Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.10): ПОЧЕМУ ИИСУС СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ?

Оглавление

(Евр. 2:14–18)

Вот один из важных вопросов, который можно задать об Иисусе: «Почему Иисус стал человеком?» В нашем тексте мы найдём три волнующих ответа на этот вопрос.

ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ СИЛУ СМЕРТИ (2:14, 15)

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые из страха перед смертью всю жизнь были подвержены рабству».

Так как это была воля Бога, чтобы Христос и Его «дети» стали одной семьёй и имели одну природу, необходимо было Христу познать человеческую жизнь, включая смерть. Он воспринял человеческую природу, так что ни в чём не отличался от нас. Слово «причастны» происходит от койнониа, обычного греческого слова, означающего «общение».

В Слове Жизни сказано: «Если же дети эти наделены плотью и кровью, то и Он сам получил человеческую природу…» (ст. 14). Две глагольные формы, «наделены» и «получил», несут на себе два разных акцента. Первой «отмечена общая природа, отличающая людей во всё время существования рода человеческого», а вторая выражает «добровольное принятие человеческой природы» (Уэсткотт). Докетизм, раннехристианская ересь, учил, что Иисус только казался человеком, а на самом деле не был причастен плоти и крови. Слово «докетизм» происходит от греческого слова докео, что означает «казаться». Послание к евреям навсегда опровергает эту точку зрения, показывая, что Его искушения были настоящими (4:14–16; 5:8).

Мы можем не знать, что такое «сила смерти», но мы знаем, что она разлучает людей с Богом. Поэтому лжецы являются слугами сатаны, который есть отец лжи и лжецов (Ин. 8:44). Сатана спровоцировал грех, а грех приводит к смерти (Рим. 6:23; Еф. 2:1). Греша, мы умираем духовно, но в контексте данного стиха, похоже, говорится о смерти физической. Сатана — властелин той области, где царит мрак и смерть (см. Кол. 1:13, 14). Поражение сатане было нанесено воскресением Иисуса, о котором в этом послании упоминается лишь в финальных стихах (13:20), хотя и подразумевается в 6:1, 2.

«Слово стало плотью» (Ин. 1:14) для той же цели — лишить сатану этой силы. Слово, переведённое как «лишить силы» (катаргео), не означает «уничтожить», как даётся в Восстановительном Переводе. Скорее, оно означает «приводить в состояние бесполезности» или «сводить на нет». Иоанн о силе сатаны сказал то же самое. В 1 Ин. 3:8 нам сообщается, что «для этого-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола». Только Иисус мог прожить совершенную жизнь и таким образом разрушить замысел сатаны. Он связал сатану силою Своей жизни и Слова Божьего (Мф. 4:1–11). Ему необходимо было связать сатану, чтобы Он смог изгонять бесов (Мф. 12:22–29). Финальное свержение сатаны также описывается как связывание. В Отк. 20:7–10, по всей видимости, описывается его последнее поражение, так как после этого он «ввержен в озеро огненное и серное».

В том, что Иисус стал смертным, чтобы победить смерть, состоит величайший парадокс. Только находящимся во Христе Иисус дарует победу над сатаной, смертью и могилой (1 Кор. 15:55–58).

Страх смерти силён (ст. 15). Он заставляет людей совершать такие вещи, делать какие их не вынудило бы ничто другое. Некоторые мужественные души, обладающие великой верой, предпочтут смерть бесчестью, но для большинства страх смерти является мощным инструментом принуждения. Если Христос избавил нас от этого, то никто уже не сможет заставить нас делать зло под страхом или угрозой смерти. «Избавить» в стихе 15 — слово апаллаксэ, которое ещё используется только Лукой. Переводится оно в Лк. 12:58 как «освободиться» и в Деян. 19:12 «прекращались». Слово означает «освобождать от греха, в частности искуплением». Если вера человека достаточно сильна, чтобы победить ужасы смерти, тогда она даёт твёрдую убеждённость в спасающей вере. Тому, кто подходит к реке смерти в союзе с Христом, не нужно бояться её. Действительно, смерти больше не будет: «и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам» (Лк. 20:36). Мартину Лютеру принадлежит высказывание: «Тот, кто боится смерти или не желает умереть, не достаточно христианин. Таким людям пока ещё не хватает веры в воскресение, и любят они эту жизнь больше, чем будущую».

