Буддизм – религия сложная, но интересная. Сегодня я знаю о ней намного больше, чем лет пять или шесть назад. И все благодаря не собственному рвению и стремлению узнавать о ней, а литературе. Так совпало, что на моем жизненном пути встретились произведения, так или иначе затрагивающие эту тему, сумев вызвать у меня к ней огромный и неподдельный интерес. Об их авторах и самих книгах я и хочу поговорить с вами.
Герман Гессе
Несмотря на то, что к Пелевину я пришел раньше, чем к Гессе, но все-таки этот автор для меня, наверное, более значимым. Как и многие люди, которые начинают свое знакомство с писателем, я схватил «Степного волка» – одно из выдающихся его произведений. Впечатление книга произвела поразительное, заставив потом еще несколько дней ходить, будто прибитым, и размышлять над ней.
После «Волка» в руки мои попала «Сиддхартха», которая, на мой взгляд, является самым удачным произведением Гессе. И самым незаслуженно обойденным стороной. Ведь именно здесь, даже в большей мере, чем в титанической «Игре в биссер», чувствуется масштаб замысла. Гессе долгое время провел в Индии, познакомился с их культурой, традициями и религией. И написал произведение, где буквально за 150 страниц разложил всю суть одной из самых сложных религий мира. Кратко изложить большую философскую концепцию – это надо иметь настоящий талант.
Джером Сэлинджер
Автор всем известного «Над пропастью во ржи» был человек достаточно религиозный и постоянно находился в духовных поисках. Это отражают его произведения – даже в мечущемся подростке Холдене Колфилде, который не нравится многим читателям, можно узнать самого автора, пытающегося найти смысл жизни. Первый раз достаточно откровенно о концепциях буддизма Сэлинджер заговорил в рассказе «Тедди», как бы примеряясь и прицеливаясь к теме.
Но окончательно ударился в нее автор, когда начал создавать цикл произведений о семье Глассов. Например, в книге «Симор: введение» рассказывается о старшем сыне супружеской пары, который являлся огромным авторитетом для всех остальных их детей. Само произведение является потоком сознания одного из младших братьев, вспоминающих трагически погибшего брата, параллельно размышляя над предназначением писателя, человека, буддизме.
В произведении «Фрэнни и Зуи» (еще одна книга цикла) Сэлинджер не только играет с буддизмом, который, мне кажется, на тот момент он освоил очень хорошо, но также затрагивает и православие, размышляя над Иисусовой молитвой. Самое интересное здесь, что ее смысл и назначение он пытается объяснить с точки зрения буддизма.
Джек Керуак
Самый известный представитель поколения битников так же, как и его коллеги по перу, был увлечен идеями буддизма. Вообще, в бит-среде это, мне кажется, считалось модным веянием, которое позже перешло к хиппи. Так что битники были увлечены данной религией, но, по сути, кроме Керуака никто не воспринимал ее так серьезно, как он. И свой взгляд на эту философию человеческой жизни он изложил в своей своеобразной трилогии.
«В дороге» открывает эту серию. Там мы знакомимся с главным героем, его компанией и их безумными приключениями по всем американским штатам. В сравнении с остальными двумя книга – эта не самая серьезная. Глубже в философию буддизма Керуак проникает в «Бродягах Дхармы», где активно пытается достигнуть состояния просветления, найти истинный смысл своего существования.
«Биг-Сур» не столько о духовности, сколько о том, как город мешает ее достичь. Главный герой одно время уединенно живет в хижине в Биг-Суре, созерцает, медитирует, пытается постичь свою природу. Но в какой-то момент срывается, чтобы снова вернуться к сомнительным городским удовольствиям, которые все сильнее вызывают у него отторжение. Мне кажется, этой книгой Керуак пытался преодолеть свои слабости, сублимируя их сюда. Но не вышло.
Виктор Пелевин
Конечно, как я могу не вспомнить главного буддиста всея Руси Виктора Пелевина. Первое, что я у него прочитал, это роман «Чапаев и Пустота». Честно, тогда я ничего не понял, но впечатление у меня осталось очень сильное. Вообще Пелевин очень часто обращается к различным течениям буддизма в своих книгах. Так, например, одно из последних его произведений «Тайные виды на гору Фудзи» критики в один голос назвали самым «буддистским романом» автора.
Как по мне, самое свое буддистское произведение Виктор Олегович написал очень давно. Если помните, у него была такая небольшая повесть «Желтая стрела». Вот там, на мой взгляд, он очень четко смог описать философскую концепцию единства всех живых существ и дальнейшего их перерождения. Ведь мир для людей по Пелевину – поезд, сходя с которого, ты снова оказываешься там же.