Найти тему

История самого большого любовного скандала всех времен и народов

ВОЙНА ВУЛКАНОВ - Бергман & Маньяни

В сентябре 2012 года состоялась премьера фильма "Бергман и Маньяни. Война вулканов".

Война вулканов -  часть истории итальянского и мирового кинематографа, история гнева, страданий и любви
Война вулканов - часть истории итальянского и мирового кинематографа, история гнева, страданий и любви

Франческо Патьерно /Francesco Patierno/, автор сценария и режиссер фильма «Война вулканов» показал нам историю одного из самых знаменитых любовных треугольников в истории кино: 1949 год, Липарские острова в Тирренском море, Роберто Росселлини, Анна Маньяни, Ингрид Бергман. Американский режиссер Уильям Дитерле снимает на острове Вулкан одноменный фильм с итальянской актрисой Анной Маньяни в главной роли. Тем временем Роберто Росселлини снимает на острове Стромболи одноименный фильм с голливудской звездой Ингрид Бергман. А как известно, любое совпадение — лишь часть закономерности...

остров-вулкан Стромболи, где снимался фильм "Стромболи, земля Божья" / Stromboli, terra di Dio в 1950-м году
остров-вулкан Стромболи, где снимался фильм "Стромболи, земля Божья" / Stromboli, terra di Dio в 1950-м году
Ингрид Бергман в фильме "Стромболи, земля Божья"
Ингрид Бергман в фильме "Стромболи, земля Божья"

остров Вулкано, где снимали фильм с Анной Маньяни
остров Вулкано, где снимали фильм с Анной Маньяни
Анна Маньяни в фильме "Вулкан"
Анна Маньяни в фильме "Вулкан"

“Война вулканов " -это история гнева, страданий и любви и в то же время история Стромболи - забытой богом земли, которая на время съемок становится центром мира. Два цвета отражают его примитивную и мифическую природу: черный - вулкана и песка и красный - лавы. Место с сильной идентичностью, способное дестабилизировать, нести душу наших героев и дать им силу, необходимую для принятия смелых решений.

“Война вулканов " рассказывает часть истории итальянского и мирового кинематографа, напряженную и вневременную историю, подобную острову, где она происходит.

Потрясающая итальянская кинохроника и архивные кадры послевоенного периода делают информативный и сплетничающий короткометражный документальный фильм Франческо Патьерно настоящим праздником, который очень хорошо пройдет среди киношной аудитории на фестивалях и специализированных площадках, а также на телевидении.

Это история, которая охватывает страсть, обман, ревность, месть и мстительность в соответствующем вулканическом масштабе, включая двух величайших женщин-звезд кинематографа и режиссера, который бросил одну ради другой. Поле битвы представляло собой Богом забытые точки Земли, прославленные конкурирующими фильмами, и антиклимактическим результатом были два больших провала, которые никто не хотел видеть.

"Редко кто из нас, оглядываясь назад, может совершенно точно назвать момент, когда его жизнь кардинально изменилась"
Ингрид Бергман

Но началась эта история немного раньше.

В 1948 году Ингрид попала на премьеру нового фильма неизвестного ей итальянского режиссера Роберто Росселлини «Рим – открытый город». И это навсегда перевернуло ее жизнь. Она принялась искать и другие работы этого режиссера, но в те времена европейское кино не пользовалось большой популярностью в США, поэтому ей действительно повезло, когда ей удалось попасть еще один его фильм –  «Земляк». После этого она окончательно убедилась в мысли, что с таким человеком она хотела бы однажды поработать. В 1948 году она решила отправить ему короткое письмо, которое положило начало не только их творческому сотрудничеству, но и истории любви. «Дорогой мистер Росселлини, – написала Ингрид Бергман. – Я видела ваши фильмы "Рим, открытый город" и "Земляк", и они мне очень понравились. Если вам нужна шведская актриса, которая очень хорошо говорит по-английски и еще не забыла свой немецкий, которая неважно говорит по-французски, а по-итальянски знает только "ti amo", я готова приехать и сняться в вашем фильме».

