Мотокросс - сложнейший технический вид спорта, требующий физической силы, выносливости, ловкости и дюжей решительности. Когда вы впервые выезжаете на трек, желательно иметь начальные представления о том, что вам предстоит испытать. В этой статье мы попробуем осветить наиболее важные моменты и дать некоторые советы, которые будут полезны новичкам.
Экипировка
Первое, что вы должны сделать перед выездом на трек – правильно экипироваться. Существует негласное правило: экипировка важна на случай аварии, а не для обычной езды. Но падения в мотоспорте случаются регулярно, а значит и защита должна соответствовать. Есть много вариантов экипа начального уровня. Главное, не экономьте на защите головы и ног - в этом случае лучше приобрести продукцию известного бренда. Также не забывайте, что понадобятся очки, панцирь, защита коленей, ну и, конечно же, перчатки, джерси и штаны.
Положение тела
Важным элементом для новичка является положение тела или «стойка», это основа правильной техники езды и контроля над байком. Для того, чтобы «слиться» с мотоциклом в единое целое, вам нужно всегда находиться в правильной позиции. В противном случае вы не сможете его контролировать.
Существуют три типа стоек (позиций) — передняя, средняя и задняя.
Передняя стойка нужна при разгоне, чтобы сбалансировать весом крутящий момент заднего колеса. Средняя — наиболее востребованная, т.к. чаще всего вы будете находиться именно в этом положении. Задняя стойка обычно используется при торможении задним колесом, чтобы максимально нагрузить «хвост» байка и обеспечить наилучший зацеп покрышки.
Для наилучшего результата во время езды и для обеспечения максимальной безопасности, спортсмены оттачивают данные позиции до автоматизма, что мы рекомендуем сделать и вам.
Тренировки
Чтобы совершенствоваться — нужно много тренироваться. Постоянная практика вырабатывает необходимые рефлексы и дает возможность прогнозировать поведение мотоцикла в различных ситуациях.
Но даже если вы не собираетесь стать профессионалом, все равно стоит воспользоваться услугами тренера, который сможет «поставить технику» и дать грамотные советы. Обучение правильной технике облегчит жизнь в долгосрочной перспективе и сохранит ваше здоровье.
Рациональная езда
Езда на мотоцикле - это умение владеть своим телом. Нужно научиться управлять мышцами. Во время заезда вы постоянно «таскаете» мотоцикл: вперед, назад, вбок и т.д. Посадка на мотоцикле должна быть рациональной, чтобы вы не тратили много сил на управление. Вам должно быть удобно и сидя, и стоя. Потому как если «что-то неудобно» — то придется затрачивать дополнительные силы. Эффективная и рациональная езда – это когда вы едете быстро, а сил затрачиваете — мало.
Ускорение и торможение
Разгон — также является одним из наиболее важных элементов мотокросса. Наклоняясь вперед при ускорении и назад при торможении — вы поддерживаете равновесие. Что касается торможения — это действие вы будете делать по прямой. Не нужно использовать тормоза слишком агрессивно. При использовании заднего тормоза или переключении передач, ваши ноги должны находиться на подножках по центру стопы. Также всегда держите по одному пальцу на рычагах переднего тормоза и сцепления.
Повороты
Поговорим о правильном прохождении поворотов. Существуют две основные техники. Одна — для сухого трека, другая — для влажных, сырых условий. Вне зависимости от того, какие условия, всегда держите локти поднятыми - только так вы сможете полностью контролировать байк. Если ваши локти подняты — вы лучше управляете ситуацией.
Чем более вязкая земля, тем более параллельно вы должны быть по отношению к мотоциклу. Таким образом, вы достигнете наилучшего сцепления и прекрасно пройдете поворот. В плоском повороте, с хорошо утрамбованным грунтом, перемещайте свою пятую точку на внешнюю сторону, тем самым препятствуя соскальзыванию заднего колеса и улучшая сцепление резины с сухой поверхностью. Когда вы так делаете, вы перемещаетесь на край мотоцикла, а ваш внешний локоть поднят. Все это делается единым движением.
Прыжки
Теперь поговорим о базовых техниках прыжков. Большинство людей остаются в нейтральной «атакующей» позиции над центром мотоцикла. Согните локти и колени, стойте крепко. Если вы остаетесь в центре, то есть в середине, и начинаете прыжок на большой скорости, не сбрасывая газ, то приземляться вы будете красиво и ровно. Так что нужно начинать прыжок в нейтральной позиции.
Еще один важный момент - это держать ровный газ на протяжении всего пути до вылета. Стоит постоянно держать ровный газ, не дергая его, иначе можно нарушить равновесие. Когда вы освоитесь — можно будет начать эксперименты с более резким разгоном прямо по вылету трамплина, такую технику используют опытные спортсмены.
Помимо классических прыжков «в стойке», стоит освоить прыжок сидя, когда вы сидите до самого конца вылета и встаете уже в полете, чтобы скорректировать траекторию приземления. Такая техника позволяет экономить силы, что особенно актуально во время гонок.
Важно! Учитесь прыгать на маленьких трамплинах (от простого к сложному) и никогда не переходите на сложные прыжки, пока не будете чувствовать себя уверенно и не освоите одиночный прыжок.
Ухаживайте за мотоциклом
После каждой поездки необходимо выполнить плановое ТО, чтобы всегда поддерживать ваш байк в рабочем состоянии. Если вы не профессиональный гонщик и у вас нет своего механика, то все вам придется делать самостоятельно. В первую очередь, мотоцикл должен быть чистым, потому что засохшая грязь приводит к окислению алюминиевых деталей и коррозии железных (например, стальной рамы). Следите за состоянием расходников: цепь и звезды, тормозные колодки, тросики и т.д., воздушным фильтром и давлением в шинах – это залог вашей безопасности и стабильной работы машины в целом. Не забывайте менять масло по моточасам и заливайте только качественный бензин от известных марок.
Отдых, физ. подготовка и питание
Мотокросс - тяжелый вид спорта. Он утомляет как психологически, так и физически. Если вы видели какие-нибудь интервью или документальные видео о подготовке профессиональных гонщиков — то знаете, что физическая и умственная концентрация имеет жизненно важное значение в мотокроссе. Правильно построенный процесс физ. подготовки, питания и отдыха помогут вам находиться в хорошей физической форме.
Подведем итоги
Никогда не выезжайте на трек без защитной экипировки, не ездите за пределами своих возможностей, занимайтесь только с квалифицированным тренером, не пренебрегайте ОФП, правильно питайтесь и отдыхайте.
Если вы хотите достичь определенных результатов в мотокроссе, то должны слушать, постоянно учиться, много работать и не жалеть себя. В таком случае вы добьетесь успеха, а гонки будут приносить настоящее удовольствие.