Найти в Дзене

Свет Леонардо 1

Почему Прекрасная Ферроньера смотрит на нас из любой точки, настойчиво, напряженно и прямо в глаза? Леонардо да Винчи изучал свет, непрестанно восхищался его игрой, проводил различные опыты, экспериментировал и создал целое учение о свете.

Особенно интересны исследования Леонардо отраженного света. Законы оптики были открыты Леонардо да Винчи и использованы в его работах значительно раньше, чем с ними познакомились широкие научные и творческие круги.

«Отражения обусловливаются телами светлыми по качеству с гладкими полуплотными поверхностями, которые, если на них падает свет, отбрасывают его обратно на первый предмет, наподобие прыжка мяча».
Leonardo Treatise /Rigaud, ch. 213; Codex Ash., 2:14v.

Посмотрим, как Леонардо исследует отраженный свет и тут же его использует для создания шедевров. Закономерности образования теней тоже очень важны, и Леонардо скрупулезно их исследует:

Study of the graduations of shadows on spheres (c. 1492)
Study of the graduations of shadows on spheres (c. 1492)

Если свет падает сверху на голову человека, его распределение по лицу выглядит так:

-2

Леонардо одновременно экспериментировал с отраженным светом в живописи. Благодаря его мастерскому обращению со светом и тенями изображения оказывались максимально объемными, живыми.

Самый яркий пример - портрет Лукреции Кривелли, придворной дамы-фаворитки при дворе герцога Сфорца. Сейчас этот портрет известен как «Дама с фероньеркой»:

Леонардо да Винчи, «Прекрасная Ферроньера», ок. 1490, Лувр. СС0
Леонардо да Винчи, «Прекрасная Ферроньера», ок. 1490, Лувр. СС0

Заметьте: свет падает сверху, как и в предварительном рисунке-исследовании, даже деревянный подоконник его отражает.

«Леонардо задался целью изобразить отраженный свет, и заметнее всего это под левой щекой Лукреции. Ее подбородок и шея омыты приглушенными тенями. Но свет, исходящий из верхнего левого угла картины, падает прямо на гладкую и плоскую поверхность ее плеча, а оттуда отскакивает вверх и отбрасывает полосу света — почти преувеличенного, со странноватой крапчатостью — на левый край ее челюсти», пишет исследователь У. Айзенксон.

На этом портрете есть свидетельство еще одного эксперимента Леонардо: как написать взгляд так, чтобы он следил за зрителем из любой точки? Он возникает в том случае, если реалистично изображенная пара глаз смотрит прямо на зрителя, а художник точно проработал перспективу, свет и тени. Но Леонардо идет дальше и делает взгляд Лукреции тяжелым, напряженным, слишком серьезным и пристальным.

Леонардо да Винчи, «Прекрасная Ферроньера», ок. 1490, Лувр, СС0
Леонардо да Винчи, «Прекрасная Ферроньера», ок. 1490, Лувр, СС0

Посмотрите, прекрасная Ферроньера смотрит нам прямо в глаза прямо с монитора при любых перемещениях! Еще один штрих мастера - картина написана исключительно в оттенках красного и тускло-золотого. Леонардо снова достиг совершенства! 🌹