Представители восточных направлений (каратэ, ушу) иногда критикуют ММА. Чаще всего эскапады в адрес молодого спорта указывают на то, что критики знакомы со смешанными единоборствами по паре видеокассет в начале 90-х.
Недавно я с удивлением посмотрел рассуждение известного мастера ушу Глеба Музрукова о ММА. Критика, на мой взгляд, необъективная.
Например, на 14:44 ушуист говорил о том, что «мало кто из бойцов, которые выступают в этом формате (ММА) умеют делать болевые на руку». Судя по тому. что показал Музруков, он имел в виду болевой "американа" или "узел плеча". Однако это- довольно популярный прием и, вопреки словам мастера ушу, его умеет делать практически любой, кто хотя бы пару месяцев позанимался ММА или БЖЖ. Предлагаю посмотреть нарезку финишей болевым, который "мало кто умеет делать":
Причины критики довольно просто объяснить.
Для начала предлагаю угадать, о каком виде единоборств идет речь в трех цитатах? Название вида единоборств скрыто ***.
1. *** в том виде, в каком им часто занимаются, проповедует культ насилия, бездуховности.
2. Наша гуманистическая культура выработала много правил, цель которых- защитить слабого. Истин о том, что лежачего не бьют, что нечестно бить в спину потому и кажутся привычными, что глубоко вошли в наше сознание. А в *** можно без стеснения бить лежачего.
3.*** резко отличается от других видов спорта тем, что подчинено нанесению вреда человеку.
Казалось бы, что это современная критика ММА, но, это- дословные цитаты из советских газет о каратэ. Именно каратэ 40 лет назад обвиняли в культе насилия и том, что там учат бить лежачего. Парадоксально, но сейчас представители каратэ и других единоборств теми же словами ругают ММА.
О каратэ высказывались самбисты. В 1987 году в журнале «Наука и жизнь» вышла статья известного историка самбо М.Н. Лукашева. Вот что автор писал о каратэ:
«Хотя каратэ обычно именуют борьбой, в действительности это не борьба, а система боя. В отличие от боевого самбо, где достаточно широко представлены не только удары, но и разнообразные действенные приемы (в том числе, против ударов), в каратэ приемы почти не применяются».
Очевидно в те годы М. Лукашев знал о каратэ не больше, чем современные каратисты- о ММА.
Лукашев также напоминал о том, что на всей территории СССР каратэ запрещено, «как не имеющий отношения к спорту рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие».
Также широко цитируются слова А.А. Харлампиева о каратэ:
«Что лучше, самбо или дзюдо, самбо или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. СИСТЕМА САМБО впитала в себя всё лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты».
От критиков доставалось и самбистам. В книге «Жизнь и деятельность Анатолия Аркадьевича Харлампиева» можно узнать, с какими трудностями в послевоенные годы приходилось отстаивать само существование самбо.
Осенью 1946 года начальник учебно-спортивного отдела Московского комитета физкультуры и спорта Готлих заявил о самбо: «Такой вид спорта никогда не культивировался и не будет культивироваться»
Мастер спорта Н.Галковский предложил упразднить самбо на том основании, что…. «бороться в одежде негигиенично» (стр.217).
В 1952 году самбо хотели убрать из Единой всесоюзной квалификации, а самбистов хотели лишит спортивных разрядов и званий.
В 1953 году начальник Учебно-спортивного управления ВКФКиС Н. Сорокин заявил: «В Олимпийских играх нет борьбы самбо, нет и международных федераций- первенство по самбо устраивать не будем!».
Самбо предлагали оставить только для силовых структур и заявлялось, что «для профсоюзной массы, студенчества, колхозников и т.д. борьба самбо не нужна!». (стр. 233).
Причина «наезда» на самбо вполне понятна: СССР были нужны медали по олимпийским видам борьбы: вольной и греко-римской (тогда их называли вольноамериканской и классической/ французской борьбой). Вместо залов борьбы часть молодежи могла пойти в секции самбо, поэтому и была довольно странная критика вроде «негиеничности борьбы в одежде».
В 70-80-ые годы в клубы каратэ уже шел отток из секций самбо. Известный пропагандист карате Николай Коровин вспоминает, что ушел заниматься карате, когда был уже КМС по самбо. Пример Коровина был не единственным и часто представители самбо и дзюдо переходили в каратэ.
Сейчас, на фоне популярности ММА, идет отток из секций восточных единоборств. Каждый год ко мне в группу ММА приходят люди, имеющие 3-5 лет стажа тренировок по каратэ или ушу. Иногда и родители приводят бывших каратистов и ушуистов на тренировку для того, чтобы «ребенок научился чему-то более серьезному».
Поэтому основная причина критики других единоборств, на мой взгляд, это страх перед новым видом, в который перебегут ученики. Так было в 50-е, когда ругали самбо, в 70-е, когда ругали каратэ, и в наше время, когда ругают ММА.