Иоанн Златоуст критиковал шумные публичные стенания, которыми отличались христианские похороны в его дни:

«Когда я смотрю на причитания в общественных местах, стенания над теми, кто ушёл из этой жизни, вой и всякое другое непристойное поведение, мне стыдно перед язычниками, и иудеями, и еретиками, которые видят это, и, воистину, перед всеми, кто из-за этого относится к нам со смехом и презрением. …Да благословит вас Бог тем, чтобы вой и стенания не сопровождали ваш уход из жизни!»

Он считал, что склонность к безутешному плачу из-за смерти любимого создаёт неверующих.

Альберт Барнс выдвинул две причины, по которым Бог вложил в человека страх смерти. Во-первых, страх заставляет людей готовиться к смерти. Если бы нам была безразлична смерть, то мы бы пренебрегли необходимыми приготовлениями. Во-вторых, страх отпугивает людей от самоубийства. Отчаяние может заставить не боящихся смерти лишить себя жизни. Неверные и непокорные должны бояться «второй смерти» (Отк. 20:14, 15; 21:8).

Как сильная вера помогает христианам не бояться смерти? Во-первых, она даёт твёрдую убеждённость в том, что их дом на небесах (2 Кор. 5:1). Во-вторых, она вырывает жало смерти (1 Кор. 15:54, 55). В-третьих, она даёт надежду на вечность, которая «несравненно лучше», чем жизнь на земле (Фил. 1:22, 23). Сам Давид, должно быть, только с возрастом приобрёл эту уверенность (Пс. 22:4). Иудеям, жившим под Ветхим Заветом, никогда не удавалось до конца избавиться от этого страха. Мидраш содержит следующее утверждение: «В этой жизни смерть никогда не позволит человеку быть счастливым». Греческий драматург Еврипид (485–406 до н.э.) писал, что человек, не боящийся смерти, никогда не сможет быть по-настоящему рабом. Своим воскресением Иисус освободил всё человечество от такого рабства. Благодаря тому, что Он восстал из могилы, мы знаем, что и мы восстанем тоже!

ЧТОБЫ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ СЕМЕНИ АВРААМОВУ (2:16)

«Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово».

«Ибо не ангелов восприемлет Он» (ст. 16) буквально означает «Он ухватился не за» ангелов. Тот же самый глагол используется в Евр. 8:9, где Бог «взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской». Он «ухватился», чтобы помочь. В Восстановительном Переводе даётся такой перевод: «Ибо, конечно же, не ангелам Он оказывает помощь, а оказывает помощь семени [потомкам] Авраама». За что «ухватился» Иисус? Он «ухватился» за «нашу человеческую природу и усвоил её Себе» (Хьюз); по этой причине Филип Хьюз считал этот стих веским текстом о воплощении Христа.

Иисус жил как человек, чтобы помочь людям, которые здесь названы «семенем Авраамовым» (ст. 16). Это выражение относится не только к иудеям, но ко всем, что по вере стали детьми Божьими. Верные под Ветхим Заветом «не без нас» достигли совершенства (11:40). Эту концепцию поддерживает и Павел, ибо в Гал. 3:7, 26–29 «верующие» называются «сынами Авраамовыми». Главная истина, подчёркнутая Павлом, состоит в том, что «сыны Божии по вере» — это те, что «были крещены в Христа» (Гал. 3:26, 27; Восстановительный Перевод). Все христиане — духовные потомки отца верных, Авраама.

