Найти тему
Мир в его многообразии

Остров Флорида: неоконченная история Поперечного канала

Оглавление

С момента открытия полуострова Флорида в начале XVI века и отмечая его необыкновенную вытянутость с севера на юг, мореплаватели Испанской империи мечтали о возможности сократить в разы путь, чтобы быстрее добраться с восточного берега полуострова на западный или наоборот. Идея создания морского канала через территорию полуострова Флорида, который позволил бы менее затратно и более стремительно перебраться судам из Атлантического океана в Мексиканский залив более четырёхсот лет витала в воздухе, пока в начале XX века её не решили претворить в жизнь.

Участок Флоридского (Поперечного) канала
Участок Флоридского (Поперечного) канала

Обеими руками "за"!

В начале XIX века, правительство Флориды забросало Конгресс США просьбами о выделении средств для строительства морского канала через территорию Флориды, обосновывая важность реализации данного грандиозного проекта необходимостью подстегнуть экономическое развитие Флориды посредством расширения её транспортной доступности и сокращение времени и стоимости на доставку грузов.

Карта-схема возможного маршрута Флоридского канала
Карта-схема возможного маршрута Флоридского канала
Правительство штата предлагало объединить реку Оклаваха, впадающую в Атлантический океан, с рекой Уитлакучи, впадающей в Мексиканский залив широким каналом, что позволило с наименьшими затратами для бюджета получить канал расширяющий транспортные возможности не только южного штата, но и целого государства. Учитывая тот факт, что Оклаваха впадает в реку Сент-Джонс, на котором располагается город Джэксонвилл - крупнейший морской порт Флориды, это позволило превратиться городу в Порт двух морей и придало дополнительный толчок для его развития. В целом, жители и руководство Флориды весьма настойчиво лоббировали идею строительства Флоридского канала.

Хорошее средство от "Великой депрессии"

Только в начале XX века стало наблюдаться продвижение от идеи к её воплощению. Правда, долго думали о назначении канала. Правительство Флориды предлагало соорудить канал с коммерческими целями, а значит простой и неглубокий, а вот в Вашингтоне всерьёз призадумались о стратегической важности гидросооружения, ведь по такому каналу можно будет оперативно перебрасывать флот из Атлантического океана в Мексиканский залив - получается аналог советского Беломорканала.

Строительство Флоридского канала в 1936 году
Строительство Флоридского канала в 1936 году
В 1935 году, президент США Франклин Делано Рузвельт, в рамках "Нового курса" выделяет пять миллионов долларов на строительства морского канала через территорию Флориды. Президент утвердил проект Министерства обороны США относительно назначения канала, отмечая его военный характер. Благодаря утвержденной глубине в 9 метров, каналу не требовалось сложная система шлюзов, что делало его простым и в строительстве, и в эксплуатации. Для строительства грандиозного канала, который по мнению Рузвельта "по своему величию должен превзойти Панамский канал", во Флориду завезли новейшую строительную технику и 6000 человек приступили к строительству.

Дорога ложка к обеду

Если в начале XIX века во Флориде грезили о Великом канале, то уже в том же 1935 году начали активно противиться процессу его создания. Владельцы цитрусовых плантаций весьма распереживались относительно возможного бегства рабочих на строительство канала, где хорошо платят, ведь кто тогда будет снимать апельсины? Учёные комиссии изучив проектную документацию канала пришли к выводу, что при такой большой его глубине неминуемо произойдёт засоление почвы на всём его протяжении, более того, уже само строительство разрушает уникальный известковый водоносный горизонт, а ведь и правда, Флорида славится своими родниками с невероятно чистой водой. Активисты зарождающихся экологических движений возмущались уничтожением реликтовых лесов вдоль трассы строящегося канала, при этом скромно умалчивая о том, что выпиливание тех самых лесов является серьёзной статьёй дохода казны Южного штата. В конечном итоге, крики всех недовольных во Флориде услышали в Конгрессе США и проект "заморозили" в 1937 году.

Строительство Флоридского канала в 1966 году
Строительство Флоридского канала в 1966 году

Сказка хороша, начинай сначала

Необходимость в канале поперёк Флориды прекрасно осознавали торговые компании, ведь подобная магистраль позволила сократить путь с Восточного берега Флориды на Западный на целых три дня, а это солидная экономия. Поэтому, в 1964 году проект Флоридского канала пересмотрели в сторону сокращения его глубины с 9 до 3,5 метров и шириной дна 45 метров. С одной стороны, это делало его более сложным в эксплуатации благодаря созданию множества шлюзов и водохранилищ, но с другой стороны, этот канал был бы наполнен только пресной водой, соответственно, никакого засоления почвы не будет.

"Гусеничная Дробилка"  или "Машина для очистки болот" образца 1968 года расчищает трассу будущего канала от деревьев. Механизм запросто валил и подминал под себя деревья с обхватом ствола до 2-х метров.  Активно использовалась во время войны во Вьетнаме, но вид работы подобного механизма на просторах Флориды поверг экологов в шоковое состояние
"Гусеничная Дробилка" или "Машина для очистки болот" образца 1968 года расчищает трассу будущего канала от деревьев. Механизм запросто валил и подминал под себя деревья с обхватом ствола до 2-х метров. Активно использовалась во время войны во Вьетнаме, но вид работы подобного механизма на просторах Флориды поверг экологов в шоковое состояние
Современное состояние канала. Некоторые участки используются по назначению
Современное состояние канала. Некоторые участки используются по назначению

В течение семи лет, Флоридский канал пытались довести до ума затратив на него ещё 75 миллионов долларов, но постоянные кляузы экологических организаций от имени жителей Флориды в Конгресс США привели к тому, что в 1971 году Конгресс решил в очередной раз заморозить строительство до 1991 года, но и по сей день статус строительства никому не известен. С одной стороны, противники строительства канала добились своего, но с другой стороны, вся земля вдоль трассы канала полностью выкуплена федеральным правительством, а это значит, что история Флоридского канала ещё не завершена. На данный момент, канал сооружён на 30% проектируемой длины, а некоторые его участки выделены для зон рекреации.

Рубрика "Невероятные проекты":
1. Железная дорога трёх Америк: от Аляски до Огненной Земли;
2. Канал трёх Великих рек. Идея единой речной системы Южной Америки;
3. Как соединить Сицилию с Италией: мост длиной в 2000 лет.

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!