Мои ученики всегда хотят меня порадовать!
Для описания развития эпидемий существуют различные математические модели. Одну из них, SIR, я решила разобрать поглубже на уроках математики в моем выпускном 3 классе гимназии (что соответствует 12 классу). Тем более, что устные экзамены у нас отменили, а на уроках чем-нибудь заниматься надо.
Ученики выбрали разные страны, данные по каждой стране были взяты в интернете. Один из моих учеников работал с Россией.
Вкратце расскажу суть такой модели:
Эпидемия развивается следующим образом:
- Существует закрытая популяция людей, которые здоровы ( Susceptible). На схеме численность этого множества обозначена графиком синего цвета.
- Внезапно в популяции появляется человек- носитель заразы.
- Люди начинают болеть и переходят в статус зараженных ( Infectious ). Численность зараженных индивидов в популяции описывает красный график.
- Затем происходит одно из двух- или человек выздоравливает, или умирает и переходит в статус "выздоровевшие и умершие" (Recovered )- зелёный график.
Как мы видим на схеме, количество здоровых людей при эпидемии будет уменьшаться, а количество больных- увеличиваться, и в какой-то момент достигнет максимума, что отчетливо видно на красном графике. Число "восстановившихся" будет расти до тех пор, пока не сравняется с числом популяции - то есть пока все не переболеют.
Что получил мой ученик? Первая попытка:
Сначала ученик взял численность всего населения России (серая линия), но при таких масштабах анализ сделать невозможно, потому процент болеющего населения небольшой.
Вторая попытка:
Тогда мой ученик удалил со схемы численность популяции, чтобы поближе посмотреть на два других графика.
Что же мы видим? Численность заразившихся (синий график) скоро достигнет 400 тысяч, а общая численность выздоровевших и умерших (оранжевый график) переваливает за 150 тыс.
Мой ученик сделал следующие выводы:
- Перелом в развитии болезни еще не наступил, так как синий график не достиг своего максимума.
- Применять модель на примере России не имеет смысла, потому что плотность населения очень разная, и скорость заражения (то есть "крутизна" графика) в разных регионах будет разной.
Читайте также другие рассказы про моих учеников и математику:
Как смоделировать рост гриба при помощи математики
Как рисовать картины при помощи математической программы