Кажется, совсем недавно по полянам и опушкам леса разносился сильный аромат. Это цвела ночная красавица Любка. Ее белые свечечки зажигались повсюду. Теперь мы не ждем ароматов лесной фиалки и не надеемся на встречу с ней. Любка стала редкостью и ушла в глубину леса. А рвать и собирать этот цветок категорически запрещено. И если когда - нибудь на прогулке в лесу или на опушке вам повезет и вы увидите в траве одну, две или несколько серебристых свечечек - не губите их, остановитесь, вдохните их аромат с лесными запахами.
Посмотрите, как чудесно эти свечечки дополняют ансамбль поляны, каждая травинка, которой каждый цветочек полны обаяния, красоты и жизни...
У цветка два довольно крупных листа, похожие по форме на ландышевые. По этому признаку ночной фиалке и было дано название любка двулистная. Листья ее, как ладони, бережно держат зеленовато - белый стебелек, на конце которого словно порхают белые снежинки.
Рассмотрите эти цветочки и мысленно увеличьте их - перед собой вы увидите настоящую орхидею , о которой грезят садоводы.
Белые хрупкие лепестки образуют замысловатую форму. Два боковых - словно легкие крылья парящей птицы. Три верхних - шалашик: они оберегают от дождя и ветра спрятавшиеся под ними тычинки и пестик.
За несравненный запах ночную фиалку называют любкой, что равносильно словам "любимая", или "возлюбленная". Говорят, что из клубней ночной фиалки готовили в древности любовные напитки , которые будто бы возвращали молодые силы и нежные чувства.
Другие названия ночной фиалки больше связаны с ее запахом. Называют ее и полевым жасмином, и диким бальзамином, и ночными духами, и ночной красавицей, и даже "люби меня-не покинь".
В СССР встречалось восемь видов любки. Растут они в основном по затененным лесам, на полянах и на болотистых лугах.
Не отцветая пахнет ночная фиалка сильнее всего, а именно в первые минуты цветения, когда в густой ночной темноте распахивает свои бело-зеленоватые венчики. И тогда несравненный запах так течет из лунного света в тень, так заливает поляну ароматом, что вся поляна и вся ночь на мгновение затихают от удовольствия, а затем, как бы опомнясь, заплещутся, зашелестят листочками, купаясь в ароматических ваннах.