Найти в Дзене

Вся правда о банде “Острые козырьки”

Оглавление

Кадр из сериала "Острые козырьки"
Кадр из сериала "Острые козырьки"

В популярном сериале Томми Шелби и его люди напоминают могущественных американских гангстеров эпохи запрета. Это имеет мало общего с историческими событиями.

Террор на улицах продолжается. Никто никогда не объяснял им, что полицейский - это не просто цель, в которую бросают кирпич, - жаловалась Бирмингемская почта осенью 1901 года. Это был действительно «тёмный период» для офицеров из второго по величине британского мегаполиса. Банды молодых хулиганов не уважали униформу. Как раз наоборот - она действовала на них как холст для быка. Только в 1901 году в городе было зафиксировано 507 нападений на сотрудников милиции. Эти цифры более впечатляющие, если добавить, что в то время в Бирмингеме их было 700 человек.

Среди сотен кровавых инцидентов в городских переулках многие закончились трагически. Однажды июльской ночью 1901 года полицейский Чарльз Гюнтер был вызван на семейную ссору в центре города Госта Грин. По пути он встретил трех молодых мастеров - Джорджа Фаулза, Джозефа Адея и Джона Дэвиса - которые потягивали табачные изделия и пели. Офицер указал им, что они могут вести себя немного тише, а затем пошел вмешиваться в соседний дом. Этот короткий разговор, как выяснилось позже, был «ошибкой», которая стоила ему жизни.

Успокоив домашнюю драку, Гюнтер вышел на улицу. Он не смог пройти далеко. В бледном свете ламп можно было видеть, как местная банда окружала его все более тесным кругом. Дюжина головорезов в кепках, в том числе трое молодых людей, упомянутых выше, что-то кричали, а затем начали бросать кирпичи в офицера. Один из них ударил его по лбу. Через некоторое время мужчина упал на тротуар, обильно обливаясь кровью. Собравшиеся нанесли ему еще несколько ударов ногами, а затем скрылись.

Вскоре Чарльз Гюнтер был госпитализирован. Он был без сознания и частично парализован. Несмотря на ряд операций, его не удалось спасти. Он умер в октябре.

По стандартам викторианской Англии его убийцы были приговорены к удивительно лёгким приговорам. Трое молодых людей получили 15 лет тюрьмы. Несмотря на это, оправдывая приговор, судья обратился к виновным, выразив убеждение, что «приговор станет явным предупреждением для всех людей вашего типа, которые не могут контролировать агрессию после употребления алкоголя». К сожалению, это не так. Бирмингем был известен в течение следующих нескольких лет во всей Империи как «город острых козырьков», «диких зверей в человеческой шкуре», как писала о них пресса.

За эти годы эти викторианские преступники превратились в черную легенду, которая породила сюжет всемирно известного сериала BBC Gangster. На самом деле, как и многие продукты поп-культуры, это не имеет ничего общего с исторической правдой об “Острых козырьках“.

Слоган Банды

В 18 и 19 веках Бирмингем был мировой столицей прогресса в эпоху промышленной революции. Именно там было запатентовано много прорывных изобретений: прядильная машина, которая механизировала текстильную промышленность; современная доменная печь, которая изменила облик металлургии, и, прежде всего, паровой двигатель Джеймса Ватта. Именно здесь, в районе Сохо, с 1766 года действовал завод Мэтью Боултона, пионера массового производства с использованием конвейера. В последующие десятилетия местные изобретатели не тормозили. В 1855 году Александр Паркс изготовил первый пластик, а ранее, в 1839 году, Роулэнд Хилл изобрел марки и почтовую систему, которая внедрила весь мир. Символом статуса Бирмингема как центра цивилизации той эпохи было то, что он был там в 1830-х годах.

С динамичным развитием крупной промышленности в городе произошел демографический взрыв. В 1801 году его население составляло 73 тысячи человек. Бирмингем стал вторым по величине мегаполисом в Великобритании после Лондона. В 1890-х годах местное политическое учреждение недаром заявило, что это «лучший и наиболее эффективно управляемый город в мире». С гордостью подчеркивалось, что все компании, ответственные за предоставление резидентам газа, воды и других коммунальных услуг, принадлежат местному правительству, что в то время не было стандартом. Однако образ Бирмингема как современного мегаполиса - богатого и озабоченного своими гражданами - имеет одну большую особенность. Это была систематически растущая проблема жестокого насилия, что являлось обычным явлением в рабочих кварталах. Откуда она взялась?