Стих 16 — последний из относящихся к рассуждению о том, что ангелы ниже Христа по положению и что благословения от ангелов также ниже тех, что мы получаем во Христе, хотя об ангелах снова говорится в 13:2. Это делается не для того, чтобы повторить, что Христос принял человеческую природу, но чтобы объяснить, почему Он сделал это. Его не интересовала помощь ангелам, и не ангелов пришёл Он искупить; Он пришёл, чтобы помочь нам. Поскольку ангелам принадлежат все преимущества небес, нам кажется, что им не нужна Его помощь. Однако если они согрешили, они нуждаются в большей помощи, чем Он предложил (2 Пет. 2:4). Согрешившие ангелы, наверняка, поступили так, полностью сознавая, что они делали, тогда как человек был обманут. По этой причине верующему человеку дана надежда на прощение. «Если бы Иисус был ангелом… тогда Он, возможно, помогал бы ангелам; но так как Он помогает людям, то, значит, Он не мог быть ангелом» (Монтефиоре).

ЧТОБЫ БЫТЬ НАШИМ МИЛОСТИВЫМ И ВЕРНЫМ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ (2:17, 18)

«Поэтому Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь».

Для того, чтобы Христу помогать семени Авраамову, «Он должен был во всём уподобиться [нам]». Стих 17 говорит, что Он уподобился нам «во всём». Подобно нам, Он познал все возможные страдания (4:14, 15). Подумайте о тех искушениях, которые Он пережил: был искушаем бедностью, соотечественниками, даже Своими братьями и матерью; друзьями, действующими из самых лучших побуждений; сатаной; физическими страданиями, когда был покинут Богом. «Если сравнивать с нами, то мы лишь взглянули на поверхность чёрного моря искушений, а Иисус нырнул в его глубины. Он знает всё. Он обличает сатану в нашей жизни» (Дрейпер). Пострадав, Он по-настоящему сочувствует нам; Он совершенный посредник. Он претерпел всё это, чтобы стать нашим верным и милостивым Первосвященником.

Здесь впервые в Писаниях слово «Первосвященник» применено непосредственно к Христу. Иудейское первосвященство должно было ещё существовать во время написания этого послания; это можно заключить из рассуждения о превосходстве Христа в силе и значении. Постоянная привлекательность этой яркой и доминирующей должности в иудаизме уводила некоторых обратно к старому завету.

Вся задача Христа в служении нашим Первосвященником состояла в том, чтобы «принести умилостивление за наши грехи». «Умилостивление» (ст. 17) — это «искупление» (Российское Библейское Общество). Принося жертву, иудейский первосвященник совершал символическое действие; но его действие не могло по-настоящему изгладить грех. Его должность и его задача были, скорее, ритуальными, сродни ношению священного одеяния, необходимости быть преемником Аарона, а в первом столетии так даже и участию в судебных делах народа; всё это служило прообразом более превосходной работы Христа.

«Умилостивить» — это перевод слова хиласкомай, означающего «умиротворять, успокаивать, ублажать». Данным словом называли то, что делали греки, чтобы успокоить гнев своих богов — идея, чуждая для Нового Завета. Септуагинта тем же словом называет крышку ковчега (в Евр. 9:5 названную «очистилищем»), которая окроплялась кровью жертвы за грех в День очищения (Исх. 25:16–22). В смерти Христа Бог удовлетворял требования Своей святости.

Раз в году первосвященник входил в святое место, чтобы совершить очищение за грехи людей. Считается, что в первом столетии единственный раз, когда произносилось священное имя «Яхве», было на Йом-Киппур (День очищения). Неудивительно, что его правильное произнесение было забыто! Наше современное слово «Иегова» — это лишь некий гибридный термин, далеко не всеми принимаемый в качестве правильного звучания.

