Да, расхожая шутка про то, что "все болезни от нервов" – по сути, и есть девиз моей специальности. Так вышло, что в медицине человека у нее нет аналога. Для простоты ее можно называть "звериной психиатрией".
Собственно, "три кита" психоневрологии – это #психосоматика, #психомоторика и #психоиммунология. И, если с психосоматикой еще хоть что-то понятно, то психомоторика и, особенно, психоиммунология для многих – темный лес.
На самом же деле все довольно просто и доступно человеческому разуму.
Психосоматика – это прямые связи между функционированием всех уровней нервной системы и управляемых ею органов. Ключевое ее понятие известно в физиологии как "нервизм" – теория о центральной управляющей роли нервной системы в организме. Конечно же, механизмы управления реализуются не только нервными импульсами, но и, например, гормональной регуляцией, эндокринными процессами и т.д. Нельзя отрицать и определенную самостоятельность – "автоматию" органов, ярчайшим примером которой можно считать сердечный ритм. Но нервная система неизбежно реагирует на события внешней (и, что не менее важно – внутренней) среды, внося коррективы даже в деятельность органов, обладающих известной автономией. Вы замечали, как начинает биться сердце, когда Вас что-то напугало? Это и есть реакция нервной системы. Кстати, это один из компонентов стрессовой реакции, о которой уже говорилось.
Психомоторика. Казалось бы, что можно о ней сказать, кроме самых общих слов? Связь между нервной системой и мышцами – самая прямая. При любой активности нервная система должна отправить управляющие импульсы в необходимые мышцы – чтобы бежать, драться, говорить. Даже чтобы посмотреть в нужную сторону – нужны импульсы, поступающие в мышцы глазного яблока. Однако мы часто забываем, что связь эта – вовсе не односторонняя. И от многих мышц в мозг тянутся чувствительные нервы. Основное их предназначение – "корректировка огня", то есть определение необходимого объема и силы движений. Но при определенных условиях они служат и генератором нервных импульсов определенного ритма и силы. Это можно использовать для устранения "раздрая" в истощенной или вышедшей из-под контроля нервной системе.
И на закуску самое интересное – психоиммунология. В медицине человека есть направление, которое называется похоже и, вроде бы, даже более полно – психонейроиммунология. Но нам неинтересно разделять "психо-" и "нейро-". Поэтому именно так: психоиммунология.
А дело-то в том, что нервная и иммунная системы – это даже не близнецы. Это единое и неделимое целое. Вообще, иммунная система – понятие, можно сказать, сугубо виртуальное. Это совокупность не только органов, но и функций, обеспечивающих приспособление к различным вредоносным факторам, в просторечии именуемым стрессорами. Понятие #иммунитета гораздо шире, чем противостояние инфекции. Это комплекс, ответственный за физиологическую #адаптацию. Иммунные реакции, по сути – ничто иное, как "логическое продолжение" физиологической составляющей механизма стресса. Нервная же система реализует ту же самую адаптацию своими путями, одновременно направляя физиологические процессы. Именно поэтому здоровая нервная система – залог крепкого иммунитета.
Так что же такое #психоневрология? Вы уже наверняка догадались, почему в самом начале было сказано, что все болезни – от нервов. А теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Что мы знаем о нервной системе? В ветеринарной медицине (сельхозживотных) на все-про-все существует одно-единственное понятие – невроз. Причем определение его предельно расплывчато: это некое нарушение баланса процессов возбуждения и торможения. Под это можно подвести практически любое нервное расстройство, хоть бы даже банальный неврит. Между тем, у медиков существуют более точные определения и описания разных расстройств. Однако, ни человеческая психиатрия, ни науки, изучающие поведение животных, нам ничем помочь не могут. "Серьезные" психиатры изучают, в основном, расстройства личности, коими животные не страдают, а поведение животного – лишь отражение тех подчас бурных внутренних процессов, которые могут приводить к проблемам.
Ближе всего к интересующей нас проблеме #неврология (раньше так называлась только сама дисциплина, а врачебная специальность звучала более понятно – #невропатология; потом это разделение ликвидировали). Но она базируется на физиологии нервов и исследует, как правило, сиюминутное состояние одного отдельно взятого участка. Например, неврит лицевого нерва или радикулит будет предметом интереса врача-невролога. А, скажем, судорожные припадки неврологам изучать и лечить уже трудно: это подразумевает взаимодействие сразу нескольких систем организма, да еще и изменяющееся во времени.
В мою специальность входят как раз функциональные расстройства, то есть те, которые не связаны с глубокими изменениями в организме. Меня интересует не просто текущее состояние дел в одном отдельно взятом нерве, а динамика процесса – от его причин до исхода. Кто не верит – попробуйте еще раз проследить всю цепочку взаимосвязей. И зачастую оказывается, что при отказе конечностей или судорожном припадке надо не УЗИ головного мозга делать (шутка для тех, кто понимает), а просто немножко изменить образ жизни пациента. Хотя для многих именно это и представляет проблему – ведь все эти связи нельзя "пощупать", а найти болячку и успокоиться, дав таблетку, намного легче.
Вот и получается, что болезни приключаются от нервов, а понять все взаимосвязи в единой системе поможет как раз психоневрология.