Переулок в рабочем районе Бирмингема в 1870-х годах
Переулок в рабочем районе Бирмингема в 1870-х годах

Бирмингем во второй половине 19 века - город молодежи. Около 30 процентов жителей были моложе 15 лет, а более половины были моложе тридцати. Большая часть населения жила в плотно застроенных и бедных пролетарских районах, где не было видно ни площади, ни парка. Естественно, осью их жизни была улица. Дети и молодые люди играли там. Там, особенно в пабах, также работали молодые работники с набережной. Они собрались большими группами, чтобы занять себя, включая игру в монеты (короче: игроки бросали монеты в цель; тот, кто ударил ближайшую монету, выиграл монеты, брошенные другими).

Жизнь в куче, в зарослях рабочих домов, привела к установлению прочных связей между соседями и созданию местной самобытности. На каждой улице была своя хулиганская банда молодежи и рабочих. Эти группы часто сражались друг с другом на камнях и палках, защищая «микро родины» или мстя мучителям избитых подружек невесты. Иногда в этих сражениях принимали участие от пяти до шести сотен человек. В то время эти группы также были известны как “разбитые” банды. Мы должны подчеркнуть, что они чаще всего не были вовлечены в какую-либо преступную практику. Их члены были связаны не столько грязным бизнесом, сколько духом товарищества, местной идентичностью и общими врагами, то есть прежде всего полицейскими.

Офицеры из Бирмингема, находящиеся под давлением местной элиты, пытаются бороться с неопрятными бандами с начала 1870-х годов. Большие группы молодых людей играли на улицах, играя в монеты (в викторианской Англии эта относительно невинная игра на улице считалась "чумой"). Вмешались во время уличных столкновений банд или их пиршеств на тротуарах, которые не давали спать целым помещениям (особенно в ночь с субботы на воскресенье). Причина была проста - полицейских просто не хватало. Один был тогда на 813 жителей. При такой пропорции правоохранительные органы не имели ни малейшего шанса дисциплинировать массы пролетарской молодежи.

Одной из долговременных последствий попыток офицеров укротить банды стала растущая враждебность и неуважение к униформе. Для мятежных и все более сознательных молодых рабочих они стали символом ограничения свободы ненавистной буржуазией. Кроме того, этот символ имел слабость в том, что его можно было легко «уничтожить». У полицейских не было огнестрельного оружия, и они часто ходили одни. Поэтому хулиганы не стеснялись нападать на них. Только в 1867 году они атаковали блюстителей закона целых 465 раз!

Подобные ситуации произошли 7 марта 1875 года. В одной из таверн двое полицейских арестовали человека, подозреваемого в краже со взломом. Более двадцати его товарищей по банде, которые были в помещении, защищали пленника. Они окружили полицейских на улице, бросали в них грязь и камни. Те, кто не боялся шутить, освободили заключенного. Затем к акции присоединились еще два офицера, которые пришли на помощь в окружении коллег. Для них это закончилось трагически - один из полицейских был избит палками, а его лицо было порезано, а другому был нанесен удар в шею во время боя. Первый стал калекой на всю жизнь, второй умер. После драки, которая была прекращена только массовым вмешательством военнослужащих, были задержаны 12 нападавших в возрасте от 17 до 23 лет. Показательно, что все уже были наказаны за нападения на сотрудников полиции.

Такое впечатляющее насилие в рабочих кварталах регулярно сотрясало Бирмингем в течение следующих нескольких десятилетий, долгое время после того, как членов бандитских группировок стали называть пиковыми шорами.

Острые Козырьки

В журнале «Бирмингемская почта» от 24 марта 1890 года в прессе впервые появилось название «Острые козырьки». Это было определено как три головореза, которые двумя днями раньше избили некоего Джорджа Иствуда среди бела дня, почти сломав ему череп тяжелым пряжками ремней (мужчина "попал под" своих мучителей ... потому что он пил безалкогольное пиво).

Этот термин был тесно связан с модой, которая преобладала в то время среди членов бандитских группировок. Наряд пролетарского хулигана, следовавший тенденциям, состоял из тяжелой кожаной обуви, брюк-колготок, куртки, жилета, шелкового шарфа и, прежде всего, кепки, которая плохо пеленалась - так, чтобы она закрывала один глаз. Из последнего элемента одежды было взято название всей субкультуры (peak - от английской вершины; речь идет о перекошенной «вершине» кепки, blinder - от английских слепых; здесь речь идет о закрытии одного глаза).

Кстати, следует отметить, что настоящие острые козырьки, в отличие от героев сериала BBC, никогда не использовали лезвия с плоским ножом в качестве оружия. Разобравшись с этой нитью, продюсеры сериала повторили «городские легенды», которые о бандитах из Бирмингема не возникали до 1930-х годов. Определенно любимым оружием настоящих викторианских хулиганов были кожаные ремни с тяжелыми металлическими пряжками. Они также часто использовали ножи, камни и выглаженную обувь.