Важная цель послания состоит в том, чтобы показать, что иудейский первосвященник был ниже — хотя и являлся прообразом — Иисуса, Который добыл для нас искупление. Во Христе мы «сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21). Его воплощение было необходимо как средство умилостивления за грехи. Оно требовало большей жертвы, чем любой первосвященник из людей мог принести во искупление греха.

Пока мы не получим прощение за то, что мы сделали и чего стыдимся, мы не можем как следует понять значение того, что сделал Иисус. Хотя Христос мог бы понять нашу ситуацию, не умирая за нас, нам было бы намного сложнее поверить в Его сочувствие, если бы Он не пришёл. «Картина стоит тысячи слов, но показ стоит десятков тысяч слов. Вот почему Иисус пришёл на землю» (Хьюлетт). Он показал Свою любовь, претерпев все наши муки; поэтому Он знает, как прийти нам на помощь, когда мы подвергаемся искушениям. Роберт Миллиган хорошо выразил то, что пережил Иисус:

«Рождённый в хлеву, положенный в ясли вместо колыбели, воспитанный… крестьянином, Он приступил к выполнению своих общественных обязанностей при самых сложных и удручающих обстоятельствах. Сатана искушал Его; книжники и фарисеи высмеивали и преследовали Его; даже Его друзья и братья покинули Его. Но Он не изменил Своей цели».

Он мог иным способом получить силу помогать, но сейчас Он лучше подготовлен, чтобы сочувствовать нам.

Слова «помочь» или «приходить на помощь» (боетео) могут означать «оказывать помощь, когда она необходима» (Уирсби). «Верный» и «первосвященник» — слова-связки, соединяющие данные стихи с тем, что следует сразу вслед за ними в 3:1, 2.

Христос помогает тем, кто подвергается искушениям (ст. 18). Адресаты этого послания, должно быть, испытывали очень сильное искушение вернуться в иудаизм, но автор письма призывает их не делать это. Он говорит им, что их Первосвященник во всём Своём небесном великолепии находится в непосредственном присутствии Бога и ходатайствует за них (Евр. 7:25). Но ещё больше воодушевляет знание того, что Он был искушаем, как мы. Насколько мы верим этому факту, настолько сильна наша вера!

СМЕРТЬ: ГЛАВНАЯ СИЛА САТАНЫ (2:14, 15)

Смерть неминуема для всех, кроме последнего поколения людей, которые будут жить на земле во время возвращения Христа (Евр. 9:27; 1 Фес. 4:13–17). У людей, которые серьёзно задумываются о смерти, но имеют мало веры, могут появиться беспричинные страхи. Бояться смерти естественно, но необязательно.

В юности меня шокировало лёгкое отношение моей бабушки к смерти. Как-то, сидя на крыльце перед своим домом, она сказала: «Я совершенно готова умереть. Я просто жду. Я не испытываю страха перед ней». Её вера достигла такого уровня, когда она хотела, чтобы это случилось; она была твёрдо уверена, что её Пастырь будет с ней, когда она пойдёт «долиной смертной тени». Я тогда хотел иметь такую же уверенность, но у меня её не было. Сейчас, более чем тридцать пять лет спустя, я приблизился к ней, но, честно говоря, я не уверен, что моя вера достигла того уровня.

В августе 1999 г. меня срочно госпитализировали с такой высокой температурой, что я подумал, что это смерть уже стучится ко мне. Однако, находясь в караване из трёх машин, где находились моя жена, все мои дети и зять, я почувствовал такую умиротворённость, какой не ожидал. Я подумал: «Если пришла моя очередь, то я не могу придумать лучшего варианта, как когда со мной моя вера в Бога и мои дети». Тот случай и ещё автокатастрофа, чуть не закончившаяся летальным исходом за несколько лет до него, заставили меня думать о смерти серьёзнее. Моя вера в Иисуса действительно помогла мне избавиться от страха смерти. С возрастом мы задумываемся о смерти чаще, особенно когда некоторые из наших друзей покидают этот мир. Время и опыт могут помочь нам подготовиться к смерти, а те два события можно считать благословениями от Бога, хотя на тот момент они могли показаться очень тяжёлыми (Рим. 8:28). Вера и уверенность в Божьих обетованиях могут дать нам то утешение, в котором мы нуждаемся.

