Обычно мамы гениев остаются в тени, но это не про маму Илона Маска — Мэй Маск. Начав карьеру фотомодели в 16 лет, она продолжает ее до сих пор, вдохновляя сотни женщин по всему миру. Мэй даже в 72-летнем возрасте появляется на известных обложках, снимает видео для TikTok и с удовольствием рассказывает о себе и своих известных детях. Но одна тема до сих пор причиняет ей боль — это разбитая личная жизнь.
В интервью Ирине Шихман Мэй Маск рассказала о браке с абьюзером и отцом ее детей, о том, почему она отказалась от отношений с мужчинами, и как относится к изобретениям своего гениального сына. Публикуем лучшие моменты интервью от первого лица.
Мэй Маск о запуске Crew Dragon: «Это был лучший день!»
Я и дети — Илон, Кимбал и Тоска полетели во Флориду для запуска Crew Dragon 2020. В масках и перчатках мы стояли с инженерами Space X и наблюдали за запуском. Это было просто потрясающе! Мы так гордимся Илоном! Это был лучший день!
Я очень беспокоилась за космонавтов и хотела, чтобы все получилось. На следующий день, когда космонавты должны были попасть на МКС, я три часа следила за этим. Потом пришел удивленный Илон и сказал: «Не поверишь, некоторые люди три часа сидят и смотрят, как космонавты переходят на МКС». А я делала то же самое.
Когда Илон продал PayPal, он сказал: «Не знаю, мне заняться ракетами, электрокарами или солнечной энергией». Я сказала «Выбери что-то одно». А он не послушался. Он мог бы быть гением, который живет в вашем подвале. И он правда все время твердил, что хочет это сделать.
Я была на трех запусках, которые не удались, был взрыв. Это было разрушительно для меня, мне хотелось свернуться, как ребенку в углу, потому что было очень грустно. А Илон просто выходил и говорил: «Надо над этим поработать. В следующий раз получится лучше». После каждого неудачного раза он с командой выясняли, в чем была проблема, и исправляли это. На четвертый раз все, к счастью, получилось. С тех пор было уже около 50 запусков.
Мои дети всегда делали то, что приносит пользу другим. И даже если что-то не получалось, я просто радовалась, что они делают хорошее дело.
Мой отец был мануальным терапевтом и помогал людям, я, как диетолог, помогаю людям стать более здоровыми. И у каждого из моих детей своя миссия: Илон хочет спасти мир с помощью электрокаров. Кимбал делает рестораны по принципу «с фермы на стол», поддерживая местных фермеров. Тоска — кинопродюсер, и хочет снимать хорошие фильмы со счастливым финалом.
На начальном этапе я помогала сыновьям в их крохотном офисе с бизнес-планом и практикантами. Я давала им в пользование свою кредитную карту на разные нужды. Я понимала, что порой отдаю последние деньги, но это не имело значения. То, что дети хотели делать — было хорошо. У них была хорошая идея — электронный справочник-навигатор. Я считала, что это сделает человечество и мир лучше. Но когда дети получили финансирование на свой бизнес, за праздничным ужином за мой счет, я сказала: «Это последний раз, когда вы видите мою кредитку».
Все трое детей сейчас очень щедры ко мне. Я уверена, если мне что-то понадобится, они мне помогут. Хотя я и сама неплохо справляюсь.
Три фантастических ребенка от нелюбимого мужчины
Изначально родители запрещали мне общаться с Эрролом Маском два года, из-за его агрессивности, хотя со мной он вел себя более-менее нормально. Я уехала в Кейптаун учиться, а он приехал с кольцом для помолвки. Я сказала, что никогда не выйду за него замуж, и не надену это кольцо. Но он настоял, чтобы я оставила его себе.
Затем он наврал моим родителям, что я согласилась выйти за него замуж (телефонов тогда не было, только письма). Они обо всем договорились, организовали и разослали приглашения. Я получила лишь телеграмму: «Поздравляем. Дата вашей свадьбы — 20 сентября». Я нашла способ позвонить Эрролу, и он пообещал, что изменится после свадьбы, что единственная причина, по которой он злой — это то, что я не хочу выходить за него. Я тогда была отчаянно одинока, и он поймал меня в этом состоянии. Я вернулась к родителям за 2 недели до свадьбы, и поняла, что Эррол не изменился.
Но в то время я не могла сказать, что не буду выходить замуж. Подарки уже куплены, гости приглашены, готовится свадебный торт, а сестра сшила мне свадебное платье. И я пошла на свадьбу с мыслью, что все может быть не так и плохо. И знаете, что? У меня появились трое фантастических детей!
Мэй Маск: «После медового месяца я вернулась беременная и в ссадинах»
Муж впервые ударил меня в первый день медового месяца. Он сказал мне разобрать сумки и приготовить еду. На вопрос, не поможет ли он мне, он ударил меня и произнес: «Вот твое место! Теперь так все будет происходить. Делай, как я сказал».
После медового месяца я вернулась беременная и в ссадинах. Я не могла об этом сказать родителям, они бы спросили, зачем тогда я вышла за него замуж? Моя семья узнала о насилии только из книги, которую я недавно выпустила.