Кроме того,острые козырьки, в отличие от команды вымышленного босса Томми Шелби, не создали какой-либо обширной мафиозной структуры. Действительно, в подавляющем большинстве они вообще не участвовали ни в каких сделках, и при этом они даже не были более организованы в иерархические преступные группы. Ежедневно большинство из них честно зарабатывали, как фабричные рабочие или ремесленники. Многие, согласно судебным протоколам, считались отличными работниками. Проблемой для общества были эксцессы, которые они совершали в нерабочее время, когда они встречались со своими подругами: пьянство, азартные игры, ругань, преследование женщин на улице, массовые драки, жестокие избиения, изнасилования и, прежде всего, пресловутые нападения на офицеров. Поэтому среднестатистический пикантный блин был довольно жужжащим и злющим молодым человеком,чтобы не оставить читателя недосказанным, представим одного из типичных представителей острых козырьков. Генри Лайтфут, родившийся в 1873 году, происходил из рабочей семьи Бирмингема. Он попал в первый конфликт с законом, когда ему было 13 лет. Он украл утку, за что провел 7 дней в тюрьме. Два года спустя он потратил два года на кражу восьми медных дверных ручек. В последующие годы его несколько раз сажали в тюрьму за такие «зрелищные» преступления, как кража куртки или голубя. Когда ему было 20 лет, он трижды приземлялся за решеткой за преступления, связанные с насилием: шесть раз за избиения и дважды за нападение на офицера. Свой последний срок он получил в 1907 году за кражу 12 веников. Интересно, что во время Первой мировой войны он добровольно вызвался в армию, снижая свой возраст, просто чтобы попасть на фронт Франции. Служа родине, он больше не возвращается на путь порока. Как вы можете видеть, даже сильно деморализованный пикантный блиндер не выглядел как член серийной банды мафиози.

Гарри Фаулз - один из юных пикалистов
Гарри Фаулз - один из юных пикалистов
Генри Лайтфут на полицейской фотографии
Генри Лайтфут на полицейской фотографии

Конец эры хулиганов

Как уже упоминалось в начале, наиболее возмущенное общественное мнение в Бирмингеме и, в более общем плане, на островах, повторяет ежедневные нападения несовершеннолетних хулиганов на сотрудников полиции. Они достигли рекордного уровня в 1898 году, когда им было разрешено 623 раза (всего в то время в городе было 700 человек в форме). Для многих офицеров они закончились инвалидностью или смертью. Пресса требовала от властей решительной реакции. Она назвала острые козырьки «человеческими паразитами», которые «должны быть уничтожены».

В 1899 году местное правительство поручило эту задачу Чарльзу Раптеру, опытному полицейскому из Белфаста. Этот строгий ирландский протестант полностью реформировал правоохранительные органы в Бирмингеме. Он увеличил число офицеров до 900. Он изменил способ их набора - были отобраны только хорошо сложенные кандидаты с боевым отношением. Кроме того, он запретил полицейским патрулировать улицы по одному (как показывает статистика, в то время они чаще подвергались нападениям).

Усилия Стропила были поддержаны справедливостью. Строгие приговоры были вынесены за насильственные преступления, особенно за повторных преступников. Наконец, власти также поддержали жителей бедных кварталов. В большей степени, чем раньше, они начали сотрудничать с полицией, преодолевая их страх перед местными бандами бандитов.

Сэр Чарльз Хотон Стропор (1860–1935) - начальник полиции в Бирмингеме (1899–1935), покоритель острых осколков
Сэр Чарльз Хотон Стропор (1860–1935) - начальник полиции в Бирмингеме (1899–1935), покоритель острых осколков

Последствия крестового похода не заставили себя долго ждать. Уже после 1905 года активность острых козырьков значительно упала. Однако незадолго до Первой мировой войны в рабочих кварталах Бирмингема в прошлом была эпидемия насилия. Что случилось? Некоторые из старых, склонных к битве, несовершеннолетних хулиганов повзрослели - у них была хорошая работа и они создали семьи. Другие были успешно усмирены властями. Однако для следующего молодого поколения, которое также может пойти не так, были созданы альтернативные формы проведения свободного времени, более привлекательные, чем уличные развлечения. Футбольные и боксерские клубы образовались как грибы после дождя.

Вскоре после Первой мировой войны острые козырьки были только героями городских легенд. Теперь сериал BBC создал большое количество мифов вокруг них. Несомненно, что историческая правда не является даже наполовину сенсационной в этом случае, как правда экрана.