ПОЧЕМУ ВИДИМОЕ ПОРАЖЕНИЕ ОБРАТИЛОСЬ В ПОБЕДУ (2:14, 15)

Следующие слова Брюса красноречиво говорят о победе Христа в Его воскресении:

«Если смерть когда и казалась победительницей, то это было тогда, когда Иисус из Назарета, не признанный Своим народом, покинутый Своими учениками, казнённый могуществом имперского Рима, испустил дух на кресте. Некоторые даже признали в Его крике боли и одиночества жалобу на то, что даже Бог оставил Его. Его верные последователи с уверенностью ожидали, что Он был предназначенным освободителем Израиля; но Он умер — не как Иуда Галилеянин или Иуда Маккавей, на передовой борьбы с языческими угнетателями Израиля, а в явной слабости и позоре, — и их надежды умерли вместе с Ним. Если когда какое дело и было проиграно, то это было Его дело; если когда силы зла и торжествовали победу, то это было тогда. И тем не менее в пределах всего лишь одного поколения Его последователи уже с ликованием провозглашали распятого Иисуса победителем смерти и утверждали, подобно нашему автору, что Своей смертью Он лишил силы бывшего господина смерти. Ключи от смерти и ада с того момента находятся в крепкой руке Иисуса, ибо Он… захватил крепость сильного, разоружил его, крепко-накрепко связал его и отнял у него его трофей».

Вера тысяч людей в то, что Иисус воскрес из мёртвых, привела к образованию церкви — в том самом городе, где Он умер. Это произошло не через сто или двести лет, а всего лишь через пятьдесят дней после этого! Такая вера ярко свидетельствует об их триумфальной жизни и вести. Из-за смерти Иисуса они потеряли всякую надежду (Лк. 24:21), но она ожила благодаря Его воскресению. Если такая вера будет у нас, то нам удастся достигнуть вечного покоя.

Победу делает возможной воскресение, подразумеваемое в 2:14, 15. Почему мы верим в воскресение Иисуса? Апологеты выдвигают много причин, но самые лучшие всегда — это самые простые. Карла Барта однажды спросил профессор скептик из Восточной Германии: «Как такой образованный, цивилизованный, интеллигентный человек, как вы, может верить в воскресение?» Барт ответил: «Потому, мой друг, что это сказала мне моя мать». У него, должно быть, была любящая мать, которая безоговорочно верила в Библию. Её вера стала его верой. Я уверен, что со временем у него появились и другие, возможно лучшие, доводы для принятия Воскресения; но он уверенно стоял на пути, ведущем к вере, на который его мать поставила в детстве.

Если мы утратим эту убеждённость, то мы потеряем всякую надежду на будущее. Давайте держаться изначального евангелия и его неувядающей надежды.

ЧТО ИИСУС ПРИНЁС НАМ (2:14, 15)

Несколько лет назад журнал «Ридерс Дайджест» перепечатал один раздел из книги под названием «Дитя мира». В ней описывалось, как миссионер в дебрях Новой Гвинеи пытался установить мир между двумя враждующими племенами. Он узнал об их древнем обычае, давно забытом, который назывался «дитя мира». Семья из одного племени доверяла своего младенца семье из враждебного племени, а те, в свою очередь, делали то же с одним из своих детей. Это связывало племена между собой через детей и гарантировало мир. Узнав об этой традиции, миссионер провёл аналогию, с помощью которой описал то, что сделал Иисус. Как Божье Дитя мира, Он был послан в мир, чтобы отдать Себя за наши грехи и тем самым ввести нас в мирные отношения с Тем, Кого восстановили против нас наши грехи (Еф. 2:14).

