Найти тему
Молодость в сапогах

Рейд на Дьеп и его последствия - взгляд со стороны противника.

19 августа 1942 года состоялась одна из самых противоречивых операций Второй мировой - высадка союзников в районе порта Дьеп, известная как "операция Юбилей". Это событие "всколыхнуло" всю немецкую береговую оборону во Франции, т.к. объявленная тревога вскрыла массу недостатков в организации связи, оповещения, снабжения и вообще боеготовности частей.

Версий об истинных целях проведения "Юбилея" (после отмены аналогичного рейда из-за шторма 7 июля - операция "Лоция") имеется несколько. На самом деле, тут скорее всего целый клубок причин - политических, военных и личных. Свою роль сыграли и амбиции лорда Маунтбеттена, родственника короля, сделавшего меньше чем за год стремительную карьеру от капитана до вице-адмирала, его авантюристический склад ума и расчет на то, что "победителей не судят" (британские историки вообще полагают, что лорд повторную высадку в Дьепе организовал фактически самовольно, получив разрешение только на самостоятельное планирование операций в рамках "Штаба объединенных операций", руководить которым он был назначен по личному указанию Черчилля). Маунтбеттен нашел в свою очередь понимание у канадцев, которые маялись бездельем в графстве Суссекс, терроризируя местное население (более 3200 приговоров трибунала в период до августа 1942 года) своими пьяными выходками и теряя дисциплину и управляемость - результат долгого нахождения армии в тыловых районах. Поставил на лорда и сам Черчилль - Маунтбеттен имел влияние на некоторые круги в США, дружил с известными актерами и режиссерами из Голливуда и должен был наглядно продемонстрировать союзнику высокий боевой дух британской армии. Были и другие резоны у разных ведомств, отдельных политиков и стран в целом.

Как бы там оно ни было, но одной из причин провала операции "Юбилей" в исторической литературе называют слабое разведобеспечение. И это действительно так. В этой статье мы приведем переводы и сканы немецких документов берегового командования Брест, захваченные войсками 3-го Украинского фронта при разгроме 683-го полка 335-й пехотной дивизии. Еще одно подтверждение тому, что войска с Западного фронта переводились на Восточный, а обратно отправлялись разбитые и обескровленные дивизии на пополнение и отдых, да "восточные батальоны", надежность которых в боях против Красной Армии была весьма низкой.

Документы имеют отношение немного к другому району Франции и имеют реквизиты "Kommandant der Seeverteitigung Bretagne" - "комендант морской обороны Бретани" и " береговое командование группы Брест". Поднятые по тревоге в день атаки на Дьеп части береговой обороны продемонстрировали весьма низкий боевой потенциал, что стало поводом к серьезному "разбору полетов". Так что высадка в Дьепе стала не столько репетицией для союзников, сколько для немецких береговых частей. Не лишним будет вспомнить про американский план "Sledgehammer", который как раз предусматривал захват Бреста и накопление союзных войск в Бретани в 1942 году с последующим прорывом вглубь территории Франции в 1943 году. При таком состоянии обороны, план имел все шансы на успех, однако "рейд на Дьеп" перечеркнул все - от идеи высадки во Франции союзники отказались на целых два года, а немецкие войска оттуда перебрасывались под Курскую дугу и на Украину... Ныне этот занимательный факт пытаются перекрыть ложью о прекращении операции "Цитадель" из-за высадки союзников на Сицилии, куда якобы "перебросили" танковый корпус СС, этот не выдерживающий даже простой проверки бред открыто гуляет по просторам Интернета и представляется официальной версией событий в странах нашего ближнего зарубежья ( и не только). Подробней об этом - см. статью на нашем канале.

Документы касаются "тревоги 19 августа 1942", т.е. тревоги, объявленной в день высадки в Дьепе по всем береговым частям во Франции и показывают истинное состояние и боеготовность немецких частей в Бретани к отражению вторжения.
Документы касаются "тревоги 19 августа 1942", т.е. тревоги, объявленной в день высадки в Дьепе по всем береговым частям во Франции и показывают истинное состояние и боеготовность немецких частей в Бретани к отражению вторжения.
Полуостров Бретань на карте Франции.
Полуостров Бретань на карте Франции.
Брест -44. Результаты ударов авиации союзников.
Брест -44. Результаты ударов авиации союзников.

При высадке в Дьепе союзники не использовали бомбардировочную авиацию, цели на побережье атаковали в основном истребители-бомбардировщики, чтобы минимизировать жертвы среди местного населения. К 1944 году этот подход был отвергнут - на фото выше центр Бреста, полностью разрушенный авиацией союзников.

Теперь перейдем к упомянутым документам ( Фонд 500 .Опись 12480 - Трофейные документы советской военной разведки . Дело 34).

Отчет о результатах объявления тревоги 19 августа. Лист 1.
Отчет о результатах объявления тревоги 19 августа. Лист 1.
Продолжение (оборотная сторона).
Продолжение (оборотная сторона).

Это рапорт (отчет) о результатах объявления тревоги 19 августа 1942 года 2-го батальона 683 пехотного полка.

Указано, что тревога объявлялась в три этапа - в 10.15 объявлена повышенная готовность, в 11.20 - тревога №1 и в 13.03 - тревога №2.

