Найти тему
Музей истории религии

Полковые батюшки

Мы начинаем серию рассказов, посвящённых деятельности российского военного духовенства.

Несмотря на изначально тесную связь религии с армейской структурой, официальное оформление института военного духовенства, в первом приближении, произошло при Петре I. По Уставу воинскому 1716 года, при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года было повелено на каждом корабле военно-морского флота иметь по одному иеромонаху. В это время сложилась традиция: в сухопутные войска священников старались набирать из белого, а на флот – из чёрного духовенства (монашества).

Главой корабельных священников был обер-иеромонах, полковые священники сухопутной армии находились в ведении местных епархиальных архиереев. В военное время, начиная с 1746 г., когда полки уходили с мест постоянной дислокации для руководства над ними назначались обер-полевые священники. Павла I указом от 4 апреля 1800 года постановил оставить должность обер-полевого священника на постоянной основе. Первым эту должность занял в 1797 году протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский.

Обер-священник П.Я. Озерецковский
Обер-священник П.Я. Озерецковский

Павел Петрович приблизил к себе нового обер-полевого священника, и предоставил ему право личного доклада, в то время как архиереи могли сообщаться с Императором только через обер-прокурора Святейшего Синода. 9 апреля 1800 г. П.Я. Озерецковский был назначен обер-священником всей армии. Это одновременно усиливало его влияние на полковых священников не только в военное, но и в мирное время, а также способствовало выделению военного духовенства в отдельный институт. Для подготовки кадров Павел Яковлевич предложил открыть специальное учебное заведение – армейскую семинарию. Учебную программу в ней предполагалось усилить рядом предметов, к примеру – современными языками, что считалось полезным, если войска окажутся за рубежами России. Проект семинарии был одобрен императором и 4 июля 1800 г. она открылась. Гибель Павла I, конфликт П. Я. Озерецковского с митрополитом Амвросием (его дядей), отдалили обер-священника всей армии от престола. Многие его замыслы не были реализованы, а 4 сентября 1818 года из-за нехватки финансирования закрылась и армейская семинария.

В 1815 году при образовании Главного штаба армии в его штат была введена должность обер-священника с подчинением ему духовенства гвардии и гренадерского корпуса. Назначения на эту должность производились непосредственно Императором по представлению Святейшего Синода. В 1858 году обер-священники стали именоваться главными священниками. В их полномочия входило:

• руководство всеми церквами и духовенством военного и морского ведомств;

• посещение школ солдатских детей и учебных команд при полках;

• руководство благотворительными учреждениями при церквах военного и морского ведомств;

• ежегодное представление Святейшему Синоду отчетов о состоянии вверенного ему управления;

• избрание кандидатов и представление их местным архиереям для канонического утверждения и рукоположения лиц, еще не посвященных в пресвитерский и диаконский сан, а для священнослужителей, перемещаемых в другие части, - получение на то разрешения местного архиерея;

• назначение псаломщиков в военные соборы и церкви;

• назначение в соборы и церкви гвардейского корпуса преимущественно заслуженных протоиереев и священников;

• разрешение спорных вопросов, возникающих между военным начальством и военными священниками при исполнении церковно-богослужебных обязанностей.

В период Кавказской войны (1817—1864 гг.) в действующей армии на Кавказе появилась своя система управления полковым духовенством. Ещё в 1816 г. был сформирован штаб отдельного Грузинского корпуса, при котором корпусным священником стал протоиерей Грузинского гренадерского полка Авраамов. В 1840 году эта должность была переименована в обер-священника корпуса, а затем Кавказской армии. С 1858 года - главный священник Кавказской армии.

К 80-м годам XIX в. назрела необходимость реорганизации управления военным духовенством, более чёткого определения его прав и обязанностей, повышения престижности службы полковых батюшек. Для этого на основании положения Военного совета и мнения Государственного совета, высочайше утвержденных соответственно 24 июля и 21 декабря 1887 года, духовенству в войсках, управлениях и учебных заведениях военного ведомства предоставлялись новые права и льготы, было повышено жалование. Положением предусматривались также надбавки к жалованью за выслугу 10 и 20 лет в ведомстве главного священника гвардии и гренадер, армии и флота.