У. Б. Уэст привёл следующий пример. Мать пришла, чтобы утешить другую мать, которая недавно потеряла ребёнка. Она красиво говорила о страданиях, выпавших на долю скорбящей матери, но той от этого было не легче. Другая пришла и говорила нескладно, но она сказала: «Мне знакомо твоё горе: на кладбище есть маленькая могилка, где я тоже похоронила одного из моих малышей». Брат Уэст прокомментировал: «Её сочувствие значило намного больше».

Иисус принёс нам возможность душевного спокойствия, удовлетворённости и мира с самими собой и с Богом. Нельзя представить себе большего благословения. «Это единственное, что может не только действительно избавить от страха смерти, но и гарантировать следующее: пробудить в человеке готовность жить в любых обстоятельствах, в какие только Бог пожелает поместить его» (Барнс).

Мирские люди предпринимают жалкие попытки убежать от смерти:

«Они стараются, насколько это возможно, никогда не думать о ней; а когда эта мысль вынужденно является к ним, они впадают в панику. Они стараются отогнать её. Они путешествуют [по другим странам]; они окунаются с головой в бизнес; они занимают мысли всякой ерундой; они топят свои страхи в алкоголе; но всё это, как правило, делает смерть ещё ужаснее и страшнее, когда наступает реальность» (Барнс).

«Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22).

Христиане могут видеть светлую сторону смерти: «Когда мы подходим к пределу своих человеческих возможностей, когда кажется, что уже не осталось никаких сил — ни моральных, ни физических, Христос приходит к Своим “сыновьям” с обещанием, что Он имеет все полномочия привести их к Его конечной славе». В то время как наши современники не могут справиться с бременем жизни и смерти, Иисус «способен помочь нам в момент сильнейшего искушения… Он способен удержать нас от духовного краха и представить нас вечному Богу как Своих искупленных детей» (Браун). Знание Того, кто может сделать всё это, помогает нам победить страх смерти.

«МОЖЕТ И ИСКУШАЕМЫМ ПОМОЧЬ» (2:18)

Подобно любящему родителю, Иисус оказывает помощь, когда в ней нуждаются Божьи дети. Она может не прийти точно в тот момент, когда мы хотим получить её или когда думаем, что она должна прийти, но она приходит, часто таким образом, каким мы и представить себе не могли. Ярким примером этого недавно было для меня наблюдать, как наша дочь немедленно бросалась на помощь к своим малышкам даже тогда, когда какая-нибудь из них только лишь начинала хныкать. Во время её частых визитов (за помощью, которую она получала от матери в своём тяжёлом труде по уходу за маленькими двойняшками) я обнаружил, что проявляю больше «немедленного сочувствия», чем я проявлял к своим собственным детям в прошлом.

Иисус поступает так же. Он помогает нам, потому что знает, что значит быть искушаемым сатаной, который избавил бы Его от креста, если бы Он поддался его искушениям (Мф. 4:8, 9). Он укорил Петра за то, что тот поддался духу сатаны (Мф. 16:21–23), и Он призывал учеников молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению, ибо Он знал, что Ему вскоре предстоит именно это (Лк. 22:39–46). Он ходатайствует за нас перед Отцом, чтобы мы устояли перед соблазнами сатаны и не погибли (Лк. 22:31, 32; Евр. 7:25).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иисус на некоторое время разделил с нами нашу человеческую природу, чтобы получить право быть нашим совершенным Первосвященником. Он достаточно долго был умалён пред ангелами, чтобы понять физическую сторону искушения и страдания. Прожив, а затем умерев как часть Своего творения, Он стал способен порвать узы смерти. Его готовность подвергнуться земным испытаниям и даже распятию вместо нас свидетельствует о Его непревзойдённой любви к нам. Какими потерянными были бы мы без Его искупления! Как радостно осознавать, что Он продолжает ходатайствовать за Своих детей!

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы