В памятниках Орла представлены почти все исторические стили российской архитектуры Нового времени. Появившийся на рубеже XIX – XX вв. модерн нашел свое отражение и в камне, и в дереве. На сегодняшний день в нашем городе сохранился целый ряд зданий, которые можно отнести к этому стилю. К нему принадлежала когда-то и современная Банковская школа, которую старожилы по-прежнему называют Учётно-кредитным техникумом. «Орловские новости» встретились с исследователем-краеведом Ильёй Кушелевым и узнали о тайнах, которые хранят стены этого здания.
История появления
На исходе XIX в. в этом месте было пять разных каменных домов. Некоторые из них были построены в конце XVIII века. В частности, два домовладения - одно слева от современного Госбанка, а другое справа – принадлежали дворянам украинского происхождения Миклашевским, приходившимся родственниками другой украинской аристократической семье – Скоропадским.
Павел Петрович Скоропадский – фигура известная. Он был первым и последним гетманом Украины после восстановления гетманства в 1918 г. Являясь высокопоставленным офицером русской армии, адъютантом Николая II, по своим взглядам и характеру он был предан идее русской монархии.
Фото: Википедия
Бывал ли Павел Скоропадский в Орле, доподлинно неизвестно. Но огромный дом в самом сердце города связан с этим именем.
В доме жила его семья – сначала родственники по матери, Миклашевские. Они постепенно скупили стоящие рядом дома, и к началу XX века им принадлежал уже весь участок. К 1910 г. все здания были слиты в одно с архитектурным решением в стиле модерн. Автором проекта дворца Скоропадских считается А.А. Химец. Эту легенду передали С.И. Фёдорову родственники архитектора.
- Два представительных фасада выходили на Гостиную улицу и на Богоявленскую площадь. Венцом композиции была угловая башня, которая сохранялась до 1950 года, - рассказал Илья Кушелев.
Фото М.В. Каплинского. Дворец Скоропадских в 1946 году.
Поскольку дом по своей величине значительно превосходил потребности одной, пусть даже большой, семьи, являясь, по-сути, настоящим дворцом, большую половину его сдавали внаём. В частности, здесь располагалась известная, самая фешенебельная в Орле гостиница «Берлин».
Фото: daria-iz-orla.livejournal.com
Уникальность
Это было единственное в Орле такое большое, объемное строение, целиком выдержанное в стиле модерн. Его стены занимают больше половины 62-го квартала. Комплексы и отдельные монументальные памятники модерна можно встретить в Санкт-Петербурге, Москве. Однако для губернских городов такие масштабные объекты в этом стиле – явление редкое.
Что стало со зданием с приходом советской власти
При Советах, вплоть до Великой Отечественной войны, здесь находились муниципальные органы власти - горисполком и горком партии.
Во время войны здание не было сильно разрушено. Сохранилась коробка основных несущих стен, сильно пострадали перекрытия, большая часть конструкций оставалась в хорошем техническом состоянии. Поэтому уже в 1943 году оно входит в титульные списки работ по восстановлению города Орла. На ремонтные работы Горкома партии и Горисполкома на ул. Маяковского (так с 1940 года называлась Гостиная) заложили два миллиона рублей. Однако выполнены они так и не были. Дом простоял 10 лет без крыши, под снегом, дождём и морозами. Из-за этого к началу 1950-х годов техническое состояние его сильно ухудшилось.
За это время поменялись и планы относительно его назначения. Архитекторы Б.В. Антипов и И.А. Иванов разрабатывают новое архитектурное решение – в стиле неоклассицизм. При этом была сохранена большая часть старых стен и сводчатые подвалы 18 века под всем крылом вдоль Гостиной улицы. Подвалы другого крыла, по ул. Безбожной, бывшей Воскресенской, ныне Гагарина, относятся к рубежу XIX – XX вв. Его старые трёхэтажные стены сохранились полностью. В двухэтажном крыле по Маяковского оставлены полностью стены первого этажа, во втором они частично разобраны, надстроен третий этаж.
Архитекторы предлагали сохранить башню. Она была важным, необходимым акцентом в этой части архитектурного ансамбля центра Орла. На основании старой башни хотели установить аллегорическую скульптуру – женщина с устремленной ввысь рукой и две детские фигуры олицетворяли идею борьбы за мир. Однако башню всё же разобрали.
Фото:lipilin.ru
Фото: KVITO
- Если сравнивать прежний облик комплекса в стиле модерн и новое неоклассицистское решение, то дворец Гетмана Скоропадского был изящнее, роскошнее. Главное достоинство нового решения в том, что дом стал частью большого архитектурного ансамбля – улицы Гостиной с Гостиным двором, Театром и церковью Михаила Архангела, - подчеркнул Кушелев.
Что сейчас
После того как в этом здании не стали восстанавливать горисполком и горком партии, то решено было в крыле по Маяковского разместить финансово-кредитный техникум, а в другом - сначала Дом книги, а потом – Дом Союзов, который пять лет назад прекратил свое существование.
Фото из книги Н.И. Верховец "Игорь Иванов: зодчий и поэт". Дом Союзов в г. Орле. Архитекторы Б.В. Антипов, И.А. Иванов. Начало 1950-х гг.
Фото: Фототтера.ру