Найти в Дзене
Баня | От А до Я

Как проходил банный день в деревне?

Оглавление

Моя бурная молодость прошла в деревне. В детские годы я даже успел застать мытье в деревенской печи. О том, какие банные обычаи соблюдались в нашей деревне и как все было устроено в парилке расскажу сегодня.

В моем родном Колодкино сохранился всего один колхозно-совхозный объект – общественная баня. Перестраивалась эта парильня уже при мне – в семидесятые годы. Банный день в деревне выпадал на деревню. Топили баню и по православным праздникам. Порядок посещения был четкий: до трех часов дня моются мужики и мальчики школьного возраста. Во второй половине дня шли женщины с девочками и малыми детьми. Баньку топили по белому.

В конце 80-х годов деревня начала вырождаться, новые поколения массово повалили в города. С этого времени деревенские стали самостоятельно протапливать баню – для удовлетворения своих потребностей. У большинства жителей стояли свои парилки. Поэтому спрос на общественную парную сохранился лишь у пары старушек и мужичка в годах, занимавшегося растопкой.

Старинный русский обычай совместной помывки мужчин и женщин в нашей деревне не нашел должного отклика. Только молодожены изредка позволяли себе такой подход, и то старались его не афишировать. Становиться объектом для сплетен деревенских баб не хотелось никому. На детей такое строгое разделение полов не распространялось. Родители считали даже полезным, что их чада видят строение тела противоположного пола. Что тут сказать, половое воспитание!

-2
Успел я помыться и в домашней русской печи. Тогда мне было всего 3-4 года, поэтому в памяти мало что сохранилось.

Печка была огромная: 2 метра в глубину и 1,5 метра в высоту

А происходило все так: родители дожидались, когда печь остынет после готовки, убирали золу, стелили солому и ставили таз с теплой водой. Сложно назвать этот способ удобным и гигиеничным, но в детстве такие процедуры мне нравились невероятно.

Вернемся к деревенской баньке. Начиналась постройка с предбанника – здесь оставляли одежду и распивали холодный квас после захода в парную. Чтобы напитки не нагревались, их в кувшинах и флягах ставили в ведро с ключевой водой. Недаром вкус ледяного кваса – один из главных вкусов моего детства. Но не квасом единым… Взрослые мужчины нередко баловались бражкой и приходили после бани навеселе.

-3

В помывочной по стенам стояли скамейки. Сама парилка была рассчитана на одного человека. Парная популярностью не пользовалась, посетители ограничивались поддаванием пара. Деревянный проливной пол в бане предусматривал желоб, по которому уходили излишки влаги. Несмотря на такой продуманный ход, доски гнили в баньке беспощадно. Частичная замена пола происходила каждые 5 лет.

По традиции «после третьего пара» (после третьей смены людей) деревенские в баню не ходили. Последним шел мыться банщик. Зачастую ему приходилось повторно топить печь, греть в котле поостывшую воду.

Одно время в Колодкино были постоянные банщики – мужики, непригодные для тяжелого труда. Но потом баню стали топить по очереди. Дрова банщики носили со своего двора, причем с запасом.

Впрок березовые веники никто не заготавливал

Весной остававшийся запас традиционно сжигался. С начала лета заготавливались новые веники из молодых ветвей. Здесь уже действовал принцип «каждый за себя». Семьи заготавливали банные аксессуары самостоятельно и ходили в баню со своим «подручным материалом».