Найти в Дзене
ЗенФинансист

Это нужно знать! Кратко про суть поправок в конституцию РФ 2020

Оглавление

Поправки в Конституции 2020 года меняют положения главного закона государства, поэтому процедура их внесения является довольно сложной. Изменения уже приняли Госдума и Совет Федерации, одобрили парламенты субъектов федерации и проверил Конституционный суд. Остался последний шаг – 1 июля 2020 года состоится общероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ. Изначально планировалось провести голосование 22 апреля 2020 года, однако из-за неблагоприятной эпидемической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции, мероприятие пришлось перенести.

Сегодня расскажем о поправках, которые будут внесены в Конституцию в том случае, если за них проголосует более 50% граждан России, принявших участие в голосовании (п. 5 ст. 3 Закона о поправке к Конституции «О совершенствовании…» от 14.03.2020 № 1-ФКЗ), а также о том, в каком виде эти поправки будут вынесены на голосование.

Список изменений с пояснениями

Ниже приведем список предлагаемых изменений в Конституцию – в том виде, который они будут иметь после успешного завершения народного голосования. Обратите внимание – голосование будет пакетным. На избирательном участке вы сможете одобрить или не одобрить все поправки сразу; согласиться с одними изменениями и отказаться от принятия других не получится.

Защита суверенитета РФ

На территории страны могут создаваться федеральные территории. РФ самостоятельно обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности государства (ст. 67).

Правопреемственность РФ, защита исторической правды и создание условий для развития детей

Российская Федерация (ст. 67.1):

  • является правопреемником СССР в международных отношениях;
  • признает исторически сложившееся государственное единство;
  • уважительно относится к подвигу защитников Отечества;
  • создает условия, способствующие духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей

Статус государственного языка и культуры

Русский язык – язык государствообразующего народа. Культура России – ее уникальное наследие, поддерживаемое и охраняемое государством (ст. 68).

Защита культурной самобытности народов РФ и поддержка соотечественников, находящихся за пределами страны

Российская Федерация (ст. 69):

  • защищает культурную самобытность всех народов страны;
  • поддерживает соотечественников, находящихся за рубежом, с целью сохранения культурной общности.

Определение места пребывания федеральных органов госвласти

Местом постоянного размещения некоторых федеральных органов власти может быть не Москва, а другой город, определенный федеральным законодательством (ст. 70).

Установление ограничений для госслужащих

Определяется перечень ограничений для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности – им нельзя (ст. 71):

  • иметь гражданство иностранного государства или вид на жительство в нем;
  • открывать счета и вклады, хранить деньги и ценности в банках, расположенных на территории иностранного государства.

Защита материнства, отцовства, детства и института семьи и брака

В перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, включаются (ст. 72):

  • координация вопросов здравоохранения (в т. ч. предоставление качественной и своевременной медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья граждан, оказание мер социальной поддержки и пр.);
  • защита интересов семьи (в т. ч. материнства, отцовства и детства, а также института брака в целом).

Гарантия установления минимального размера оплаты труда, пенсий и социальных пособий

Российская Федерация гарантирует (ст. 75):

  • заработную плату в размере не меньше установленного в стране прожиточного минимума;
  • ежегодную индексацию пенсий;
  • обеспечение социальной поддержки граждан.

Повышение благосостояния граждан

РФ создает условия для повышения уровня жизни населения, защищает права и интересы человека труда (ст. 75.1).

Установление требований к руководителю региона, руководителю федерального государственного органа (в том числе органа исполнительной власти)

Руководителем региона/федерального государственного органа может стать человек (ст. 77, 78, 110):

  • в возрасте 30 лет и старше;
  • постоянно проживающий в РФ, не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве.

Кроме того, руководителю запрещается иметь вклады, хранить деньги и ценности в банках на территории иностранных государств.

Определение приоритета положений Конституции над положениями международных договоров

Решения, принятые межгосударственными органами на основании действующих международных договоров, но противоречащие Конституции РФ, не подлежат исполнению на территории России (ст. 79).

Изменение порядка избрания Президента РФ и требований к лицу, занимающему эту должность

Президентом России может стать человек в возрасте 35 лет и старше, проживший на территории страны не менее 25 лет, не имевший и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство. Президенту нельзя иметь счета и вклады, а также хранить деньги и ценности в иностранных банках. Правило о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента в течение более чем двух сроков, не применяется к Президенту, находящемуся на посту в момент вступления поправок в силу (ст. 81).

Изменение круга полномочий Президента

Президент будет (ст. 83):

  • назначать главу Правительства (кандидатура которого предварительно будет утверждена Госдумой);
  • назначать вице-премьеров и министров (за исключением министров силовых ведомств, иностранных дел, юстиции и МЧС – их Президент будет назначать после консультации с Советом Федерации);
  • представлять Совету Федерации кандидатов в руководители Конституционного и Верховного судов и их заместителей, а также судей Верховного суда;
  • формировать Государственный совет и Совет безопасности РФ.

Президент, прекративший исполнение полномочий, обладает неприкосновенностью (ст. 92.1).

Изменение правил формирования Федерального собрания

В состав Федерального собрания войдут (ст. 95):

  • по два представителя от каждого региона России;
  • Президент РФ, прекративший исполнение полномочий – пожизненно;
  • не более 30 представителей РФ, назначаемых Президентом, причем не более 7 из них – пожизненно.

Расширение перечня вопросов, находящихся в ведении Совета Федерации

Совет Федерации вправе (ст. 102):

  • лишить прекратившего исполнение полномочий Президента РФ неприкосновенности;
  • назначить Председателя, его заместителя и судей Конституционного и Верховного судов РФ;
  • проводить консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Изменение процедуры принятия Федерального закона

Президент вправе обратиться в Конституционный суд с требованием о проверке конституционности Федерального закона (ст. 107).

Изменение процедуры назначения Председателя Правительства РФ

Устанавливаются сроки, с соблюдением которых происходит представление кандидатуры Председателя Правительства РФ Президентом РФ (ст. 111).

Изменение процедуры формирования Правительства РФ

Определяется новый порядок формирования Правительства, а также порядок действий в случае, если Госдума отклоняет предложенный к утверждению состав органа исполнительной власти (ст. 112).

Расширение перечня вопросов, находящихся в ведении Правительства РФ

В частности, Правительство РФ будет (ст. 114):

  • поддерживать научно-техническое развитие страны;
  • обеспечивать полноценное функционирование системы социальной защиты инвалидов;
  • содействовать развитию частного предпринимательства и пр.

Расширение перечня полномочий Конституционного Суда

Конституционный суд сможет (ст. 125):

  • проверять конституционность законопроектов;
  • проверять конституционность законов субъектов РФ до их обнародования;
  • разрешать вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов и пр.

Определение порядка формирования судов в РФ

Устанавливаются правила назначения судей в судах разных уровней (ст. 128).

Определение статуса Прокуратуры РФ

Определяются полномочия Прокуратуры, порядок назначения прокуроров разных уровней и их освобождения от должности (ст. 129).

Определение положения органов местного самоуправления в системе исполнительной власти

Устанавливается порядок определения территории муниципального образования и особенности осуществления местного самоуправления (ст. 131). Определяются права и обязанности органов местного самоуправления (ст. 132), в том числе судебные и конституционные (ст. 133).