12 июня 1890 года было утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного ведомства», согласно которому во главе военного духовенства становился Протопресвитер военного и морского духовенства, который имел право:

• Избирать, назначать и увольнять должностных лиц духовного управления, а также священно- и церковнослужителей военного ведомства;

• Представлять их к наградам и налагать на них дисциплинарные взыскания;

• Расходовать церковные суммы.

• Контролировать деятельность подведомственных ему церквей и посещать находящиеся при войсковых частях школы солдатских детей и учебные команды.

Вместе с тем структура военного духовенства приняла стройный вид. 

Протопресвитер военного и морского духовенства

Главные священники округов

Главные священники армий

Дивизионные, бригадные, гарнизонные благочинные

Полковые, госпитальные и тюремные священники

К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Департаменту военных священников были подчинены 24 военных собора, сотни церквей (437 полковых, 13 крепостных, 32 госпитальные, 17 тюремных, 33 судебные и так далее), а также целый ряд лечебных, учебных и прочих богоугодных заведений. Основная тяжесть пастырской работы легла на плечи полковых и корабельных священников. «Положение…» и прочие, более поздние документы определяли их обязанности:

• в строго назначенное время совершение в полковой церкви богослужений во все воскресные и праздничные дни;

• по соглашению с полковым начальством подготовка военнослужащих к исповеди и принятию Святых Таинств с помощью поучений и внебогослужебных собеседований;

• совершение Таинств и молитвословий для военнослужащих в церкви и их домах; 

• подготовка церковного хора для пения при богослужениях;

• ведение бесед, наставление воинов в истинах православной веры и правилах благочестия, назидание и утешение болящих в лазаретах;

• преподавание Закона Божия в полковых школах, солдатским детям, учебным командам (с согласия военного начальства они могли устраивать внебогослужебные беседы и чтения).

В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала.

22 апреля 1911 г. должность Протопресвитера армии и флота занял Георгий Иванович Шавельский: священник 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и благочинный 9 Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, затем Главный полевой священник 1-й Маньчжурской армии – участник Русско-Японской войны. 

Протопресвитер армии и флота Г.И. Шавельский
Протопресвитер армии и флота Г.И. Шавельский

Г.И. Шавельским была разработана Инструкция обязанностей военного священника на поле боя и в тылу, которые были уточнены на проходившем 1-11 июля 1914 года в Санкт-Петербурге 1-м Всероссийском съезде военного и морского духовенства. Помимо прежних обязанностей (требы, проповеди, распространение духовной литературы, борьба с сектантами и пьяницами) полковые священники должны были помогать в перевязке ран, эвакуации с поля боя убитых и раненых.

Хромолитография «Рождественская молитва на позиции»
1914-18 гг.
Хромолитография «Рождественская молитва на позиции» 1914-18 гг.

Им приписывалось извещать родных о смерти солдат, создавать общества помощи семьям убитых и увечных воинов, заботиться об уходе за воинскими захоронениями, устраивать походные библиотеки. По замыслу Г.И. Шавельского, военные священники должны были также наблюдать за политическими настроениями военнослужащих. 

Однако, несмотря на свои сугубо мирные обязанности, полковые священники, участвуя в военных действиях зачастую проявляли пример мужества и героизма, что отмечалось командирами частей.

Картина «Молебен у зарядного ящика» 
1914-18 гг.
Картина «Молебен у зарядного ящика» 1914-18 гг.

Так, сам Г.И. Шавельский за свои действия в ходе Русско-Японской войны был награждён орденом Св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами, наперсным золотым крестом из кабинета Е. И. Величества на Георгиевской ленте. Практически во всех войнах, в которых участвовала Россия можно найти примеры подвигов полковых священников, о которых мы поговорим в следующих сюжетах.

P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)