советы Коммуны, и даже посадили в тюрьму. Частично планы Брунеллески, уже после смерти мастера, продолжил его ученик Антонио Манетти. Между 1457 и 1460 годами он реализовал проект главного клуатра (внутреннего дворика) церкви. Он представляет собой двойную крытую галерею, с аркадами в нижнем ярусе и архитравами в верхнем ярусе, с левой стороны фасада базилики.
После этого реконструкция церкви возобновилась только в 1441 году, когда Козимо де Медичи нанял другого архитектора для продолжения работ. Им стал его Микелоццо ди Бартоломео, которому семья Медичи покровительствовала много лет, и который отвечал ей взаимностью (Микелоццо даже сопровождал в изгнание своего покровителя Козимо). В это время архитектор и скульптор не только занимался реконструкцией Сан-Лоренцо, но также и строительством дворца Медици- Палаццо Медичи-Риккарди. Работы в Сан-Лоренцо — реконструкция основного здания церкви, клуатра и Старой ризницы — стоили огромных денег, 70 тысяч флоринов.
Когда в 1464 году Козимо Медичи скончался, он также был похоронен в Сан-Лоренцо, в подземной крипте. Как пишет современник Козимо – историк Гвиччардини, "завещал он перед смертью не делать похорон роскошных и так и было сделано, но были даны все те почести, который город свободный мог дать своему гражданину и среди других почестей был в народном декрете назван "отцом родины". Эта надпись была сделана и на его надгробии в Сан-Лоренцо. Спустя шесть десятилетий в "Истории Флоренции" Макиавелли признает Козимо Медичи мудрейшим из государей, "ибо он понимал, что незаурядные, выдающиеся поступки, которые находятся на виду и постоянно выставляются напоказ, заставляют людей страдать от зависти куда сильнее, чем те, которые на деле совершаются, но благопристойно прикрыты".
После Козимо в базилике Сан-Лоренцо стали хоронить всех представителей рода Медичи.
Следующий этап работы над церковью Сан-Лоренцо связан с деятельностью великого Микеланджело Буонаротти, который был нанят для завершения работ Папой Римским Львом Х, в миру - Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и соответственно правнук Козимо Старого. Он хотел, чтобы Капелла Медичи и церковь Сан-Лоренцо стали главным украшением Флоренции - "дабы этот храм стал зерцалом всей Италии".
В 1517 году Микеланджело вернулся во Флоренцию для работы над грандиозным проектом фасада собора Сан-Лоренцо. По легенде фасад базилики так и остался незавершенным из-за спора между архитектором и Папой Римским. Они не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен: должен ли фасад быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского? Интересно, что в 2007 году во Флоренции были организованы дебаты по реализации проекта Микеланджело для фасада Сан-Лоренцо, была даже сделана компьютерная реконструкция его возможного вида, но пока дальше дело не продвинулось.
Со смертью Льва X в заказ на оформление был отменен, но буквально через год Микеланджело приступил к строительству Новой Сакристии Капеллы Медичи. По замыслу Папы Клемента VII (в миру - Джулио Медичи, еще один Медичи на Папском престоле - незаконнорожденный сын Джулиано Медичи от Фьоретты Горини) в ней должны были быть похоронены молодые представители семейства — Джулиано и Лоренцо Медичи.
Иосиф Бродский "Декабрь во Флоренции"
Солнечный луч, разбившийся о дворец, о купол собора*, в котором лежит Лоренцо, проникает сквозь штору и согревает вены грязного мрамора, кадку с цветком вербены; и щегол разливается в центре проволочной Равенны.
*у самого Сан-Лоренцо нет купола, но он возведен над Капеллой принцев (Cappella dei Principi), это второй по размеру купол во Флоренции после купола Дуомо.
