Бредарор (Bredarör) - погребальный комплекс, сохранившийся от скандинавского бронзового века - огромный, 75 метровый курган. Он датируется между 1500 и 1300 годами до нашей эры. Расположен на юге современной Швеции, на берегу Балтийского моря.
Об этой гробнице местное население знало веками. И периодически использовало камни наружной обкладки кургана для своих строительных нужд. Центральная ее камера была документирована только в 1748 году . В этой камере находился каменный "гроб" размером 3,8 на 1 метр, образованный из вертикальных каменных плит. Захорошение за долгие годы своего существование не раз было разграблено. Традиция разграбления курганов в железном веке и в эпоху викингов была не только не осуждаема, но и воспета в сагах как героический подвиг, поэтому конечно, в этом нет ничего удивительного. В захоронении найдено некоторое количество человеческих костей, а также кости животных и небольшой плоский бронзовый фрагмент, который интерпретируют либо как фибулу, либо как навершие меча.
В народной памяти этот курган именовался Kungagraven, то есть, могилой короля. В 1930 году рядом с уже открытой камерой была открыта вторая конструкция, также созданная из поставленных вертикально камней. Ее назвали Prinskammaren, гробницей принца, из-за более скромных размеров.
Наибольший интерес представляют камни, из которых была выстроена сама камера или "гроб". 10 камней высотой и шириной около 1 метра и толщиной около 25 см образуют его стенки. Еще три больших камня закрывали конструкцию сверху. Камера достаточно строго ориентирована с севера на юг. На 7 из 8 камней, образующих боковые стенки, с внутренней стороны выполнена роспись.
Роспись внутренней поверхности трудно интерпретировать и нельзя сказать, изображает ли она фрагменты жизни усопшего или усопших, его предков, какие-либо мифологические сюжеты либо погребальный обряд. Учитывая современные данные относительно останков, найденных в захоронении, наиболее вероятными версиями кажутся мифологическая и описывающая деяния предков, так как в захоронении покоился не один вероятный вождь, а несколько поколений людей, которых могло связывать родство.
Однако, в росписи плит можно наблюдать изображения, легко узнаваемые во всем искусстве скандинавского бронзового века - особенно мотив "корабля", встречающийся на большом количестве памятников. Мотив коня, колесницы и топора также легко узнаваем и считываем. Не менее узнаваем и распространенный "солярный символ", представляющий собой крест в круге, однако он может быть интерпретирован в том числе и как колесо от колесницы.
Первый камень слева с южной стороны демонстрирует четыре фигуры в правом верхнем углу, которые можно интерпретировать как музыкантов. Трое из них,вероятно, дуют в большие изогнутые бронзовые рога, известные как Lur, которые находят по всей Скандинавии.
Трудно интерпретировать фигуры, расположенные левее музыкантов. Возможно, это барабанщики, также участвующие в ритуале. Фигуры в среднем ряду интерпретируют как жрецов, одетых в длинные одежды либо как женщин-плакальщиц, выполняющих какой-либо ритуал перед алтарем или даже самой погребальной камерой. В самом нижнем ряду этого камня можно видеть группы мужчин перед омега-образными предметами, которые можно интерпретировать как котлы. Котел, насколько мы знаем, являлся важным ритуальным и мифологическим элементом культур не только бронзового, но и железного века и как образ попал в большое количество мифов индоевропейских народов.
Второй "сюжетный" камень расположен на противоположной стороне от первого - он первый справа с северного края гробницы.
На нем мы можем наблюдать колесницу и вероятную сцену битвы в верхнем ряду, а также вероятно связанную с той же колесницей сцену "охоты" в среднем ряду. Третий ряд предствляет собой предположительно мужскую фигуру, ведущую процессию из восьми предположительно женских фигур. Эту сцену можно интерпретировать как мифологическую сцену и ритуальную процессию жрецов или жриц. Также возможно она указывает на практиемое в то время многоженство среди элиты, однако подтвердить эту версию довольно трудно.
Колесница на этом камне почти полностью совпадает с традицией изображения колесниц своего периода, а также имеет некоторое сходство со знаменитой Трундхольской колесницей, найденной на территории Дании и также относящейся к бронзовому веку.
Третий сильно заинтересовавший меня камень расположен в левом ряду с южной стороны и на нем можно считать четыре образа. Все они говорят о военном деле и возможном занятии обитателей этого кургана. В первую очереь это очень характерные и переданные в точности и детализации бронзовые топоры, находки и изображения которых известны для северного бронзового века.
Еще одной фигурой является предположительно копья либо клинки мечей. Также вероятно, что это могли быть и наконечники стрел с черешковым методом крепления. Большой треугольник стоящий на некоем широком основании в центре изображения трудно интерпретировать ввиду распространенности его формы. Он может символизировать и шлем, и сам курган, и какой-либо ритуальный объект. Однако нижняя фигура совершенно точно демонстрирует форму корабля своего времени, повторяющуюся в многочисленных находках от наскальной росписи до мелкой пластики. Знаменитая лодка из Хьортспринга вероятно является единственным на сегодняшний момент материальным памятником этой культуры кораблетроителей, ходившей вдоль побережья Балтийского и Северного морей и оставлявших изображения своих кораблей повсюду. Она была обнаружена в болоте близ поместья Хьортспринг на севере датского острова Альс и датируется IV-III веками до нашей эры.
Отсутствие большого количества артефактов в захоронении затрудняет интерпретацию многих его аспектов. Однако, актуальный анализ останков позволил выяснить, что гробницей пользовались на протяжении долгого времени и в ней захоранивали несколько поколений людей, вероятно, на протяжении нескольких веков. Сохранившиеся останки принадлежали очень молодым людям, от 14 до 25 лет. Часть была кремирована, часть - нет.
Возможно перед нами родовая гробница, куда на протяжении поколений попадали умершие представители одного знатного рода (подобная практика известна и в неолитическое время и является характерной для мегалитических культур западной Европы).
Современные исследования показывают, что практика использования погребальных курганов на протяжении поколений была распространенным явлением Бронзового Века и некоторые из курнагов продолжали использоваться даже в железном веке, что указывает на гомогенность или как минимум, преемственность населения региона на протяжении долгого времени.
Душеспасительная литература о северной бронзе:
1. Goldhahn, Joakim. (2015). Bredarör on Kivik: A Monumental Cairn and the History of Its Interpretation. Antiquity. 83.
2. COLES, J., A.F.HARDING. The Bronze Age in Europe: an introduction to the prehistory of Europe, c. 2000-700 BC. London: Methuen. 1979
3. HARDING, A.F. European societies in the Bronze Age. Cambridge: Cambridge University Press. 2000.
4. RANDSBORG, K. 1993. Kivik: archaeology and iconography. Acta archaeologica 64
5. Клиндт-Йенсен, Оле. Дания до викингов. СПб. : Евразия, 2003
6. KRISTIANSEN, K., T.B. LARSSON. The rise of Bronze Age society. Cambridge: Cambridge University Press. 2005
Благодарю за внимание!