Каждый раз, когда муж бил меня, маленький Илон бил его в ответ, по-детски, по коленкам. Кимбалу было 4, а Тоске — 2 года, они просто плакали и прятались. Когда Илону было 5, я убежала к маме, и она пригрозила мужу, что, не дай Бог, он меня еще тронет. И правда, вербально он был очень жестоким и неприятным, но больше не бил меня.
Почему я терпела 9 лет и не уходила? Большинство терпит ради детей, ведь детям нужен дом с матерью и отцом. Но в конце концов, ты убегаешь вместе с детьми, потому что это лучше, чем жить с насильником.
Я прожила с мужем 9 лет, но развелась за 10 дней.
Когда я ушла от мужа, он приехал и гонялся за мной по улицам с ножом. Мне было страшно. Он мог пырнуть в меня в любой момент, но, к счастью, не сделал этого.
Он издевался надо мной в сумме 11 лет. Когда я ушла, он потащил меня в суд, чтобы оставить без всего. У него был частный самолет, поместье и 6 машин. Это все пришлось оставить. Он думал, если я стану бедной, то вернусь к нему. Но ничего не заставило бы меня это сделать.
Я отказалась от всего, но это того стоило. Я видела, что дети счастливы есть сэндвичи с арахисовым маслом на ужин — на большее у меня не хватало. Потом я смогла вернуть практику диетолога и возобновить карьеру модели, потому что у меня больше не было ссадин.
Жертвы абьюзеров обычно никому ничего не рассказывают. Но говорить надо! Да, я хотела вырезать часть о насилии из своей книги, думала, кому будет интересно знать, как мне было плохо? Но даже мои дети сказали, что я должна говорить о своей борьбе, иначе люди будут смотреть на меня как на идеальную картинку, и не поймут, через что я прошла. Я оставила главу про домашнее насилие, чтобы женщины могли ассоциировать себя со мной. Я и подумать не могла, что проблема домашнего насилия достигает таких масштабов! Особенно в России.
Я развелась, когда детям было 8, 6 и 5. Когда Илону было 10, свекровь убедила его, что не честно оставлять отца без детей. У бывшего мужа были энциклопедии, которые так любил Илон, и сын решил переехать к отцу, что меня очень расстроило. Тот был богат, и мог купить ему компьютер. Илон постоянно на нем что-то писал или читал, и по сути сам себя воспитал. Позже к брату с отцом переехал и Кимбал. По решению суда мне разрешалось видеть детей только раз в месяц, но я переехала ближе, и забирала их каждые выходные.
Бывшего мужа я видела лет 15 назад. И не почувствовала ничего, кроме отвращения.
«Если кто-то требует ваших изменений — вам нужно двигаться другой дорогой»
Все мои отношения были неудачными, но я всегда терпеливо сохраняла их, потому что не хотела быть одна. Я терпела несмотря на то, что мне говорили, насколько я глупа, уродлива, ленива и скучна. Я постоянно выслушивала, как я неправильно одеваюсь, что на мне недостаточно косметики, то слишком много. Меня оскорбляли каждый день.
Как-то моя мама сказала мне: «Ты выглядишь очень одинокой», хотя я встречалась с мужчиной. Но он не работал и даже не мог заплатить за меня на ужине. И я всегда прощала и оправдывала это и другие его поступки! Сейчас мне кажется это ужасным.
Я перестала встречаться после 55, потому что не хотела общаться с мужчинами, которые меня оскорбляют и критикуют.
Мужчины пытались меня изменить: то надо похудеть, то набрать вес, то сменить прическу и макияж, то одежду. Оглядываясь назад, я думаю: «А почему ты не похудел? Почему ты не сменил одежду? Почему ты не был дружелюбен ко мне и постоянно критиковал? Даже если бы я чувствовала, что тебе стоит измениться, я не была такой жестокой и неприятной».
Если кто-то требует ваших изменений — вам нужно двигаться другой дорогой. Это тяжело, но нужно идти вперед.
Я решила, что не буду меняться ради мужчин. Поначалу бывало одиноко, особенно в субботу вечером. Но я вспоминала обо всех ужасных свиданиях, и мне становилось лучше.
Мы встречаемся со многими неудачниками, которые плохо с нами обращаются. И знаете, лучше быть одной, чем терпеть подобное отношение. Это не значит, что не надо пытаться быть счастливой. Брак может быть отличным, но мне не повезло. Зато сейчас я так счастлива ни от кого не зависеть! Я каждый день чувствую себя хорошо. И у меня столько дел, что мне не бывает одиноко.
Мэй Маск в 72 года: «Я до сих пор выгляжу секси и со мной хотят познакомиться молодые»
Интересно, что я начала сниматься как модель в 16 лет, а звездный час пришел в 69. Я больше всего себе понравилась для кампании для Сovergirl. Мои фотографии висели даже на Таймс сквер, и меня начали узнавать на улицах.
Я до сих пор выгляжу секси! Мне 72, а со мной до сих пор хотят познакомиться молодые мужчины.
Мой агент сказал, что я показала всем возрастным моделям дорогу в бизнес. И дизайнеры поняли, что именно женщины моего возраста могут себе позволить дизайнерскую одежду и оценить ее качество.
Молодые модели в восторге от того, что я до сих пор в деле. Это дает им надежду. Они думали, что в 21 год им придется завязать с карьерой, а потом видят меня и радуются. Надеюсь, это останется трендом, и я сделаю все для этого.
Мне 72, а я хочу изменить мир!