-6

Жена продюсера Селзника, правда, засомневалась в уместности письма, но потом выдала Бергман свой вердикт: с ее статусом кинозвезды номер один она может себе такое позволить. Стараниями Селзника Бергман была на тот момент необычайно популярна и востребована, и в Голливуде шутили: "Представляете, я видел фильм, где не было Бергман!"

Ингрид Бергман в фильме "Интермеццо"
Ингрид Бергман в фильме "Интермеццо"

Вот только Росселлини не имел никакого понятия, кто она такая. Этот сюжет, начавшись столь удивительным образом, не менее удивительно и продолжился. Бергман отослала письмо на адрес студии "Минерва Фильм" в Риме, где как раз в этот момент случился пожар. Но судьбоносное послание лишь обгорело по краям, и секретарша позвонила Росселлини, чтобы зачитать ему чудом сохранившийся текст. Росселлини, находившийся в состоянии постоянной войны со студией, несколько раз бросал трубку — но девушка была настойчива и заставила его выслушать. Позже знакомая объяснила Росселлини, кто такая Ингрид: та самая блондинка из фильма "Интермеццо", который он случайно посмотрел в конце войны, пока прятался в кинотеатре от бомбежки.

Надо сказать, что к моменту начала общения с Бергман, Роберто Росселлини уже обрел славу одного из самых пылких ловеласов XX века. Удивительно, но в жизни этого пухлого итальянца среднего роста с неканоническими чертами лица было так много женщин, что ему мог бы позавидовать сам Ален Делон.

Почему же Росселлини производил такое сильное впечатление на представительниц прекрасной половины человечества, что они теряли голову? По воспоминаниям его современников, этот итальянец обладал невероятным шармом: он окружал свои пассии такой заботой и романтикой, что они были не в силах противостоять ему.

В его любовном списке значилась художница Марчелла Де Маркиз, ставшая его законной супругой и матерью его сына; актриса и обладательница титула «Мисс Америка» 1946 года Мэрилин Буферд, которую он встретил на прогулке по Парижу и убедил ее улететь с ним на съемки в Амальфи; и Анна Маньяни – звезда итальянского кинематографа, эффектная женщина с взрывным характером. Даже несмотря на свое семейное положение, итальянский режиссер постоянно находил новых муз, которых незамедлительно приводил не только на съемочные площадки своих фильмов, но и в собственную постель. Но съемки рано или поздно заканчивались, режиссер терял интерес к любовнице и отправлялся на поиски новой. Надолго в его жизни (не считая жены) задержалась лишь Анна Маньяни.

Анна Маньяни и Роберто Росселлини
Анна Маньяни и Роберто Росселлини

Обедая с ней в отеле Albergo Luna Convento, Росселлини мог думать лишь об одном: как сообщить темпераментной итальянке, что в его новом фильме будет сниматься Ингрид Бергман, а не она? Анна равнодушно перемешивала спагетти в своей тарелке, лишь иногда с подозрением поглядывая на режиссера, который явно нервничал. Вскоре к их столику подошел работник отеля, чтобы передать Росселлини телеграмму. Режиссер украдкой взглянул на нее (разумеется, она была от Бергман) и тут же сунул ее в карман. «Все в порядке, а? Роберто?» – спросила Анна, накручивая спагетти на вилку. На самом деле, ответ ей не требовался: вся правда была написана у него на лице. «Ах, да…да», – рассеянно произнес он. «Хорошо», – удовлетворенно сказала Маньяни. Затем взяла тарелку со спагетти и швырнула ее прямо в лицо Роберто.

Роберто Росселлини, Ингрид Бергман и Витторио Де Сика  (Рим, 1949)
Роберто Росселлини, Ингрид Бергман и Витторио Де Сика (Рим, 1949)

История безумных страстей разворачивалась стремительно, и на нее тут же слетелись стервятники из таблоидов. Маньяни прилюдно шумно и дико страдала: то кричала журналистам, что разобьет все тарелки в Риме об голову Росселлини, то объявляла, что покончит с собой,— ее бешеный темперамент не довольствовался меньшим.

