Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Что скрывается под юбками галантных дам, или О чулках и туфельках

Это одна из самых известных картин кокетливой эпохи рококо. Ох уж эти качели! Именно они дают возможность кавалеру (и нам заодно) полюбоваться на то, что обычно оставалось скрытым под длинным дамским платьем. Взлетевшее платье и нижние юбки открывают нам ножки в чулочках и подвязки у колен!

"Счастливые возможности качелей", Жан Фрагонар, 1767. (сс) Из коллекции собрания Уоллеса (Лондон), Wikimedia Commons
"Счастливые возможности качелей", Жан Фрагонар, 1767. (сс) Из коллекции собрания Уоллеса (Лондон), Wikimedia Commons

Пусть ноги и были обычно скрыты, дамы всё равно любили красивые чулки и подвязки. В частности, чтобы вот так, ненароком, продемонстрировать. Самым нарядным цветом чулок считался белый. Ведь он так легко пачкается! Так что белые чулки и у мужчин, и женщин - показатель статуса, мол, вы можете себе такое позволить!

Чулки могли быть из шерсти, из шёлка, могли быть простыми, а могли быть и вышитыми! Обычно вышивали швы у пятки и щиколотки, т.н. стрелки.

"Счастливые возможности качелей", Жан Фрагонар, 1767. (сс) Из коллекции собрания Уоллеса (Лондон), Wikimedia Commons. Деталь.
"Счастливые возможности качелей", Жан Фрагонар, 1767. (сс) Из коллекции собрания Уоллеса (Лондон), Wikimedia Commons. Деталь.

Крепились чулки чуть выше колена с помощью подвязок. И такой "системой" женщины пользовались столетиями! Резинки для чулок появятся только в последней трети XIX века. А пока это именно подвязки. Завязать туго – перетянут ногу, слабо – сползут... Зато это давало возможность художникам изображать кокетливые сценки подтягивания чулочков!

Кстати, в XVIII веке женские подвязки стали символом победы в любви. Ведь их носили у колен, там, куда путь был заказан всем, кроме избранных... Поэтому неудивительно, что там могли вышить изящный рисунок. Ну или надпись со смыслом. Например, "Вместе навсегда!"

Мюли, Франция, 1725-1750. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Мюли, Франция, 1725-1750. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

А с ноги у нашей кокетки слетает туфелька без задника. До конца XVII века такая обувь была исключительно домашней. А затем стала модной. Кожаные, бархатные, шёлковые, украшенные вышивкой и кружевом, непременно на каблуке, мюли стали едва ли не самой популярной обувью XVIII века. И уж во всяком случае самой кокетливой, самой изящной. Высокий каблук подчёркивал подъём, ступня была лишь наполовину прикрыта. Такую туфельку можно легко сбросить в любой момент, можно покачать на кончиках пальцев... Она могла слететь, когда вы качались на качелях! :)

Словом, взятые вместе чулки, подвязки, туфельки - это настоящее оружие соблазна, воплощение эпохи рококо!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory