Продолжаем про крутые спутники планет Солнечной системы
Почти неделю назад я рассказывал про самый маленький шарообразный спутник Мимас, похожий на Звезду смерти. У Сатурна много прикольных лун, но давайте сегодня «улетим» подальше — к главному «лежебоке» нашей системы, Урану (лежебока, потому что его ось вращения почти перпендикулярна к плоскости, в которой он обращается вокруг Солнца).
Встречайте: Миранда. Тоже самый маленький из «шариков», только в окрестностях седьмой планеты, как «кузен» Мимас у шестой. Ее диаметр примерно 470 километров, то есть разница с самым маленьким «шариком», Мимасом, всего около 70 кило. Это лишь чуть меньше, чем три раза проплыть от берега Кронштадта до стадиона футбольного клуба «Зенит» на острове Крестовский.
Я пишу в обтекаемых формулировках про диаметры по двум причинам: даже крупные планеты не идеально шарообразны, так и эти малыши тем более. Мимас похож на яйцо, а Миранда — на сгусток осколков. Ну уж очень неровная у нее поверхность.
Вероятно, что в какой-то момент в Уран врезался настолько огромный объект, что повалил планету набок. А из последствий столкновения на орбитах, тоже опрокинувшихся, собрались спутники. У тел с поэтичнейшими названиями Титания, Оберон, Умбриэль и Ариэль хватило массы, чтобы стать довольно-таки гладкими. А у малышки Миранды не получилось «разгладить морщины».
На ней есть просто огромная «неровность». Отвесная скала высотой в 20 километров (кто-то утверждает, что меньше, но давайте надеяться на более крутой вариант). Напоминаю, что диаметр Миранды — 470. На Земле сопоставимая скала была бы 540 километров. То есть в нее бы врезалась МКС!
Называется скала — Уступ Верона (вокруг Урана все называют названиями из произведений Шекспира и Поупа). Более того, она может быть еще выше. Ведь у Миранды фотосессия была лишь однажды — в январе 86-го. Фотографом был Второй Вояджер и он не спрашивал, какая сторона у «девушки» рабочая. Из-за «боковой» оси Урана и, следовательно, такой же орбиты Миранды, она, несмотря на вращение вокруг собственной оси, к Вояджеру была повернута только южным полушарием. Уступ Верона находится как раз на границе дня и ночи. И точно продолжается на ночной стороне. Однако северное полушарие было во тьме, разглядеть было ничего невозможно.
Такой огромный уступ мог образоваться во времена бурной импактной молодости Миранды. Я намекаю на то, что с обратной, как сказал бы Роджер Уотерс из Pink Floyd, «темной стороны луны Урана» может быть огромный кратер аккурат, как на Мимасе. Но пока человечество не слетает туда еще раз, мы этого не узнаем.
P.S. Я тут заметил, что стал много внимания уделять шарам, хоть и в аспекте астрономии. Поговорю об этом со своим психотерапевтом.
Мойте руки, не болейте и читайте наши другие посты и канал в телеграм: t.me/black_sci
Кстати, какая болезнь сама страшная? Подсказка: речь пойдет не про коронавирус. Читайте здесь.
А еще знали ли вы, кто летал в космос до Гагарина? Узнайте.
Более того, тайна Атлантиды на самом деле уже раскрыта. Убедитесь тут.