Найти тему

Как я хотел быть физиком-ядерщиком

Жизнь так распорядилась, что я попал в Париже во французскую школу. Не стал ни филологом, ни историком французской культуры. Но то, что я получил учась в 6-10 лет во французской школе, а до этого в садике и живя во франкоязычной среде, оказалось огромным плюсом для моей профессии, для моего бизнеса, для всех моих свершений в будущем. Я нахаляву получил второй родной язык и много раз этим пользовался. Свезло.

Уже в Москве в классе, наверное, в 5 или 6 я заинтересовался сначала ботаникой, потом биологией, затем захотел быть генетиком, под конец школы увлекся химией. Еще в классе 7-8 в пионерском лагере мне попался учебник по ядерной физике, и я просто очаровался.
В предпоследнем классе школы я долго выбирал между вечерней школой при химфаке и физфаке. В итоге выбрал химфак и отходив целый год, плюнул и сказал: «Нет не хочу, хочу поступать на физфак».

Последний год в школе я уже практически не появлялся и, спасибо учителям, что они от меня ничего не требовали. Школа была спец.французская, преподаватели понимали, что дать им мне нечего, а я только буду доставать и мешать им, и постоянно поправлять их неправильное произношение))
Математичка и физичка видели, что школьную программу я понимаю полностью и занимаюсь с репетитором для поступления в МГУ. В школу в итоге я ходил только на уроки географии и литературы.

Надо отдать должное, что родители меня поддерживали в моем выборе. Мама у меня скрипачка, первая скрипка Большого театра, а бабушка была вообще первой женщиной-виолончелисткой в России. Но все очень рано убедились, что мне слон на ухо наступил, и как ни пыталась бабушка меня к чему-то музыкальному приобщить, мама встала грудью “не дам ребенку жизнь портить, как мне испортили!” и не отдала в музыкальную школу. Отец был дипломатом и считал, что ребенок должен думать сам, и соответственно, попыток как-то меня совратить в сторону МГиМО и дипломатии не предпринимал. Думаю, втайне он был бы рад, но относился к моему выбору полностью демократично, поддерживая все мои начинания и метания от биологии к физике.

Поступил я в итоге на физфак, хотя и не без приключений. Я завалил сочинение по русскому, получил 2 балла и пошел на апелляцию. Отец считал, что поступать должен сам, но когда чадо фактически провалило поступление, плюнул на принципы и попробовал стукнуться к своему другу академику Осипьяну просить помощи. Без толку, шло заседание Верховного Совета и выловить не смог. Уже потом, за рюмкой тот сказал ему: “Блин, Коля, дурак - ну сказал бы за две недели, ребенок без экзаменов поступил бы!”.
На апелляции я в слезах сказал: «У меня максимум по физике и математике, вы издеваетесь?». На что мне начальник комиссии сказал: «Ну ладно, вот здесь у вас была описка, а здесь мы вас неправильно поняли, вот у вас 3 с огромными двумя минусами». Представитель филфака, бывший в комиссии, начал было возмущаться, на что препод (который потом у нас вел линейку) сказал: «Нам не филологи нужны»))

Отучившись на физфаке 4 года, я понял, что вокруг полный крандец. Это были святые 90-е, и я решил, что не хочу руками таскать плутоний и не хочу уезжать ни в Иран, ни в Китай, ни даже в Штаты. Чтобы быть физиком-теоретиком, надо иметь очень усидчивую задницу и талант, а как раз усидчивости у меня не было.

Если вы смотрели «Теорию большого взрыва», вот как раз Шелдон – теоретик, а Леонард – экспериментатор. Я понимал, что мне в лучшем случае светит быть хреновым экспериментатором, а с другой стороны, я уже несколько лет зарабатывал деньги программированием и иногда это было больше, чем зарплата родителей. В итоге я перевелся на факультет вычислительной математики и закончил уже ВМК, а в дальнейшем плавно перешел в сторону экономики.

Здесь, конечно, огромная благодарность родителям, что не мешали мне выбирать. И при появлении собственных детей у меня подход остался таким же: дети имеют право на то, что они хотят.
Моя старшая дочка меня сказочно порадовала, продемонстрировав недюжинные математические способности, но проблема в том, что я всячески старался ей привить равноправие, феминизм и прочее, учил математике, программированию, рассказывал о звездах и ядерных реакторах. А она, зараза, очень красивая девочка, ей хотелось танцевать, она занималась в балетной школе и в итоге пошла в Плехановскую Академию в лицей. Ей там проще быть самой умной, чем в школе при МехМате напрягаться))

Сыну тоже даю возможность выбирать, но ни в коем случае не отлынивать от выбранного направления. Если решили, что ходим на доп.занятия, то ходим регулярно. Если честно, опасаюсь всех видов профессионального обучения маленьких детей, которые требуют большую вовлеченность, и выбора потом у ребенка не остается. Дети могут передумать несколько раз за свою жизнь, я видел это по старшей дочке и по себе.

Человек должен учиться постоянно и всю жизнь, это правильно. А ребенка нужно научить шевелить булками и не отлынивать. Сделать так, чтобы ему было интересно учиться и развиваться. Но вот что он выберет и куда пойдет - тут нужно его внимательно слушать, и все же не решать за него без его ведома.

Пост на Фейсбуке

Наука
7 млн интересуются