Сокровища древних царей Фракии были найдены в окрестностях болгарского села Борово по воле случая. В декабре 1974 года тракторист вспахивал поле. Неожиданно лемех плуга вывернул пласт земли, и в борозде заметили блестящие сосуды необычной формы. Сегодня они являются национальным достоянием и хранятся в Национальном археологическом музее в Софии.
По сохранившимся на драгоценных предметах греческим надписям можно сказать, что найденные в окрестностях Борово серебряные сосуды, покрытые позолотой, относились ко временам правления одрисского царя Котиса I (IV век до нашей эры). Одрисское царство — фракийское государство, существовавшее на территории нынешней Болгарии с V века до нашей эры по 46 год. В 336 году до нашей эры его завоевала Македония, но даже выплачивая дань завоевателям, одрисские цари сохраняли автономию до прихода в эти края римлян в I веке до нашей эры. В 46 году территорию царства включили в состав Римской империи в качестве отдельной провинции Фракия.
Клад состоял из пяти предметов: трёх ритонов, кубка с двумя ручками и небольшого кувшина. Центральное место в кладе занимают три ритона, завершающиеся протомами (передними частями) коня, сфинкса и быка.
Ритон традиционно занимал центральное место среди фракийских сосудов. Этот украшенный затейливым декором рог сочетал в себе функции культового сосуда и атрибута власти. Возможно, ритон воплощал в себе жреческий аспект царской власти. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда верховный жрец одновременно являлся и политическим вождём народа. Во многих фракийских памятниках герой-царь получал ритон из рук Великой Богини-матери.
Среди найденных ценностей выделяется ритон с длинным, изгибающимся вверх почти под прямым углом туловом, покрытым вертикальными каннелюрами, и протомой галопирующего коня в основании. Устье ритона обрамлено рядом круглых и овальных жемчужных зёрен и украшено тонко гравированным орнаментальным фризом. Возможно, существовал ещё какой-то пластический декор, но, будучи плохо прикреплённым, он отвалился. Полуфигура коня смоделирована очень пластично. Уши коня повёрнуты вперёд, глаза выпуклые, косо подстриженная грива завязана в высокий пучок между ушами и тремя долгими прядями ниспадает на спину. Интересно, что мускулы на ногах стилизованы как цветы лотоса — это уже чисто персидские мотивы.
Для древних жителей Одрисского царства изображение именно коня на священных сосудах считалось нормой. Конь играл большую роль в религии и идеологии фракийцев. Легендарный царь фракийского народа эдонов Резос славился тем, что имел многочисленные табуны коней, другой мифологический царь фракийцев, Диомед, владел конями, которых кормил человеческим мясом. Конь был посвящён двум главным божествам фракийцев — Солнца и войны. Этим божествам по древней традиции приносили в жертву лошадей. По надписям на греческом языке можно понять, что этот священный сосуд изготовил мастер Этбеос.
Сокровища древних царей Фракии были найдены в окрестностях болгарского села Борово по воле случая. В декабре 1974 года тракторист вспахивал поле. Неожиданно лемех плуга вывернул пласт земли, и в борозде заметили блестящие сосуды необычной формы. Сегодня они являются национальным достоянием и хранятся в Национальном археологическом музее в Софии.
По сохранившимся на драгоценных предметах греческим надписям можно сказать, что найденные в окрестностях Борово серебряные сосуды, покрытые позолотой, относились ко временам правления одрисского царя Котиса I (IV век до нашей эры). Одрисское царство — фракийское государство, существовавшее на территории нынешней Болгарии с V века до нашей эры по 46 год. В 336 году до нашей эры его завоевала Македония, но даже выплачивая дань завоевателям, одрисские цари сохраняли автономию до прихода в эти края римлян в I веке до нашей эры. В 46 году территорию царства включили в состав Римской империи в качестве отдельной провинции Фракия.
Клад состоял из пяти предметов: трёх ритонов, кубка с двумя ручками и небольшого кувшина. Центральное место в кладе занимают три ритона, завершающиеся протомами (передними частями) коня, сфинкса и быка.
Ритон традиционно занимал центральное место среди фракийских сосудов. Этот украшенный затейливым декором рог сочетал в себе функции культового сосуда и атрибута власти. Возможно, ритон воплощал в себе жреческий аспект царской власти. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда верховный жрец одновременно являлся и политическим вождём народа. Во многих фракийских памятниках герой-царь получал ритон из рук Великой Богини-матери.
Среди найденных ценностей выделяется ритон с длинным, изгибающимся вверх почти под прямым углом туловом, покрытым вертикальными каннелюрами, и протомой галопирующего коня в основании. Устье ритона обрамлено рядом круглых и овальных жемчужных зёрен и украшено тонко гравированным орнаментальным фризом. Возможно, существовал ещё какой-то пластический декор, но, будучи плохо прикреплённым, он отвалился. Полуфигура коня смоделирована очень пластично. Уши коня повёрнуты вперёд, глаза выпуклые, косо подстриженная грива завязана в высокий пучок между ушами и тремя долгими прядями ниспадает на спину. Интересно, что мускулы на ногах стилизованы как цветы лотоса — это уже чисто персидские мотивы.
Для древних жителей Одрисского царства изображение именно коня на священных сосудах считалось нормой. Конь играл большую роль в религии и идеологии фракийцев. Легендарный царь фракийского народа эдонов Резос славился тем, что имел многочисленные табуны коней, другой мифологический царь фракийцев, Диомед, владел конями, которых кормил человеческим мясом. Конь был посвящён двум главным божествам фракийцев — Солнца и войны. Этим божествам по древней традиции приносили в жертву лошадей. По надписям на греческом языке можно понять, что этот священный сосуд изготовил мастер Этбеос.