Архитектор начал он эту работу в 45 лет, а в 59 навсегда покинул Флоренцию, отправившись в Рим. В период с 1527 по 1530 год Флоренция вновь вышла из подчинения семье Медичи, и испанско-германские войска по приказу Папы Клемента VII осадили город и восстановили их власть. Микеланджело руководил строительством и укреплением оборонных сооружений, продолжая работать каждую свободную минуту над статуями Капеллы Медичи. Новая Сакристия - единственный архитектурно-скульптурный памятник, созданный Микеланджело от начала до конца. Известно, что многие его замыслы были воплощены лишь частично. Например, он построил купол знаменитого собора Святого Петра в Ватикане, но сам собор был заложен другими архитекторами. А в Капелле Медичи все принадлежит ему - архитектурные формы, скульптурные группы и, говоря современным языком, дизайн.
Микеланджело также автор и других элементов в соборе Сан-Лоренцо, например, балкона на контрфасаде базилики, предназначенного для хранения реликвий. По проекту зодчего в 1524 году также была выстроена библиотека Лаврентия (Biblioteca Laurenzianа). Основу ее коллекции составило собрание Козимо Медичи , которое обогатилось благодаря Лоренцо Великолепного. Сегодня в коллекции библиотеки Лауренциана имеются около 150 тысяч томов, около 11 тысяч рукописей и 2,5 тысячи папирусов. В здании особенного внимания заслуживает уникальная по форме монументальная лестница Микеланджело, окна и скамейки в читальном зале.
Еще один шедевр Микеланджело в Сан-Лоренцо - скрыт от всех. В 1975 году в одном из подземных помещений базилики были обнаружены рисунки мастера, сделанные прямо на стене. Художник прятался в секретной комнате в 1530 году, когда ему пришлось скрываться от своих врагов после того, как он поддержал народное восстание против своих покровителей Медичи. "Я прятался в крошечной камере, погребенный как мертвый Медичи наверху, скрывающейся от всех, но живой. Чтобы забыть свои страхи, я заполнил стены рисунками", - вспоминал он позже. После снятия штукатурки появились десятки рисунков, многие из которых напоминали великие работы Микеланджело, в том числе мраморную скульптуру человеческой фигуры, украшающей гробницу Джулиано Медичи в "Новой ризнице", расположенной прямо над этой тайной комнатой, которую спроектировал сам Микеланджело.
Позднее базилика Сан-Лоренцо была дополнена Капеллой Медичи в апсиде. Ее строительство велось с 1604 года Бернардо Буонталенти на основе моделей Алессандро Пьрони и Маттео Ниджетти. Финансировалось строительство по-прежнему семейством Медичи, даже теряя власть и положение, они не отказывались от возведения храма своего рода. Это продолжалось до 1743 года, когда умерла последняя представительница Медичи - Анна Мария Луиза, так как и остальные члены ее семьи похороненная в склепе Сан-Лоренцо. Выше Капеллы Медичи находится Капелла Принцев, покрытая огромным 28 метровым куполом. Там должен был находиться сам Гроб Господень, хотя попытки купить его или даже выкрасть из Иерусалима не увенчались успехом.
Последние доработки комплекса относятся к середине XVIII века, когда в 1740 году Фердинандо Руджери построил небольшую колокольню.
Если посмотреть на карту, несложно заметить, что Сан-Лоренцо имеет вид латинского креста (именно поэтому он и может называться базиликой) с расположенными по бокам Старой и Новой Сакристиями (ризницами). Несмотря на то, что строительство и отделка всех частей храма производилась в разное время, и внутри, и снаружи он оставляет впечатление гармоничного целого — как в живую, так и на фото.
Сан-Лоренцо - чистая и светлая церковь, с очень аскетичным и скромным фасадом, который отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон и каких-либо украшений. Наверное, примерно такой же и виделась флорентийцам Медичи смерть, суровое, но необходимое и трудное испытание, после которого ждет заслуженная награда. Контрасты церкви лишь добавляют ей значимости. Павел Муратов написал: "Каждый, кто входит сюда, еще храня в памяти веселый шум и солнечный свет флорентийской народной улицы, испытывает острый укол этой мысли, ее горечь и сдавливающую сердце печаль". Он говорил только о Новой Ризнице, но эту же мысль можно продлить и на всю базилику.