Что до Бергман, то она пряталась от репортеров, но когда ее связь с Росселлини за пределами съемок фильма "Стромболи" стала очевидна, в Голливуде ее не осудил только ленивый. Бывшие поклонницы строчили ей разгневанные письма: своим распутством она-де подает дурной пример их дочерям. "Не думаю, что на меня можно взвалить всю ответственность за их трудности",— парировала хладнокровная шведка, но ее карьера и в самом деле трещала по швам. Журналы печатали карикатуры: Бергман в образе Жанны д'Арк стоит на ворохе кинопленки, а Росселлини отбирает у Маньяни спички, чтобы та не запалила костер.

Медийным скандалом тут же поспешил воспользоваться один из итальянских продюсеров, и между актрисами разгорелось творческое соперничество: в получасе езды на лодке от острова Стромболи, где Росселлини снимал фильм с Бергман, на острове Вулкан, Уильям Дитерле начал снимать похожий по сюжету фильм с Маньяни.

фильм "Стромболи, земля Божья"
фильм "Стромболи, земля Божья"

Репортеры высаживались на сицилийские острова пачками и освещали процесс съемок как военные корреспонденты, а в Риме на виа Венето происходили ожесточенные стычки между фанатами Маньяни и Бергман.

Ингрид и Роберто обвиняли в развале двух семей. Бывшие поклонники актрисы присылали ей оскорбительные письма, в которых клеймили ее «распутницей» и «дьяволом». Даже в родной Швеции ее стали называть «пятном на флаге страны». Тема аморального романа Росселлини и Бергман неожиданно всплыла и на заседании конгресса США – сенатор Эдвин С. Джонсон из Колорадо произнес речь, в которой публично осудил этот союз. И это при том, что Ингрид даже не была гражданкой Америки.

Роберто Росселлини и Ингрид Бергман на пляже Стромболи, 1949 год
Роберто Росселлини и Ингрид Бергман на пляже Стромболи, 1949 год

На фоне этого начали звучать призывы бойкотировать фильмы «аморального» творческого дуэта. Премьера «Стромболи» оказалась под ударом. Владельцы американских кинотеатров заняли тактичную позицию: они заявили, что пустят фильм в прокат, но снимут его, если в течение пяти дней станет ясно, что он не окупается. В день премьеры на Бродвей пришли всего 10 человек, которые хотели увидеть «Стромболи». Зрителей оказалось в несколько раз меньше, чем репортеров и фотографов. Фильм стал коммерческой катастрофой не только в Америке, но и в Европе.

Анна Маньяни , "Вулкан"
Анна Маньяни , "Вулкан"

Бергман победила случайно: в день премьеры фильма с Маньяни она родила от Росселлини сына, и на фоне этой новости поблекли даже заголовки об изобретении водородной бомбы, а премьера "Вулкана" провалилась.

Кажется, что у подобной истории не может быть никакой морали, но все же она есть. Две выдающиеся актрисы так никогда и не встретились. Но ни в разгар событий, ни после великая Маньяни не сказала о сопернице ни одного дурного слова и всегда продолжала считать Росселлини режиссером от Бога. Выросшая в нищете дива, всегда дававшая волю темпераменту, обладала тем не менее необычайным достоинством. Эти люди были не просто celebrities / знаменитости своего времени, дававшими пищу таблоидам,— они создавали выдающиеся фильмы и обладали редкой душевной щедростью. Анна Маньяни примирилась со своим режиссером незадолго до смерти и была похоронена в семейной усыпальнице семьи Росселлини — а Бергман всегда говорила о нем так: "когда Роберто просто разводит руками, кажется, что он может обнять Колизей".

"Война вулканов" - это документальный фильм, полностью основанный на богатых кадрах, изображающих напряженную и драматическую историю любви между самой известной актрисой мира (Ингрид Бергман), самым ценным режиссером Голливуда своего времени (Роберто Росселлини) и самой любимой актрисой Италии (Анна Маньяни).

На сегодня это всё. Спасибо, что дочитали до конца. А в следующей статье поговорим о дочери Росселлини и Бергман - Изабелле Росселлини. Тем более, что есть повод.

До скорых встреч!

Подпишитесь на наш канал, так Вы будете чаще видеть статьи в своей ленте. Если вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.