Одной из сюжетных линий в «Служебном романе» (1978) была история взаимоотношений Верочки с её супруга — того самого мотоциклиста, который первым замечает воскресшего Бубликова.
Однако же актёр Александр Фатюшин получил травму и не смог продолжать работу, а посему от всей линии остались только пара сцен да выяснение отношений по телефону. Не знаю, кому — как, но лично мне видится, что фильм только выиграл без этой «дополнительной» фабулы.
Не только потому что мы сосредоточиваемся на любви Калугиной и Новосельцева, а также на страданиях Рыжовой по Самохвалову как на главных линиях повествования. Верочка-Ахеджакова совершенно не смотрится рядом с Александром Фатюшиным — он ...слишком красив для неё.
Нет. Не так. Его амплуа — лирический герой — такой, как хоккеист Гурин из «Москва слезам не верит». Ему в пару можно ставить Муравьёву, но невозможно видеть его рядом с остро-характерной Ахеджаковой.
Ещё? На вид он моложе своей бойкой супруги лет на десять (Впрочем, в реальности ещё больше - Лия 1938 года рождения, Александр — 1951-го).Рядом они смотрятся даже не комично, а — бессмысленно.
Я понимаю, что жизнь — разнообразна и такие пары встречались в 1970-х и уж точно попадаются нам теперь. Любовь не то, чтобы зла, она — иррациональна. Сознаю, что Верочка сделала себя из ничего — кокетством, походкой, модными вещами.
Не удивлюсь, если увела этого мото-парня у более красивой, скучноватой мямли, с которой уныло, тухло или - никак. А с Верой — как на вулкане, хотя, она мерзкая тётка с отвратным характером. Но, видимо, привлекает своими эскападами.
Это, к слову, один из популярных французских сюжетов — некрасивая, но многогранная или хотя бы взрывная, живенькая тётка завораживает интересного мужчину, рядом с которым она совсем не «монтируется» (допустим, «Арлетт» или «Слишком красивая для тебя»).
Однако в «Служебном романе» эта ветвь оказалась бы явно лишней — она перегрузила бы всю фабулу, точнее — перекосила бы её. В наших комедиях такой Верочке должен соответствовать кавалер формата «Муля, не нервируй меня!»
Впрочем, повторюсь — тема отношений Верочки не сделала бы историю насыщеннее. Больше — не значит лучше. В пьесе «Сослуживцы», по которой был создан фильм, Верочка общается по телефону со своими кавалерами и подругами — в спектакле мы не видим даже Алёну.
Zina Korzina (c)