В момент объявления "повышенной готовности" (пункт 1) телефонная сеть была перегружена так, что передавать приказы было крайне сложно, так что в дело пошли связные.

Солдаты, прикомандированные к рабочим командам, вернулись в свои части слишком поздно (пункт 2).

Вследствие "растягивания рот" снабжение продовольствием было затруднено (пункт 3).

Отсутствуют ручные гранаты, которые в обороне являются важным средством и совершенно необходимы для изготовления связок (дословный перевод пункта 4).

Пункты 5 и 6 касаются плохого снаряжения приданных морских частей - неполностью выдано НЗ, мало патронов, нет гранат, многих элементов снаряжения (фляг, например).

Вопросов к подразделениям моряков, сформированных для усиления пехотных частей вообще масса - они часто опаздывали или прибывали не в то место (см ниже).

Разбор тревоги 19.8.42 в части взаимодействия с приданными морскими частями. Группа 9-й флотилии подводных лодок доложила о своем прибытии в 13.30, а подразделение из Сторожевой флотилии порта Брест "неожиданно очутилось при охране морской школы", хотя подчинялось 6 роте 683 полка.
Разбор тревоги 19.8.42 в части взаимодействия с приданными морскими частями. Группа 9-й флотилии подводных лодок доложила о своем прибытии в 13.30, а подразделение из Сторожевой флотилии порта Брест "неожиданно очутилось при охране морской школы", хотя подчинялось 6 роте 683 полка.
Рапорт коменданту морской обороны Бретани. Группа береговой обороны Брест.
Рапорт коменданту морской обороны Бретани. Группа береговой обороны Брест.

Сообщается, что морские подразделения, подчиненные командиру пехотного батальона, были "не вполне удовлетворительно снаряжены" - не было плащ-палаток, сухарных сумок, фляг. Главное же, не было вообще гранат и мало боеприпасов - по 30 патронов на человека.

Рапорт командира 13-й роты  683-го полка. Скорее всего имеется в виду рота пехотных орудий - Infanteriegeschutz, сокращенно I.G., термин J.G. в данном контексте не вполне ясен. Возможно литера J используется в обозначениях из-за дефекта пишущей машинки, а возможно, чтобы не было путаницы с обозначением первого батальона римской цифрой "1". Аналогичная замена произведена в названии полка - J.R. -пехотный полк (должно быть I.R.).
Рапорт командира 13-й роты 683-го полка. Скорее всего имеется в виду рота пехотных орудий - Infanteriegeschutz, сокращенно I.G., термин J.G. в данном контексте не вполне ясен. Возможно литера J используется в обозначениях из-за дефекта пишущей машинки, а возможно, чтобы не было путаницы с обозначением первого батальона римской цифрой "1". Аналогичная замена произведена в названии полка - J.R. -пехотный полк (должно быть I.R.).

Сообщается, что взвод пехотных орудий получил для перевозки расчетов, орудий и боеприпасов от полка три грузовика и что из-за отсутствия упряжи передвижение на конной тяге повозок и орудий невозможно. Т.е. фактически переброска подразделения в заданный район в случае тревоги невозможна. В других аналогичных документах командиры более высокого уровня просят рассмотреть возможность конфискации гражданского транспорта или транспорта организации "Тодт" из-за хронической нехватки собственного. В частности все повозки 1-го батальона 683-го полка находились в Бресте для получения фуража и продовольствия, а рабочие команды не могли вернуться в расположение длительное время, не имея транспорта. Очевидно, что данный факт делает невозможным выдвижение войск к участку высадки в приемлемое время.

Абсолютно упущен был на момент объявления тревоги вопрос с "иностранными рабочими" (так в тексте, кто это конкретно - не уточняется), которых не кормили, не размещали и вообще не контролировали по сути. Про них просто забыли.

Рапорт 1-го дивизиона 335 артиллерийского полка сообщает, что в ночь на 20 августа связь по радио установить было невозможно из-за помех, а телефонная связь работала плохо из-за сырой погоды(однопроводная). В рапорте также указывается, что наблюдательные пункты слабо защищены и вооружены, а также что предупреждение о воздушном налете получили только части ПВО, а остальные остались на этот счет в неведении.

Рапорт 3-го батальона 683-го полка позволяет утверждать, что на некоторых дорогах, ведущих в глубь территории, нет противотанковых препятствий и заграждений (их рекомендуется установить), также в гаванях отсутствуют средства, пригодные для борьбы с бронированными целями (танками и САУ).

Подобных документов в 500-м фонде достаточно много, имеется также многостраничный отчет о проведении учений по передаче сигналов с названием "Крым" (видимо, в целях соблюдения секретности), где отрабатывалось отражение масштабного вторжения на полуостров Бретань с учетом специфики местности. Чтобы не создавать путаницы в статье и не вводить в заблуждение "читающих по диагонали", мы его приводить тут не будем.

Главный вывод из изучения этих материалов озвучен ранее - немецкие войска в результате отражения высадки 19 августа 1942 года и объявления тревоги по береговым частям и подразделениям получили гораздо более ценный опыт, чем союзники, заплатив за него несоизмеримо меньшую цену. При должной организации высадка во Франции вполне могла быть успешной и в 1942 году, но этому помешала несогласованность среди союзников и личные амбиции отдельных военачальников и политиков.